Цели урока:
- Закрепить представления о форме и величине предметов, умение сравнивать предметы по форме, цвету и величине, выражать в речи признаки сходства и различия, счет предметов — как прямой, так и обратный.
- Формировать пространственные представления детей, научить ориентироваться на местности, используя слова «перед», «за», «между», «справа», «слева», «на», «над», «под».
- Наблюдать, анализировать и описывать расположение объектов с использованием слов: наверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, слева – справа, левее – правее, рядом, около, посередине, под, у, над, перед, за, между, близко – далеко, ближе – дальше, впереди – позади.
- Продолжать работу по формированию умения сравнивать предметы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Проверим подготовку к уроку. На парте у вас должен быть учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, пенал, счётные палочки, набор геометрических фигур.
2. Устный счёт.
Ребята! Давайте вспомним, чему мы уже научились.
Счет в пределах 10. Игра «Математический футбол»
- Посчитай от 1 до 10.
- Назови числа в обратном порядке.
- Посчитай от 1 до 10 с переходом через единицу.
- Назови числа в обратном порядке.
- Посчитай от 4 до 10.
- Назови числа от 9 до 4.
- Какое число больше, 5 или 2? 4 или 1? 2 или 3?
- Как вы думаете, кто старше, мальчик, которому 5 лет или мальчик, которому 4 года?
- А кто выше, слон, в котором 3 метра или жираф, в котором 5 метров?
Где можем их увидеть, чтобы сравнить?
3. Сообщение темы урока.
Сравнение предметов по размеру.
Сегодня мы пойдем в зоопарк. Кого вы видите на картинках? Назовите по порядку. - Сколько всего зверей? (Всего 5 зверей.)
- Сравните, кто из них самый высокий? Самый толстый? Самый маленький? Самый длинный?
- Ребята, а давайте сравним, кто у нас в классе самый высокий? Встаньте!!
- А кто самый низкий? Как сравнить? Кто стоит справа? Кто слева?
Расположение предметов в пространстве.
- Ребята, а кто же тогда стоит слева от медведя? Справа от слона?
- Кто стоит между обезьяной и лисой? Кто в этом ряду первый слева? Кто последний?
- Кто первый справа?
- Кто догадался, с какой темой мы будем работать на уроке?
Правильно, мы будем узнавать где находятся предметы в пространстве.
4. Работа по теме урока.
Работа с математическим набором.
Ребята! Наши друзья из зоопарка приготовили нам задание. Возьмите счётные палочки.
Постройте домик из счётных палочек так, как показано на рисунке.
- В какую сторону смотрит домик?
Переложите одну палочку так, чтобы домик был перевёрнут в другую сторону.
- В какую сторону смотрит домик сейчас? Молодцы!
- Каких животных мы можем сюда поселить? В каких сказках можем встретить животных в своём домике?
Работа с учебником.
Ребята! Давайте посмотрим, какие сказки нам приготовили авторы учебника. Открываем учебник на странице 9. Рисунки из каких сказок мы видим? Как располагаются персонажи в каждой из сказок?
- Кто прочитает задание? Что необходимо выполнить? (читаю задание ещё раз)
- Какие слова нам необходимо использовать?
Ответы учащихся.
Молодцы!
5. Физкультминутка.
- Встаньте те ребята, которые сидят слева от своего соседа.
- Теперь пусть встанут те ребята, которые сидят справа от соседа.
- Встаньте те ребята, впереди которых сидит девочка.
- Встаньте те ребята, впереди которых нет соседа.
6. Закрепление.
Давайте посмотрим, какое еще интересное задание приготовили нам авторы учебника на с.9.
Назовите фигуры в каждой паре. Сравните их по цвету, размеру, форме.
Используйте слова слева и справа.
Ответы учащихся.
Молодцы!
Закрыли учебники, отложили их на край парты.
Ребята! Посмотрите на доску. Кто это? Что в руках? Сколько шариков? Какого цвета? У нас в рабочей тетради тоже есть задание с шариками, давайте выполним его!
- Откройте тетрадь на с. 8.
- Посмотрите на первое задание.
- Раскрась воздушные шары так, чтобы синий шар был посередине, слева от него был жёлтый шар, а справа – красный.
- Какие цвета нам понадобятся?
- Что необходимо выполнить? (читаю задание ещё раз)
- Кто выполнил задание? Посмотрите на доску. Проверьте себя, правильно ли вы выполнили задание.
- Поднимите руку те ребята, кто правильно раскрасил шарики. Молодцы!
7. Физкультминутка.
Музыкальная физминутка.
8. Работа в тетради.
Посмотрите на задание 4 на стр. 9 в нашей тетради. Что видим на картинке? Больше яблоки на яблоне раскрась красным карандашом, а маленькие – жёлтым. Нарисуй под яблоней справа большое яблоко, а слева маленькое.
- Какие цвета нам понадобятся?
- Большие яблоки раскрашиваем каким цветом? А маленькие?
Сколько всего яблок раскрасили? Молодцы.
Ребята, а теперь посмотрите на задание 6.
Нам нужно нарисовать по точкам палочку сверху влево вниз наискосок. Нам дан образец. Приготовили синюю ручку. Обвели по контуру.
- Что напоминает нам следующий элемент?
Кто может обвести его, не отрывая руки?
Продолжите рисунок.
Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали!
9. Рефлексия.
- Ребята, представьте себе что вы учителя! Встаньте те ребята, которые сегодня за работу на уроке поставили бы себе «5».
- Что вам показалось особенно сложным?
9. Итог урока.
- А что на уроке было наиболее интересным?
- Какие слова помогают нам найти предмет?
- Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?