Реализация требований ФГОС требует от педагога дошкольного образовательного учреждения обновленного подхода как к организации образовательно-воспитательного процесса в целом, так и к организации образовательной предметно-пространственной среды в частности.Общеизвестно, что эта среда должна быть гетерогенной, то есть состоящей из множества разнообразных элементов, направленных на всестороннее развитие личностных качеств ребенка; мотивацию и активизацию различных видов познавательной деятельности; стимуляцию творческого потенциала каждого ребенка.
Особое место в гетерогенной структуре образовательной предметно-пространственной среды ДОУ должна занимать та ее часть, которая посвящена художественно-эстетическому развитию, а именно развитию музыкальности и музыкальных способностей дошкольников. Используя собственный опыт работы с детьми от двух до шести лет, опираясь на особенности, требования и принципы организации предметно-пространственной среды, изложенные в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, я спроектировала музыкальную предметно-пространственную среду, на мой взгляд, наиболее отвечающую требованиям ФГОС и направленную на решение задач развития музыкальности и творчества у детей дошкольного возраста.
Такая среда должна быть создана не только в музыкальном зале. Для осуществления последовательного и результативного развития музыкальных способностей дошкольников музыкальные «уголки», «центры» или «площадки» должны быть в каждом групповом помещении. При создании музыкальной предметно-пространственной среды должны учитываться требования Программы и возрастные особенности детей. Особое место в музыкальных «уголках» или «зонах» могут занять инструменты, сделанные руками детей под руководством воспитателей или совместно с родителями. Дети с большим удовольствием и энтузиазмом мастерят погремушки из пластиковых бутылочек или футляров от «киндер-сюрпризов». Из разноцветных пластиковых ложек или крупных пуговиц могут получиться великолепные трещотки. А если в эту работу включаются родители, то фантазия разыгрывается безгранично. Работники же ДОУ получают новую форму взаимодействия с семьями воспитанников. Замечено, что самодельные музыкальные инструменты пользуются большим интересом и спросом у детей, нежели изготовленные на производстве.
Таким образом, каждый музыкальный руководитель должен приложить максимум усилий для создания и регулярного пополнения музыкальной предметно-пространственной среды. Эти усилия будут сполна вознаграждены детской радостью, улыбками и прекрасными результатами.
Комплектация и назначение каждого составляющего элемента музыкальной предметно-пространственной среды подробно изложены мной в Приложениях № 1, 2, 3, 4.