Средний возраст
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе игровой творческой деятельности «Волшебный цветок».
Задачи:
- Способствовать формированию умения эмоционально идентифицироваться с объектами живой и неживой природы.
- Создать условия для развития воображения, внимания.
- Создать условия для развития навыков взаимодействия, способствовать формированию желания детей помогать другим.
- Создать условия для развития навыков детей овладения разными способами манипуляции с тканью и развитие мелкой моторики.
- Создать условия для запоминания и воспроизведения зрительной информации о цвете.
Мотивация: поможем лисе вырастить волшебный цветок.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда:
- Корзина, конструктор «Шифоновая радуга»: ткань разных цветов размером 70х70 см. (желтая, красная, синяя, голубая, зеленая, белая), белая основа 120х120 см.
- Макет цветка: горшок с вставляющимися в него 4-мя фрагментами цветка (росток, маленький бутон, большой бутон, цветущий цветок).
- Гольфы разных цветов с пришитыми глазами, по одному гольфу на каждого ребенка, костюм лисы, елки, пенек, стол, пазлы для сюрприза, конверт с письмом.
- Презентация «Игра».
ИКТ: мультимедийное оборудование, колонки, флеш-накопитель с музыкой.
Музыкальное сопровождение: Е.Крылатов «Восход солнца», Э.Григ «Утро», песня «Капельки прыг-прыг» музыкально-танцевальный мультик, Г. Шайдулова «Увертюра» из мюзикла «Потому что зима – это здорово», звук ветра, звуки леса.
Фрагменты мультфильмов: «Чучело-мяучело», «Капитошка», «Мария-Мирабелла», «Удивительная бочка».
Предварительная работа: просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы», «Гусеница и бабочка», фрагмент мультфильма «Цветик-семицветик», этюд «Полет бабочки», «Гусеница», ритмические упражнения «Дождь», «Ручеек», играем в конструктор «Шифоновая радуга».
Ход игры
Дети и взрослый заходят в зал и слышат, как кто-то плачет. Подходят ближе и видят Лису, которая сидит на пенечке и плачет, держит горшок с землей.
Дети: Здравствуй, Лиса! А почему ты плачешь?
Лиса: Здравствуйте, дети! Да как мне не плакать, Лесная Фея прислала мне посылку. Там был конверт, в котором было письмо и семечко волшебного цветка. Я прочитала письмо, в нем было написано, что семечко нужно посадить в горшок с землей и тогда вырастит волшебный цветок. Я посадила семечко, а цветок все не растет. Что делать уже и не знаю! (снова плачет).
Педагог: Дети, что будем делать? (ответы детей). Лисичка, а покажи, пожалуйста, письмо от Лесной Феи.
Лиса отдает письмо, педагог читает.
Педагог: Лисичка, а ты до конца прочитала письмо?
Лиса: Нет, а что? Там же написано, что нужно посадить семечко в землю, я посадила и все.
Педагог: Здесь дальше написано, что семечко цветка волшебное и будет расти, только тогда, когда ты сыграешь в игру «Волшебный цветок». Здесь в конверте есть и игра на флешке.
Лиса: А что за игра, наверное, очень трудная? Я точно одна не смогу сыграть, мне помощники нужны. Даже не знаю где помощников искать теперь? Дети, может быть, вы мне поможете?
Дети: Мы согласны!
Лисичка идет компьютеру, вставляет флешку. На мультимедийной доске высвечивается игровое поле из четырех разноцветных квадратов.
Педагог озвучивает правила игры:
- На экране квадраты разного цвета. Дети выбирают квадрат любого цвета и выполняют относящееся к нему задание.
- По окончанию выполнения задания открывается квадрат с правильным ответом (фрагмент мультфильма соответствующий выполненному заданию).
Во время просмотра фрагмента мультфильма педагог выставляет очередной этап растущего цветка, независимо от выбранного цвета квадрата.
