1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся
В 2016-2017 учебном году веду уроки математики (с 21.11.16) в 5А,В, 6А,Б, 9А классах. Недельная учебная нагрузка – 25 урочных часов и 1,5 часа факультативных занятий в 9А классе. С первых уроков математики стараюсь привить любовь к своему предмету, показать значимость математики для жизни и окружающего нас мира. Образовательный процесс выстраиваю в соответствии с основными образовательными программами школы, в основу которых положена идея реализации личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу.
Новая концепция развития образования на 2016-2020 годы, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее - ФГОС), ставят главной задачей развитие личности ученика, стремящуюся к реализации своих возможностей, способную на осознанный и ответственный выбор в любой жизненной ситуации, поэтому развиваю у учащихся познавательную активность и интерес к предмету, как на уроках, так и во внеурочное время. Системой вопросов готовлю учащихся к восприятию математических понятий, применяю в своей работе элементы дифференцированного обучения. Различными методами и приемами стимулирую мыслительную деятельность обучающихся, стараюсь создать рациональную и взаимосвязанную систему изучения, обобщения, проверки знаний и умений. Кроме того, чередую индивидуальные и фронтальные формы деятельности обучающихся, что позволяет успешно развивать индивидуальные способности школьников.
Использую активные формы занятий: игры, групповые обсуждения, мозговой штурм, анализ практических ситуаций для создания на уроках атмосферы сотворчества, доброжелательного, искреннего, доверительного общения. Интерес к предмету вырабатываю не только активными методами, нестандартными заданиями, но и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной, познавательной и, в то же время интересной работы. В результате использования активных методов повышается эмоциональный отклик школьников на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении.
Стараюсь готовить обучающихся к самостоятельной жизни и развивать у них потребность постоянно учиться, обучаю планировать, контролировать свою деятельность, группировать учебный материал, сопоставлять, выделять главное, находить несколько решений задачи, делать выводы, при этом аргументируя свой ответ.
Результаты по итогам 2015-2016 учебного года
Предмет | Класс |
Количество учащихся |
Доля учащихся, освоивших программу |
Доля учащихся, освоивших на «4» и «5» |
МАТЕМАТИКА |
5а |
30 |
100% |
43% |
МАТЕМАТИКА |
5б |
30 |
100% |
63 % |
Результаты по итогам года в 5б классе выше средних значений на данной параллели, т.к. на этой параллели ещё в четвертых классах были сформированы два класса из трех и дети, входящие в группу риска с низким уровнем подготовки, были собраны в 5а класс.
Предмет | Класс |
Количество учащихся |
Доля учащихся, освоивших программу |
Доля учащихся, освоивших на «4» и «5» |
АЛГЕБРА |
7а |
31 |
100 % |
29 % |
АЛГЕБРА |
8а |
31 |
100 % |
68 % |
АЛГЕБРА |
11 |
16 |
100% |
55% |
Предмет |
Класс |
Количество учащихся |
Доля учащихся, освоивших программу |
Доля учащихся, освоивших на «4» и «5» |
ГЕОМЕТРИЯ |
7а |
31 |
100 % |
29 % |
ГЕОМЕТРИЯ |
8а |
31 |
100 % |
68 % |
ГЕОМЕТРИЯ |
11 |
16 |
100% |
63% |
Результаты по итогам 1 полугодия 2016-2017 учебного года (в сравнении с результатами по итогам 2015-2016 учебного года)
МАТЕМАТИКА
Учебный год | Класс |
Количество учащихся |
Доля учащихся, освоивших программу |
Доля учащихся, освоивших на «4» и «5» |
2015-2016 |
5а |
30 |
100% |
13 - 43% |
2016-2017 |
6а |
28 |
100% |
11 – 39% |
2015-2016 |
5б |
30 |
100% |
19 - 63% |
2016-2017 |
6б |
26 |
100% |
17 – 65% |
2016-2017 |
5а |
21 (1 инд) |
100% |
13 – 65% |
2016-2017 |
5в |
20 (2инд) |
10% |
7 - 39% |
Снижение качества знаний в 6-х классах произошло из-за выбытия из школы за лето обучающихся, освоивших программу на «4» и «5».
