Цель: Уточнять и закреплять знания детей на тему «Осень».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей подбирать признаки к слову «осень»;
- учить согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде числе и падеже;
- закреплять умение отгадывать загадки;
- повышать уровень развития ребенка.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;
- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;
- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
- развивать познавательные способности – речь, память, внимание, воображение.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;
- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- закреплять стойкий познавательный интерес детей к рассматриваемой теме, через привлечение разнообразного дидактического материала.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций на тему: «Осень», чтение художественной литературы,
- беседы об осени, разучивание осенних стихотворений,
- значение новых слов: маршрутная карта, маршрутный лист, карта путешественника.
Материалы и оборудование:
- маршрутная карта в конверте,
- сюжетные разрезные картинки с изображением осени, на которой допущены неточности (изображены приметы лета, зимы и весны);
- предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, овощей, фруктов.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный день! Посмотрите кто-то нам принес конверт. А в конверте странное письмо. (Воспитатель открывает конверт, в конверт карта путешественника).
Воспитатель:
Это какая-то карта. Что такое карта путешественника, давайте с вами подумаем? (ответы детей). А кто прислал нам эту карту?
(Воспитатель читает загадку детям с обратной стороны карты).
Приходит без красок, без кисти и перекрашивает все листья. (Осень). (Ответы детей).
Воспитатель: Эта карта от осени. Она приглашает нас в свой лес. Будем путешествовать по карте? Согласны?
2. Основная часть
Воспитатель: Первой станции «Вспоминай-ка». Приготовили свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Ветры яблони качают,
Листья с веток облетают.
Листья падают в саду,
Я их граблями гребу.
(Движения соответствуют тексту).
Воспитатель:
Осень нам оставила красивые осенние листочки, и мы можем с ними поиграть. И это у нас будет станция «Подбирай-ка».
Игра «Осенние слова».
Детям раздают желтые листья. Воспитатель называет слова, и если они подходят к осени, то надо поднять жёлтый лист. (Например: ранняя, короткий, пасмурный, перелётные, прохладный, дождливый.)
Воспитатель: Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она оставила нам загадки и просит отгадать, о чем они. (Воспитатель заранее выставляет на обратной стороне доски предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра.)
Игра «Узнай по описанию».
(Воспитатель предлагает ответить детям на вопросы.)
- Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что?) - ...(Солнце.)
- Тяжелые, серые, темные, дождливые (что?) - …(Облака.)
- Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что?) - …(Дождь.)
- Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый (что?) - …(Ветер.)
- Желтые, красные, разноцветные, пестрые, красочные (что?) - …(Листья.)
(Воспитатель показывает предметные картинки.) Молодцы ребята! Отправляемся в путь к станции «Узнавай-ка». Здесь мы можем отдохнуть.
Физкультминутка «Осенью». (Выполнение движений по тексту стихотворения.)
Туча небо кроет,
Солнце не блестит, (Взмахи руками над головой.)
Ветер в поле воет, (Изображают рупор.)
Дождик моросит. (Взмахи руками перед собой.)
Воды зашумели
Быстрого ручья, (Топают ногами на месте.)
Птички улетели
В теплые края. (Изображают улетающих птичек.)
Воспитатель: И мы оказались с вами на станции «Собирай-ка». (Задание с разрезными картинками). (Инструкция по заданию). Посмотрите, а здесь у нас небольшая проблема. Художник рисовать устал, потому и ошибся. Давайте разберёмся и поможем художнику с его ошибками.
(Работа в парах. Воспитатель раздаёт по 3 разрезные картинки на тему осени, одна из них не соответствует теме. Ребёнок должен найти ошибки и рассказать, почему так не может быть осенью. (Музыкальное сопровождение.)
Воспитатель: (Обращается к детям)
Какие вы у меня молодцы, радуете меня! Вы помогли художнику исправить ошибки, и надеюсь, он их больше не допустит в своих рисунках.
Следующая станция «Расскажи-ка».
Воспитатель: Мы с вами посмотрим на схему с рисунками (мнемотаблица) и расскажем про осень! Ведь мы так много узнали про неё. (Беседа по (мнемотаблице).
Рассказ
Сейчас ранняя осень. Листья только – только начинают желтеть. Часто идёт дождь и дует ветер. День стал короче. Небо часто бывает пасмурным и хмурым. Перелётные птицы собираются улетать в дальние, тёплые края. В садах и огородах люди убирают урожай.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки осени, и какой интересный рассказ придумали по схеме.
3. Итог
Воспитатель: Обращается к детям).
Ребята, чем вам нравится осень? Почему?... Что интересного вы сегодня узнали? Что было сложно? (Беседа по теме, ответы детей).
И последняя станция по карте «Подпевай-ка», на которой мы подарим Осени задорную песенку. (Музыкальная пауза).