Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды по музыке для детей дошкольных образовательных учреждений, осваивающих примерную образовательную программу «От рождения до школы»

14.06.2017

Реализация требований ФГОС требует от педагога дошкольного образовательного учреждения обновленного подхода как к организации образовательно-воспитательного процесса в целом, так и к организации образовательной предметно-пространственной среды в частности.Общеизвестно, что эта среда должна быть гетерогенной, то есть состоящей из множества разнообразных элементов, направленных на всестороннее развитие личностных качеств ребенка; мотивацию и активизацию различных видов познавательной деятельности; стимуляцию творческого потенциала каждого ребенка.

Особое место в гетерогенной структуре образовательной предметно-пространственной среды ДОУ должна занимать та ее часть, которая посвящена художественно-эстетическому развитию, а именно развитию музыкальности и музыкальных способностей дошкольников. Используя собственный опыт работы с детьми  от двух до шести лет, опираясь на особенности, требования и принципы организации предметно-пространственной среды, изложенные в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, я спроектировала музыкальную предметно-пространственную среду, на мой взгляд, наиболее отвечающую требованиям ФГОС и направленную на решение задач развития музыкальности и творчества у детей дошкольного возраста.

Такая среда должна быть создана не только в музыкальном зале. Для осуществления последовательного и результативного развития музыкальных способностей дошкольников музыкальные «уголки», «центры» или «площадки» должны быть в каждом групповом помещении. При создании музыкальной предметно-пространственной среды должны учитываться требования Программы и возрастные особенности детей. Особое место в музыкальных «уголках» или «зонах» могут занять инструменты, сделанные руками детей под руководством воспитателей или совместно с родителями. Дети с большим удовольствием и энтузиазмом мастерят погремушки из пластиковых бутылочек или футляров от «киндер-сюрпризов». Из разноцветных пластиковых ложек или крупных пуговиц могут получиться великолепные трещотки. А если в эту работу включаются родители, то фантазия разыгрывается безгранично. Работники же ДОУ получают новую форму взаимодействия с семьями воспитанников. Замечено, что самодельные музыкальные инструменты пользуются большим интересом и спросом у детей, нежели изготовленные на производстве.

Таким образом, каждый музыкальный руководитель должен приложить максимум усилий для создания и регулярного пополнения музыкальной предметно-пространственной среды. Эти усилия будут сполна вознаграждены детской радостью, улыбками и прекрасными результатами.

Комплектация и назначение каждого составляющего элемента музыкальной предметно-пространственной среды подробно изложены мной в Приложениях № 1, 2, 3, 4.


a_id: 665037