Дважды в год провожу мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов с целью получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий и коррекции дальнейшей деятельности у обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
АЛГЕБРА
Год | Класс |
Количество учащихся |
Доля учащихся, освоивших программу |
Доля учащихся, освоивших на «4» и «5» |
2015-2016 |
8а |
31 |
100% |
21 – 68% |
2016-2017 (1 полугодие) |
9а |
31 |
100% |
19 – 61% |
ГЕОМЕТРИЯ
Год | Класс |
Количество учащихся |
Доля учащихся, освоивших программу |
Доля учащихся, освоивших на «4» и «5» |
2015-2016 |
8а |
31 |
100% |
21 – 68% |
2016-2017 (1 полугодие) |
9а |
31 |
100% |
18 – 58% |
Снижение результатов произошло при обобщении знаний по курсу алгебры 7-9 класса. Выявлено у некоторых учащихся навыков учебного поведения. Недостаток этого навыка выражается в слабой ориентировке в заданиях, не умением сконцентрироваться на нужном вопросе, не умением самостоятельно работать с учебником. Кроме того, снижение качества знаний учащихся в связано с пропусками учебных занятий без уважительных причин, низкой мотивации учащихся на учебу. В целом, результаты стабильные и выше средних показателей на параллели.
Результаты итоговых контрольных работ за 2015-2016 учебный год и контрольных работ за 1 полугодие 2016-2017 учебного года
Год |
Класс |
Количество учащихся, писавших работу |
Средний балл |
Получили «4» и «5» (в %) |
2016-2017 |
5а |
15 |
3 |
15% |
2016-2017 |
5в |
15 |
2,4 |
7% |
2015-2016 |
5а |
29 |
3 |
24% |
2016-2017 |
6а |
19 |
3 |
32% |
2015-2016 |
5б |
25 |
3,28 |
36% |
2016-2017 |
6б |
10 |
2,7 |
10% |
2015-2016 |
||||
алгебра |
8а |
26 |
2,8 |
15% |
2016-2017 |
||||
алгебра |
9а |
16 |
3,1 |
20% |
геометрия |
16 |
3,1 |
18% |
Дата |
Класс |
Вид работы |
Кол-во учащихся, справившихся с заданием (в %) |
Получили
|
Средний балл |
|||
По классу |
По школе |
По классу |
По школе |
По классу |
По школе |
|||
Сентябрь 2016 |
9а |
входной контроль в форме ОГЭ (2ч) |
60 |
- |
10 |
- |
7 |
- |
21.10.2016 |
Репетиционное тестирование в форме ОГЭ |
80,6 |
63,8 |
19,4 |
10,3 |
10 |
7,6 |
|
Декабрь 2016 |
Репетиционное тестирование в форме ОГЭ |
77 |
- |
24 |
|
10,1 |
- |
|
15.02.2017 |
Репетиционное тестирование в форме ОГЭ |
67 |
60 |
27 |
16 |
10,6 |
8,8 |
|
Март 2017 |
|
Контрольная работа в форме ОГЭ (2ч) |
73 |
- |
31 |
- |
13,7 |
- |
Результаты внешней оценки качества образования
ОГЭ по математике 2014-2015 учебный год
Класс |
Кол-во |
Выполнение |
Качество |
Средний бал |
9Б |
18 |
100% |
27% |
14 |
ЕГЭ по математике (базовый уровень) 2015-2016 учебный год |
||||
Класс |
Кол-во |
Выполнение |
Качество |
Средний бал |
11 |
16 |
100% |
88% |
4,25 |
Данные таблиц показывают, что учащиеся имеют прочные знания в объеме, предусмотренном действующими программами.
2. Достижения детей в олимпиадах, конкурсах, конференциях
Познавательный интерес учащихся поддерживаю участием обучающихся во внеклассных мероприятиях, что способствует формированию общей культуры учеников, активизации их мыслительной познавательной деятельности, развитию творческих способностей учеников, повышению качества образования.
Результаты участия обучающихся:
Название конкурса, олимпиады, конференции | Этап |
Занятое место |
ФИО обучающегося |
Класс |
2014-2015 учебный год |
||||
Всероссийская олимпиада школьников по математике |
Школьный |
3 |
Гантимуров Даниил |
9Б |
2015-2016 учебный год |
||||
Международный математический конкурс-игра «Кенгуру» |
региональный |
3 |
Караева Ангелина |
7а |
2016-2017 учебный год |
||||
Всероссийская олимпиада школьников по математике |
школьный |
1 |
Медведев Андрей |
5а |
1 |
Шемелина Вика |
6а |
||
2 |
Адамов Андрей |
6а |
||
1 |
Лялина Светлана |
9а |
||
3 |
Харгатханова Мария |
9а |
||
Всероссийская олимпиада школьников по математике |
муниципальный |
2 |
Медведев Андрей |
5а |
4 |
Адамов Андрей |
6а |
||
6 |
Харгатханова Мария |
9а |
||
Научно-практическая конференция |
школьный |
3 |
Кашталянич Мария |
6б |
номинация |
Суранова Наталья |
5а |
||
Конкурс «Мультитест – 2016» |
|
|
|
|
Международный математический конкурс-игра «Кенгуру» |
|
|
|
|
В 2014-2015 учебном году провела курс занятий для 12 учащихся 9Б класса МОУ: Харанорская СОШ № 40 по математике Дистанционной школы Новосибирского центра продуктивного обучения «Школа-плюс».
