Цели:
а) учебные:
- подведение итогов изучения блока;
- формирование у учащихся познавательно-исследовательской
компетентности;
- продолжить формирование у учащихся представления о мире профессий;
б) развивающие:
- развитие способности к исследовательской работе; самопознанию и
самовоспитанию;
- развитие информационно-коммуникативной деятельности;
- повышение творческой активности учащихся;
в) воспитательные:
- воспитание навыков коллективной работы;
- воспитывать умение оценивать свои достижения и достижения своих
товарищей;
- воспитание личной ответственности за профессиональный выбор.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: защита творческих проектов.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Количество часов на тему: 3 часа.
Оснащение: доска, конспект, творческие работы, рабочие тетради, портфолио учащихся, компьютер.
Литература для преподавателя:
- "Твоя профессиональная карьера", 8 (9) класс, под ред. С.Н. Чистяковой, М., "Просвещение", 2012г.;
- "Технология" (9 класс) под ред. В.Д. Симоненко, Москва, "Вентана - Граф", 2012г.;
- "Путёвка в жизнь", В.Н. Аверкин, О.М. Зайченко, М, "Просвещение", 2005г.;
- "Технология" (учебник 8-9 классы). Книга 2., В.М. Казакевич, Г.А. Молева, "Баласс", 2012 г.;
- А. Чуричков, В. Снегирёв "Копилка для тренера". Сборник разминок, необходимых в любом тренинге, Санкт - Петербург, "Речь", 2007г.
- Профориентационная поддержка учащихся, Тирасполь, 2013 г.
Литература для учащихся:
- "Технология" (9 класс) под ред. В.Д. Симоненко, Москва, "Вентана - Граф", 2012г.;
- "Технология" (учебник 8-9 классы). Книга 2., В.М. Казакевич, Г.А. Молева, "Баласс", 2012 г.;
I. Организационный момент
1.1. Организация занятия:
- приветствие; отметка отсутствующих, представление присутствующих гостей.
II. Подготовительный этап. Актуализация знаний.
Ведущий:
Заканчивается учебный год. И уже недалек тот час, когда вы получите аттестат о неполном среднем образовании. В нашем Учебно-профориентационном центре вы познакомились со спектром различных профессий по восьми направлениям. Вы проходили тренинги, беседы, тесты и на основе этих исследований получили рекомендации психолого-педагогической службы, которые находятся в вашем портфолио. Вас знакомили с разными профессиями на занятиях по каждому блоку, на экскурсиях.
Ваше обучение в УПЦ заканчивается блоком «Я и профессия». На нашем блоке вы познакомились с классификацией профессий академика Е.А. Климова; говорили мы и о том, как важно учитывать при выборе профессии свои интересы, склонности, способности, а также о том, что существуют различные мотивы выбора.
Изучая эти темы, мы изучали себя: тест Е.А. Климова-ДДО помог определить направление профессии; по другим методикам и тестам: интересы и склонности, способности, мотивы выбора профессии, а результаты записывали в диагностической карте учащегося, составляли личный профессиональный план, беседовали о разных профессиях.
Вопрос к учащимся:
С какими профессиями вы познакомились на этом курсе? Назовите их (ответы учащихся – психолог, социолог, воспитатель, учитель и т.д.)
Сегодня мы проводим заключительное занятие - защиту профориентационных проектов «Профессиональное древо семьи».
В течение года по нашему блоку проводился конкурс «Профессиональное древо семьи». В конце учебного года были подведены итоги, и сегодня с защитой лучших проектов выступят наши учащиеся.
Цель урока: подведение итогов профориентационного конкурса «Профессиональное древо семьи».
- слайд 1
Эпиграфом к уроку я взяла слова советского педагога Василия Александровича Сухомлинского
«Далеко не каждый станет ученым, писателем, артистом, далеко не каждому суждено открыть порох, но поэтом, художником в своем деле должен стать каждый».
Вопрос к учащимся: Почему так сказал В.А. Сухомлинский? (ответы учащихся)
III. Основной этап.
3.1 Ведущий:
Правильно, ребята, мастером своего дела должен быть каждый человек. И вы уже сделали свой первый шаг. Я хочу вам прочитать одну сказку, послушайте, пожалуйста.
- слайд 2
Сказка «Фея мастерства»
Жил-был в одном большом городе писатель. Однажды он задумал написать книгу о самых удивительных профессиях на земле. Он написал прекрасные хвалебные гимны о музыкантах и художниках, поэтах и скульпторах, учёных и изобретателях. Ему казалось, что только они дарят простым людям настоящее счастье жизни.
Однако чего-то главного в книге всё-таки не хватало, и писатель никак не мог её закончить.
Однажды ночью в комнату, где он работал, влетела прекрасная Фея. Это была Фея Мастерства. Она подхватила писателя огромными крыльями, и через мгновения он очутился на ступеньках огромного дворца.
Писатель вошёл в зал, сияющий тысячами огней. Вокруг были сотни улыбающихся людей в нарядной одежде. Неожиданно писатель заметил сухонького старичка с рабочими инструментами в руках.
Этот человек Великий строитель, сказал ему на ухо один из гостей. Его дома выдерживают ураганы и даже землетрясения. Они так искусно построены, что будто пустили в землю корни.
А это, наверное, портной? Спросил писатель, увидев среди приглашённых гостей человека с портновскими ножницами и коробкой с иголками и нитками.
