Цели:
- Автоматизировать навыки и умения определять признаки делимости многозначных чисел;
- Развивать внимание, логическое мышление, умение доказывать;
- Формировать интерес к нестандартным математическим заданиям;
- Познакомить с треугольником Паскаля;
- Формировать интерес к проектной деятельности для решения познавательных и практических задач.
- Создать модель треугольника Паскаля в программе ПервоЛого;
Оборудование: Карточки с числами, «светофоры» - карточки обратной связи, презентация, проектор, экран, компьютеры MacBook Pro для учащихся, файл «Треугольник Паскаля» (программа ПервоЛого 3.0) для выполнения проекта, костюмы: Волшебник, шапочки для учащихся, муз. файл «Вместе весело шагать…»
1. Вступительное слово:
Учитель:
На прошлом занятии мы узнали, что многозначные числа имеют признаки делимости. Эти маленькие тайны вызвали у вас большой интерес. Вернемся к ним.
Наш девиз: (дети хором)
С математикой дружить, это значит умно жить.
Старанье, радость и успех
На силу перемножить.
Умножить значит умно жить.
А умно жить – умножить!
2. Задание – игра «Включись в работу!»
Учитель:
- Считаем хором от 1 до 30, если в числе есть цифра 3, 4, 5 – говорим: «Солнце, воздух, вода», а цифру 0 обозначаем хлопком в ладоши. (Дети считают хором от 1 до 30)
- Хорошо! Скажите, а эти серьёзные слова: «Солнце, воздух, вода!» - оказались в задании случайно? (Дети дают ответы), учитель дополняет, уточняет, делает вывод: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
С ними надо всем дружить,
Чтобы долго, долго жить!
3. Работа с признаками делимости.
Учитель:
Давайте вспомним признаки делимости.
Дети называют признаки делимости на 2, на 3, на 4, на 5, на 6, на 9.
На доске числа:
4 001 532
2 001 009
2 101 104
6 000 000
Учитель:
- Назовите эти числа.
- Давайте проверим их на признаки делимости.
Укажите признаки делимости каждого числа.
Дети по одному выходят к доске и выполняют задание: (образец)
Учитель:
Измените, первые два числа так, чтобы они делились на 5 по разным признакам, можно изменить только одну цифру.
Дети дают ответы: 4 001 530, 4001535.
Учитель:
Молодцы!
Проверьте, правда ли, что число 7560 делится без остатка на все однозначные числа?
Дети по цепочке проверяют число на все признаки делимости (от 1 до 9). На 7 и 8 – у доски доказывают и делают вывод.
(На доске несколько бумажных пазлов с написанными числами, получившимися при делении числа 7560 на 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
Учитель: (привлекая внимание детей к пазлам)
Сложите картинку. Что получилось?
Дети: Кенгурёнок пришел к нам в гости!
4. Решение нестандартных занимательных задач.
(На занятии присутствуют гости, родители. Раздаётся стук в дверь, и в класс входит ребёнок в костюме волшебника.)
Учитель: К нам пришел Волшебник!
Волшебник: Прошу двух человек к доске (ученик и гость). Запишите любое пятизначное число. Умножьте на 9. Зачеркните любую цифру, в полученном произведении. Сложите все оставшиеся цифры и назовите сумму. Я угадаю зачеркнутую цифру!
Волшебник называет зачеркнутые цифры и, принимая изумленные взгляды гостей, добавляет:
- Воистину прав был великий Цицерон: «Жить – значит мыслить»! (и уходит)
Учитель: А какие высказывания великих мудрецов вы знаете? ((Приложение 1)
- «Жить - значит мыслить!» (Марк Тулий Цицерон)
- «Самый короткий путь к овладению знаниями - любовь к учителю»! (КОНФУЦИЙ)
- «Математика ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов)
- «Если голова пуста, то голове ума не придадут места» (И.А. Крылов)
Учитель: Эти мудрые слова не раз помогут вам в жизни! Помните их.
5. Знакомство и работа с уникальной математической схемой – треугольником Паскаля.
Учитель: Огромное количество времени и таланта посвятил работе с многозначными числами всемирно известный математик, физик, философ и писатель Блез Паскаль.
«Величие человека – в его способности мыслить» - сказал Б.Паскаль. Вам известно это имя? (дети дают ответы). Блез Паскаль создал одну из наиболее изящных схем во всей математике – арифметический треугольник. Этот треугольник назван – треугольником Паскаля. Треугольник Паскаля таит в себе неисчисляемые сокровища и связывает воедино различные аспекты (аспект - точка зрения) математики.
(Учитель привлекает внимание детей к доске)
Это равнобедренный треугольник, на вершине и по бокам единицы.
Каждое число равно сумме двух, расположенных над ним чисел.
Строки треугольника симметричны относительно вертикальной оси.
Имеет применение в теории вероятностей (теория вероятностей – раздел математики, изучающий закономерности случайных явлений: случайные события, случайные величины, их свойства и операции над ними) и обладает занимательными свойствами.
6. Проектная деятельность на компьютере MacBook Pro: построить треугольник Паскаля в программе ПервоЛого. (Приложение 2)
Учитель информатики:
Ребята, как вы думаете, в треугольнике Паскаля есть трехзначные числа, делящиеся на 6? (ответы детей). Найдите их… (на слайде «распадается» треугольник Паскаля).
Исчез треугольник, вам нужно создать модель треугольника Паскаля, восстановить его. Какими свойствами он обладает? (ответы детей)
Учитель дополняет, уточняет. (учитель привлекает внимание к слайду на доске)
Каждый из вас на своем компьютере используя «новую черепашку» и форму черепашки строит треугольник Паскаля.
Дети создают на компьютере модель треугольника Паскаля.
(По мере выполнения задания на доске, на слайде «восстанавливается» треугольник Паскаля).
Учитель информатики:
Сегодня вы познакомились с треугольником Паскаля, узнали его некоторые свойства и построили модель. Молодцы! Треугольник восстановлен!
Так какое же трехзначное число делится на 6? (дети находят и называют число)
Учитель: Молодцы!
7. Итог занятия.
Учитель: Сегодня у нас получилось всё так, как советовал великий Блез Паскаль. Закончим наше занятие Гимном Кенгурят (Приложение 3)
(дети выходят к доске и исполняют песню на мотив «Вместе весело шагать…»).
Учитель: Спасибо всем за участие в работе. Любите математику, учите её, и она научит вас умно жить!