Работу учащихся, имеющих высокие учебные достижения рассматриваю как систему методов и приемов: деятельность на уроках, внеурочная деятельность, внешкольная деятельность, в основе которых лежат положительные мотивы и интерес к познавательному процессу, самостоятельному добыванию знаний, а также организация самостоятельной деятельности учащихся. Система жесткого контроля и высокая требовательность в данном случае, наоборот, мешают.
Стараюсь развить творчество учащихся, как универсальный механизм развития личности, формировать общую культуру обучающихся. Для этого предлагаю задания, где нужна фантазия, творческое мышление, изобретательность. Обучающиеся выполняют проекты, которые представляют в рамках уроков, предметных недель (в виде газет, плакатов, ребусов, загадок, презентаций), на научно-практических конференциях. Уделяю внимание участию в математических конкурсах, олимпиадах.
3. Работа со слабоуспевающими обучающимися
Провожу дифференцированную работу со слабоуспевающими обучающимися как во время урока в процессе изучения и закрепления учебного материала, так и во внеурочное время во время дополнительных занятий. Провожу консультации для родителей таких учащихся. Стараюсь чаще обращаться к ним с вопросами на понимание и усвоение материала, но, стараюсь построить вопрос так, чтобы создать такому обучающемуся «ситуацию успеха», особенно в глазах одноклассников. Организую на уроках приемы взаимопомощи таким учащимся со стороны более успешных ребят. Создаю картотеку адресной работы с со слабоуспевающими обучающимися.
Причинами неуспеваемости обучающихся в первую очередь считаю:
- Проблемы в биологическом развитии личности (проблемы здоровья родителей, физическая ослабленность ребенка, недоразвитие высшей нервной деятельности)
- Проблемы психического развития (слабое развитие интеллекта, эмоциональной сферы, моральных качеств ребенка, отсутствие мотивации, познавательного интереса)
- Проблемы окружающей ребенка среды (отсутствие интереса со стороны родителей, влияние сверстников, социального окружения, отношения с учителями)
- Проблемы школьного образования (проблемы в организации самоконтроля, навыках учебного труда, пробелы в знаниях, специальных умениях, недостатки процесса обучения и в большей степени, процесса воспитания)
Стараюсь развить веру ребенка в себя, в человека, который рядом, который может помочь и поддержать.
Не гонюсь за объемом учебного материала, стараюсь выбирать главное, повторять и закреплять заданиями на развитие в первую очередь эмоций и чувств обучающихся, а потом уже памяти, логики, мышления.
Учащиеся, имеющие низкий уровень подготовки (слабоуспевающие)
- Обучающиеся 5в класса, класса обучающихся низкой мотивации – 18 человек.
№ |
Фамилия Имя учащихся |
класс |
Форма работы |
1 |
Старицин Юрий |
5а |
Индивидуальные консультации учащихся |
2 |
Русин Михаил |
5а |
|
3 |
Инович Ян |
6а |
Дифференцированный подход, групповые консультации учащихся, отработка невыполненных заданий |
4 |
Подгорбунский Артем |
6а |
|
5 |
Раменский Сергей |
6а |
|
6 |
Сумарокова Елена |
6а |
|
7 |
Крылова Дарья |
6а |
|
8 |
Малышев Борис |
6а |
|
9 |
Бакшеев Даниил |
6а |
|
10 |
Парфенов Валерий |
6а |
|
11 |
Федоров Семен |
6б |
|
12 |
Комогорцев Егор |
6Б |
|
13 |
Чуйкова Валерия |
6б |
|
14 |
Брюхов Владимир |
6б |
|
15 |
Андреев Дмитрий |
9а |
Индивидуальные консультации учащихся, разноуровневое повторение, проведение срезов знаний учащихся по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения |
16 |
Богданов Евгений |
9а |
|
17 |
Медведев Александр |
9а |
|
18 |
Паздникова Виктория |
9а |
|
19 |
Усов Кирилл |
9а |
4. Использование здоровьесберегающих технологий организации образовательного процесса
Много внимания уделяю здоровьесберегающим технологиям. Кабинет математики по условиям обучения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. В кабинете много зелени, поддерживать хороший микроклимат внутри кабинета.