Квадрат желтого цвета «Солнышко»
Проводит педагог дополнительного образования Сенченко В.С. (музыкальное сопровождение Е.Крылатова «Восход солнца»)
Педагог: Что может быть желтого цвета, чтобы семечко выросло? (Варианты ответов детей. Наводящими вопросами подводим к мысли, что это солнышко)
- У нас красок нет, а есть ткань разного цвета. Как нам нарисовать солнышко? С помощью чего?
- Раскладываем светлый холст (основа) на котором будем создавать картину.
- Из корзины с «красками» выбираем нужные нам краски, то есть цветные лоскуты шифона.
- Складываем из тканевых лоскутов солнышко на небе, возможно с облаками. Желтое солнышко, красные и желтые лучи, голубое небо.
- Рассматриваем полученный результат.
- Как вы думаете, мы правильно догадались? Открываем желтый квадрат? Просмотр фрагмента мультфильма о солнышке «Чучело-мяучело». За время просмотра мультфильма в горшке появляется новая часть цветка. (Рисунок 1)
Квадрат голубого цвета «Дождик».
Проводит педагог дополнительного образования Конради С.В.
Хореограф: А у этого квадрата есть загадка:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)
- Зачем нужна вода нашему семечку?
Дети: поливать водой, чтобы вырос цветок.
Хореограф: Давайте, ребята, польём наш цветочек. Поливать будем не из лейки, а с помощью тучки.
- Какая туча во время дождя? (Хмурая, темная) Выберите ткань подходящего цвета для тучки.
Дети выбирают ткань, становятся в круг.
- Мы превращаемся в тучку, спрятались под ткань. Тучка была маленькая и стала расти все больше и больше. И превратилась в огромную хмурую тучу. И вдруг она не выдержала и заплакала.
Ритмическое упражнение «Капли».
Капля – раз! Капля – два! | Указательным пальцем правой руки |
Капли медленно сперва. |
стучим по левой ладони 4 раза. |
Стали капли ударять, |
Стучим 4 пальцами правой руки |
Капля каплю догонять. |
четвертями 8 раз. |
А потом, потом, потом |
Стучим всей ладонью о ладонь |
Всё бегом, бегом, бегом. |
восьмыми долями. |
Хореографический этюд «Дождик и цветы»
(песня «Капельки прыг-прыг» музыкально-танцевальный мультик.)
Дети встают в круг парами (мальчики - спиной в круг, девочки - лицом к мальчикам).
1-4 такты. И.П. ноги в 6 позиции, правой рукой сверху вниз делаем движение «стряхивание воды».
5-8 такты. И.П. ноги в 6 позиции, левой рукой сверху вниз делаем движение «стряхивание воды».
1-4 такты. Делаем 4 «пружинки» с поворотами в разные стороны.
5-8 такты. 4 раза качают прямыми руками над головой. Разводят руки в стороны (как бы удивляясь).
Припев.
1-2 такты. 2 раза качают головой, 2 раза прыгают.
3-4 такты. 2 раза качают головой, 2 раза хлопают.
5-8 такты. Кружатся вокруг себя.
Всё повторяется 2 раза.
Как вы думаете, мы правильно догадались? Открываем голубой квадрат? Просмотр фрагмента мультфильма о дождике «Капитошка». За время просмотра мультфильма в горшке появляется новая часть цветка. (Рисунок 2)
Квадрат зеленого цвета «Ветер»
Проводит педагог дополнительного образования Сенченко В.С.
Отгадайте сначала загадку. Послушайте, что это? (звучит аудиозапись ветра)
Педагог читает стихотворение В.Лунина «Какого цвета ветер?»
- Скажи-ка нам, ветер,
Какого ты цвета?
- Я цвета заката,
Я – цвета рассвета,
Я – снежного цвета,
Я – цвета огня…
Такой я, каким
Ты увидишь меня.
Педагог предлагает детям выбрать ткань для ветра любого цвета. Объяснить, почему они взяли такой цвет.
Д\игра «Что изменилось».
Цель:
- Создание условий для запоминания и воспроизведения зрительной информации о цвете, активизировать внимание.
