Цель урока: развитие навыка постановки знаков препинания между однородными членами, соединёнными сочинительными союзами.
Задачи урока:
- Развивать интерес к русскому языку на примере высокого образца художественного произведения – повести Н.В. Гоголя «Шинель»; учить поисковой работе с текстом;
- Научиться правильно ставить знаки препинания между однородными членами, соединёнными союзами, повторить группы сочинительных союзов по значению (соединительные, противительные, разделительные), по составу (простые, повторяющиеся, двойные);
- Воспитывать личностные качества: умение работать в паре, группе.
Подготовка учащихся к уроку: составление карточки «Предложения с однородными членами» (на материале повести «Шинель»), чтение повести «Шинель».
Оборудование: учебник, портрет Гоголя Н.В., наглядность для «Конструктора», карточки с предложениями, тексты.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Технология: проблемное обучение.
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент Цель: мотивация обучающихся к учебной деятельности |
У нас сегодня необычный гость. На протяжении всего урока он будет в центре внимания. Но кто же он? А давайте определим сами. |
Вспоминают биографию Гоголя, называют название раздела «Однородные члены предложения» |
Сообщение темы урока |
- Ребята, как вы считаете, какова тема нашего урока |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
Проверка домашнего задания |
- какие члены предложения называются однородными? |
Зачитывают предложения |
Актуализация знаний |
Конструктор Задание: выберите нужное, распределите союзы по группам:
|
Распределяют по группам союзы у доски |
|
«Проверь себя!» Задание: списать предложения, расставить знаки препинания, выделить союз, определить группу по значению, подчеркнуть однородные члены. 1 ряд - с соединительными союзами 2 ряд - с противительными 3 ряд - с разделительными. |
Выборочное письмо. |
Физминутка |
Под музыку выполняем движения. |
|
|
Проверка у доски схем. |
1 ряд- |
Создание проблемной ситуации Цель: актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений в решении проблемы |
- почему в этих предложениях не нужны знаки препинания? «Прими к сведению»
|
Запись в тетради. Мать ждёт не дождётся сына домой. Зайду проведаю. Пойдём поиграть. |
Углубление причинно-следственных связей и раскрытие новых сторон изучаемого Цель: закрепление, применение знаний в новой учебной ситуации |
3 задание - «Найди запятую» (работа в парах) Задание: на распечатанных листочках исправляют ошибки, расставляют знаки препинания. Самопроверка, в тетрадь записывают те предложения, в которых были допущены ошибки. |
Проверка по распечатанному образцу. |
|
4 задание - «Стилистическая правка» Задание: исправьте ошибки в сочетаниях однородных членов - Какой можно сделать вывод? Как правильно употреблять однородные предложения в речи?
|
1. Акакию Акакиевичу требуется новая шинель и смелость. (шляпа). Слова разного смыслового ряда |
Обобщение |
Наш урок подошёл к концу. |
|
Рефлесия Цель: формирование навыка самооценки, самоанализа |
- Оцените уровень усвоения темы. (поставьте баллы от 1 до 5) |
Рефлексируют, выполняют итоговое задание |
Домашнее задание |
П. 43, упр 259 или составьте рассказ об увлечениях Н.В.Гоголя, используя однородные члены предложения. |
Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания |
Приложение
1.«Проверь себя!»
Задание: списать предложения, расставить знаки препинания, выделить союз, определить группу по значению, подчеркнуть однородные члены.
1 ряд - с соединительными союзами
2 ряд - с противительными союзами
3 ряд - с разделительными союзами
1 .Вицмундир у него был не зелёный а рыжевато-мучного цвета.
2. Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью или предлогами или наречиями.
3. Он садился тот же час за стол хлебал наскоро щи да ел кусок говядины с луком.
4. Ты посмотри однако заплаточку положи.
5. Люди портного называли то просто Григорием то уважительно Петровичем.
6. Солнце светило ласково да нежно да согревало своим теплом город.
2. «Стилистическая правка»
1. Акакию Акакиевичу требуется новая шинель и смелость.
2. Переписчику нужны канцелярские принадлежности и ручка.
3. Он пил чай с лимоном и удовольствием.
«Найди запятую»
Задание: на распечатанных листочках расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть однородные члены, построить схемы.
1. Петрович... (а,о)хотно пош..л посмотреть на ш..нель.
2. Матушка ещ.. л..жала на кроват.. ни жива ни м..ртва.
3. И день и ночь (не) шли думы из г..ловы.
4. Стало сильно проп..кать как в спину так и в плеч..
5. Башмач..кин сел переписывать бумаги.