В образовательном процессе решаю задачу нормирования учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания.
На уроках и во внеурочных мероприятиях применяю педагогические технологии, сберегающие здоровье: игры, дающие возможность направить активность обучающихся на изучение учебного материала в новой ситуации, так, чтобы материал был доступен и понятен, а применяемые виды работы интересны, групповые обсуждения и уроки с демонстрацией презентаций, помогающие создать у детей эмоциональный подъем, интерес к предмету за счет наглядной подачи, сосредоточения внимания и за счет снижения утомляемости учащихся. Провожу профилактическую работу по предупреждению близорукости, искривлению осанки, провожу физкультминутки на уроках, проветриваю классное помещение. Считаю, что организовать образовательный процесс с учетом здоровьесберегающих технологий – значит не принуждать его к занятиям против его желания, а воспитывать у обучающихся интерес к познанию предмета математики, познанию себя в этом мире и реальной заботы о своем здоровье.
4. Профессиональное саморазвитие
Список программ, по которым работаю в 2016-2017 учебном году:
Предмет | Программа |
Автор |
Математика |
Математика 5-6 кл |
И.И.Зубарева |
|
Алгебра 7-9 кл |
А.Г.Мордкович |
«Геометрия,9» |
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. |
УМК под редакцией А.Г.Мордовича не рекомендованы Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях (Изменения от 26.01.16 в приказе Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.14), но в связи с отсутствием субвенции на приобретение рекомендованных к использованию, решено на заседании МО учителей математики в 2016-2017 учебном году оставить данные УМК для использования образовательной деятельности.
Учебное планирование по всем предметам во всех классах составлено в соответствии с рабочими программами, утвержденными решением педсовета школы от 29.08.2016 (протокол № 11) и рассчитано на то количество часов, которое предусмотрено учебным планом школы на 2016/2017 учебный год.
Учебное планирование составлено с учетом специфики предмета и предусматривает выполнение контрольных работ. Все рабочие программы соответствуют примерным рабочим программам (Приложение к письму от 12.01.2006 № 01-20 «Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов). Соблюдена структура рабочих:
- единый титульный лист
- пояснительная записка
- учебное планирование
Все рабочие программы были рассмотрены на заседании школьного предметного методического объединения, прошли экспертизу на школьном методическом совете, утверждены директором школы.
Выбранные УМК соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (без изменений на 26 января 2016 года) ввиду вышеуказанных причин.
Совершенствование качества обучения по предмету напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой саморазвития педагога. С 2016-2017 учебного года работаю по теме: «Формирование математических компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики». Систематически знакомлюсь с публикациями и видеоконференциями на сайтах:
- https://my.1sept.ru/webinar/354,
- https://my.1sept.ru/book/search,
- https://foxford.ru/teacher-dashboard,
- https://infourok.ru/videouroki/flash,
- http://do.nipkipro.ru/moodle/my/,
- http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge.
Как учитель провожу работу по распространению собственного педагогического опыта. За 1 год 5 месяцев:
- давала открытые уроки:
- Март 2016 «Сложение и вычитание десятичных дробей» (5б класс) в рамках единого методического дня.
- Март 2016 «Степень числа. Упрощение выражений» (5а класс) в рамках муниципального семинара для молодых педагогов.
- Январь 2017 «Площадь треугольника» (5в класс).
- выступала 02.11.2016 на педагогическом совете с проектом «Создание электронного портфолио 5а класса»
Имею свой сайт «Сайт учителя математики Варич Н.В.» с октября 2011 года http://bestschool-40.ucoz.ru.
Повышаю профессиональную компетентность через дистанционные курсы повышения квалификации. Прошла курсы «Здоровьесберегающие технологии в общем образовании» (72 ч), в данное время прохожу курсы в Педагогическом университете 1 сентября «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики» (108 ч) и курс: "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ОО» (72 ч) в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.
5. ИКТ-компетентность
Для поддержания у учащихся познавательного интереса к предмету, их активности на протяжении всего урока, использую информационные технологии в образовательном процессе. Уверена, что современные обучающиеся должны не только использовать существующие информационные ресурсы, но и создавать собственные, самостоятельно представлять, структурировать и выражать свои знания. Все это позволит им более глубоко изучить предмет и повысить мотивацию к обучению.
Уделяю внимание умению обучающихся пользоваться ресурсами сети интернет с целью поиска информации для включения в содержание урока, в процессе работы над проектом, докладом или при подготовке к сдаче ОГЭ, ЕГЭ по математике.