- Стимулировать употребление знакомых названий цветов.
Материалы и оборудование: цветные лоскуты ткани.
Ход игры: Педагог располагает на столе в случайном порядке 5 цветных тканей. Просит назвать цвета. Дети закрывают глаза или отворачиваются, по просьбе педагога открывают глаза (поворачиваются) и называют, что стало не так.
Игра повторяется 3-4 раза, но каждый раз с новым условием задания, например:
- убирается один цвет;
- переставляются местами два цвета, например первый и последний;
- увеличивается количество цветов до шести;
- изменяется местоположение тканей в середине ряда.
За время просмотра мультфильма в горшке появляется новая часть цветка. (Рисунок 3)
Квадрат серого цвета «Бабочки»
Проводит педагог-психолог Вакулина Е.Г.
Задание «Вырасти бабочку»
Педагог: В этом задании игры необходимо вырастить бабочку. Кто из знакомых вам насекомых может превращаться в бабочку?
Дети: Гусеница.
Педагог: Но где же мы возьмем гусеничек, сейчас еще холодно на улице? (ответы детей). А как вы смотрите на то, чтобы самим превратиться в гусеничек? (ответы детей)
Детям предлагается выбрать понравившееся по цвету гольф - «гусеницу». Каждый ребенок, надев гольф на руку, «превращается в гусеницу», которая знакомится друг с другом: «Я - зелёная гусеница. Я - жёлтая гусеница. Я - полосатая гусеница. Я - пёстрая (в зависимости от цвета гольфа).
Педагог сопровождает игру комментариями, при этом он вместе с детьми выполняет различные действия: (музыкальное сопровождение «Лесные звуки»)
- «Гусеницы сидят на дереве, ползают по веткам, едят листья, они очень вкусные (дети пытаются съесть листья без помощи рук).
- Хорошо дышать гусеницам свежим воздухом. Но вот спустилась ночь, нужно найти дом для ночлега. Забрались гусеницы на листья и заснули (дети прячут руки – «гусеницы» под ткань-«листик»).
- Пришло утро, и наши гусеницы проснулись. Приятно погреться на солнышке (руки – «гусеницы выползают из-под «листика»).
- Наконец наступает пора превращаться в бабочек. Гусеницы делают кокон - домик (дети заворачиваются в ткань, спят, а через некоторое время коконы раскрываются и появляются бабочки.)
- Бабочки летают (дети берут ткань за края и махают руками как крылышками, звучит спокойная музыка).
Пока дети - «бабочки» летали, волшебный цветок распустился. Просмотр фрагмента мультфильма о бабочках «Мария-Мирабелла». За время просмотра мультфильма в горшке появляется новая часть цветка. (Рисунок 4)
Лиса: Посмотрите, как распустился волшебный цветок. Какая красота!
Дети и герои любуются красотой цветка (высказывания детей).
Лиса: Но почему его Лесная Фея назвала цветок волшебным? (ответы детей) (подходит к цветку вместе с детьми, смотрит в серединку цветка). Здесь что-то есть! (достает коробку с игрой). Так вот почему цветок волшебный, когда он распускается внутри лежит подарок! Я беру его себе.
Прижимает подарок к себе и отворачивается. Высказывания детей).
Педагог: Лисичка, мы ведь тоже тебе помогали!
Лиса: …Я тут подумала, ведь если бы не вы дети, у меня бы не получилось вырастить цветок. Дарю вам этот подарок из цветка. Спасибо вам за помощь! (Отдает игру детям)
Дети: И тебе, Лисичка, спасибо!
Педагог: Лисичка, нам пора возвращаться в детский сад! До свидания! (Дети и воспитатель уходят)
Список литературы.
- Фицнер Т.Д. Конструктор «Шифоновая радуга» // Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду. – 2013. – № 4 – С. 24-27.
- Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет: Методика. - М.: Школьная Пресса, 2004. – 96 с. («Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание школьников». Вып. 71).