Цель: познакомить с формой и движением Земли, с моделью земли – глобусом.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся использовать глобус для объяснения шарообразной формы Земли;
- объяснять особенности движения Земли.
Оборудование:
- глобус.
- У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
Ход урока
1. Орг. момент
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
2. Актуализация знаний
Ребята, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке?
Какие опасности на улице можно встретить?
Давайте вспомним, на какой цвет светофора можно переходить дорогу?
(ПРИЛОЖЕНИЕ – СВЕТОФОР) – ребёнок у доски.
Молодцы!
Презентация. СЛАЙД 1
А что это за знак? (пешеходный переход)
Какие виды пешеходных переходов ещё вы знаете? (Подземный, наземный)
Молодцы, ребята, правильно!
3. Самоопределение к деятельности
Ребята, Муравьишка и Мудрая Черепаха приготовили вам загадку.
Послушайте и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все - и млад и стар,
Что наш дом большущий шар.
Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете. Кто знает, как она называется?
Кто из вас уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить с вами на уроке?
СЛАЙД 2
4. Работа по теме урока.
Что вы знаете о нашей планете?
Однажды Муравьишка задался вопросом: На что похожа наша планета? А вы, ребята, как думаете?
Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как это блюдо.
- Почему так получается?
СЛАЙД 3
Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.
- Если предположить, что Земля плоская, можно ли дойти до края Земли?
Но некоторые из вас, ребята сказали, что Земля похожа на мяч, т.е. имеет форму шара.
- А если Земля – шар, можно ли дойти до края?
- А как вы думаете, где можно узнать такую информацию?
Сегодня известно, что Земля имеет форму шара.
В древности представления о Земле были разными.
СЛАЙД 4
Одни древние люди думали, что Земля плоская. Она лежит на трёх слонах, а те стоят на спине Большой Черепахи, которая плавает в космосе.
СЛАЙД 5
Другие представляли нашу Землю круглой, но лежит она на трёх китах, которые плавают в океане.
СЛАЙД 6
И вот португальский ученый путешественник Магеллан решил обойти вокруг Земли на корабле. Магеллан снарядил пять судов.
Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт.
Три года корабли плыли все вперед и вперед не меняя направления.
СЛАЙД 7
Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан.
СЛАЙД 8
И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось в этот порт через три года. Так экспедиция Магеллана доказала, что Земля круглая.
5. ФИЗМИНУТКА
Музыкальная физминутка – планета Земля
6. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Откроем учебник на с. 48.
Что вы видите на картинках №1 и 2?
Выскажите, какое изображение Земли правильное, № 1 или № 2?
Что изображено на картинке № 4? (В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара.)
- Посмотрите на картинку № 3. Она перед вами на слайде.
СЛАЙД 9
- Как по этой картинке, не летая в космос, можно доказать, что Земля круглая?
Люди это давно создали модель Земли. Кто из вас знает, как она называется?
СЛАЙД 10
Первый глобус изготовил в 1492 году германский астроном Мартин Бехайм. Он назывался «Земное яблоко».
Но он был он весьма неточным, так как основывался на устных источниках и зарисовках путешественников.
Вот перед вами современный глобус. Он очень точная, сильно уменьшенная копия планеты, в создании которой принимали участие снимки, сделанные из космоса.
Каким цветом показана суша?
Каким цветом показана вода?
СЛАЙД 11.
Итак, Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик.
Ребята, как вы думаете, Земля неподвижна или она движется?
ВИДЕО из приложения (или макет)
Как и все планеты, она движется вокруг Солнца.
И хотя летит Земля очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз.
Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает оборот вокруг своей оси, проходят сутки.
А знаете ли вы, сколько часов в одних сутках?
7. ФИЗМИНУТКА
А теперь давайте представим себе что каждый из вас – это планета Земля. Совершите 3 оборота вокруг своей оси в левую сторону.
Молодцы!
Теперь 3 оборота в правую сторону.
8. Закрепление. Работа в тетради.
СЛАЙД 12
с.33 з.1, 2.
9. Подведение итогов работы.
- Какую форму имеет наша планета?
- Кто это доказал? Каким образом?
- Как называется модель Земли? Как называли её раньше?
- Как движется Земля?
10. Рефлексия.
Что было самым сложным на уроке?
- Представим себе, что каждый из вас – учитель. Оцените свою работу на уроке.
- Поднимите руку те ребята, кто доволен своей работой.
- Поднимите руку те ребята, кто считает, что мог бы работать лучше.
Слайд 13.