Так как работаю над проблемой «Формирование математических компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики», то использую возможности ИКТ на всех этапах урока: готовлю демонстрационный материал в виде презентаций, задания для устного счета, задания для закрепления материала, тестовые задания для проверки усвоения программного материала. Делюсь наработками с коллегами.
Межпредметный подход в обучении математики, реализую, вводя в уроки задания, которые рассматриваются одновременно с точки зрения нескольких школьных наук. Использование ИКТ-технологий облегчает процесс изучения математики через реализацию одного из принципов обучения, наглядности – золотого правила дидактики. Наглядность достигается и с помощью плакатов, таблиц, схем, разноцветных записей на доске, но, более высокий уровень наглядности, безусловно создают ИКТ-технологии.
Использую в образовательном процессе:
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
- ЦОРы от Издательского дома «Первое сентября» https://mat.1sept.ru/
- Научно-популярный физико-математический журнал «Квант» http://eqworld.ipmnet.ru
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru
- Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина oge.sdamgia.ru
- Занимательная математика Олимпиады, игры, конкурсы по математике для школьников http://tasks.ceemat.ru
- Всероссийский интернет-педсовет pedsovet.org
- Портал информационной поддержки Единого экзамена ege.edu.ru
- СтадГрад https://statgrad.org
- Федеральный институт педагогических измерений
6. Использование современных технологий
В образовательном процессе применяю следующие формы познавательной деятельности:
- Фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели
- Работа в парах
- Групповая работа (дифференциация)
- Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели)
- Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех обучающихся.
Эти формы позволяют реализовать основные условия общей работы – осознание общей цели, правильное распределение обязанностей, взаимную значимость и само- и взаимоконтроль.
Предлагаю ученикам задачу, они ее обсуждают, намечают пути решения, реализовывают его и представляют полученный результат. Такая последовательность обеспечивает учет индивидуальных особенностей ученика, его познавательной деятельности.
Группы ученики создают сами или объединяю их по обученности, совместимости и т.д. После взаимной работы складывается общий результат.
Во время групповой работы контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, оказываю помощь отдельным ученикам или группе в целом. В условиях такой формы работы устанавливается благоприятный психологический климат, исчезает страх перед учебной неудачей, растет потребность в общении и познавательный интерес. Таким образом, организованная групповая деятельность позволяет решать не только познавательные задачи, но и способствует становлению личности обучающегося, сплочению и развитию коллектива ребят. Раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в современном высокотехнологичном конкурентном мире - это главная задача образовательного процесса.
Также применяю следующие образовательные технологии:
- проблемное обучение.
- технология оценивания. Словесный: "Молодец!" и др.
- информационно-коммуникационные технологии.
7. Работа над темой самообразования
Сегодня в мире огромное развитие получили информационные технологии. Современное общество характеризуется активным процессом использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечить доступ к информации без каких-либо существенных ограничений по объему и скорости. Широкое распространение позволяет использовать ИКТ, как в качестве познания, общения, так и в качестве обучения и воспитания, интеграции в мировое сообщество. Все больше чувствуется влияние информационных технологий на развитие личности, на ее самоопределение и самостановление.
Применение ИКТ в образовательном процессе способствует развитию самостоятельности, творческих способностей школьников по предмету, позволяет более рационально использовать учебное время и облегчает работу учителя по технической подготовке заданий, кроме того, делает урок красочным, учебный материал – наглядным, образовательный процесс – увлекательным.
Тема моей работы по самообразованию «Формирование математических компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики», в связи с этим информационные технологии использую на всех этапах процесса обучения: изучении материала, повторении и контроле, на стадиях вызова, осмысления и рефлексии. При этом компьютер для ученика выполняет разные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения. Возможности компьютера при обучении математики могут быть использованы для:
- полная или частичная замена деятельности учителя,
- использование в качестве дополнительно материала,
- использование тренинговых программ,
- при диагностике и контроле,
- для вычислений,
- при построении графиков,
- изучении раздела геометрии «Стереометрия» (можно показать в динамике процессы, сложные для понимания, формирование пространственного мышления, создает зрительный образ),
- использование игровых программ.
В своей практике применяю следующие формы работы с использованием ИКТ:
- создание дидактического материала для занятий (разнообразного учебного материала, карточек-заданий, вариантов всех видов проверочных работ, презентаций),
- использование программного материала в учебном процессе,
- использование ресурсов интернет.
Использование компьютерных презентаций на уроках делает учебный материал наглядным, доступным, интересным. Что изменяет роль ребенка из пассивного наблюдателя до активного исследователя.
Грамотное применение ИКТ в учебном процессе повышает качество математического образования.