Да, - серьёзно ответили ему. Это Великий Портной. Одежда, сшитая им, делает людей красивыми и помогает им стать добрее.
А вот там стоят, люди в белых халатах. Это – вечные труженицы, санитарки медицинские сестры. Они помогают врачам бороться за жизнь и здоровье людей. Честно и добросовестно выполняют свои трудовые обязанности. Разве их нельзя назвать Великими Мастерами?
Они пошли дальше, и писатель вдруг увидел самого обыкновенного дворника с метлой и простую уборщицу. «Неужели и дворника, и простую уборщицу считают здесь Великими Мастерами?» - подумал писатель.
Конечно, даже хмурое осеннее небо улыбается, когда эти люди подметают улицы, наводят чистоту и порядок в помещениях, создают уют. Они отдают людям столько света и тепла, что звание Великого Мастера принадлежит им по праву.
- слайд 3
Вопросы ведущего по сказке к учащимся:
1. Чему Фея Мастерства научила писателя?
2. Как вы думаете, о каких профессиях он напишет в своей книге, когда вернётся из дворца?
3. Какие Великие Мастера присутствовали на празднике?
4. Что, по вашему мнению, объединяет все профессии, и чем они отличаются?
- слайд 4-5
Вопросы ведущего по сказке к учащимся:
5.Для того, чтобы стать в будущем Мастером своего дела, какие 3 фактора надо учитывать при выборе профессии?Почему?
6. Как вы понимаете слова И.А.Крылова «Берись за то, к чему ты склонен. Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»?
7.А какую вы выбрали профессию? И в каком учебном заведении нашей республики вы можете получить эту профессию? (называют профессию и учебное заведение СПО).
3.2 Упражнение "Выбор" (физическая разрядка)
Ведущий:
Поднимите правую руку при ответе «ДА», левую - при ответе «НЕТ» и встаньте при ответе «НЕ ЗНАЮ»
- Я уже выбрал себе профессию.
- Я точно знаю - кем буду.
- Я выберу профессию, которую мне посоветуют сверстники.
- Я выберу профессию, которую мне посоветуют родители.
- Я прислушаюсь к мнению родителей и сверстников, но выберу сам.
- Я выберу такую профессию, которая имеет высокий престиж в обществе.
- Я выберу такую профессию, которая подходит моим интересам и способностям.
- слайд 7
3.3 Защита проектов: «Мое профессиональное древо»
Ведущий:
Итак, многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных программ, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас - это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят - делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются родители на работе? Кто они по профессии? Какую профессию выбрали наши учащиеся?
Об этом нам сейчас расскажут победители конкурса «Профессиональное древо семьи».
Слово предоставляется нашим учащимся (Лучшие творческие проекты «Профессиональное древо семьи» представляют учащиеся).
3.4 Ведущий:
В чем же формула успеха наших учащихся, чьи работы мы услышали сегодня? Эту формулу знал и герой одной притчи. Я предлагаю вам, познакомится с ней.
слайд-8-9
Притча “Маленькие лягушата”
Жили-были маленькие лягушата, которые организовали соревнования по бегу.
Их цель была забраться на вершину башни.
Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над их участниками.
Соревнования начались.Никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину башни.
Слышны были такие реплики:
«Это слишком сложно!”
«Они никогда не заберутся на вершину!»
или:
«Нет шансов! Башня слишком высокая!»
Маленькие лягушата начали падать. Один за другим. За исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они прыгали всё выше и выше.
Толпа всё равно кричала: «Слишком тяжело!!! Ни один не сможет это сделать!»
Ещё больше лягушат устали и упали.
Только один поднимался всё выше и выше. Он стал единственным, кто не поддался!
В конце концов, все сдались. Кроме того одного лягушонка, который, приложив все усилия, забрался на вершину!
Тогда все лягушата захотели узнать, как ему это удалось.
Один участник спросил, как же этому лягушонку, который добрался до вершины, удалось найти в себе силы?
Вопрос ведущего к учащимся:
- Как вы думаете, благодаря чему лягушонок смог достичь вершины башни?
Оказывается, победитель знал формулу успеха!
IV. Заключительный этап. Подведение итогов.
слайд-10
4.1 Ведущий: итак, что же такое успех? Каковы его слагаемые?
Успех - это:
1. Целеустремленность
2. Вера в себя и свои возможности
3. Готовность учиться у других людей
4. Оптимизм
5. Настойчивость и терпение
6. Трудолюбие
Вопрос к учащимся: А что бы еще вы добавили к своей формуле успеха? Допишите на своих листочках, которые лежат на ваших столах. (Приложение)
(учащиеся вписывают свои слагаемые к формуле успеха).
Расскажите, какие слагаемые формулы вы добавили и почему? (Ответы учащихся)
Ведущий:
Пусть эта формула успеха будет всегда с вами. Какую бы не выбрали для себя профессию, претворяйте ее в жизнь, принося пользу и себе и людям, будьте Мастерами своего дела.
Выбор профессии-это ваш первый шаг к самостоятельной жизни. Кто-то из вас пойдет в 10 класс, а кто-то будет поступать после 9-г о класса в средние специальные учебные заведения нашей республики.
Я надеюсь, что обучение в Учебно-профориентационном центре помогло вам определиться с выбором профессии. Успехов вам, ребята!
4.2 Рефлексия.
Обмен мнениями о пользе данного курса, что узнали нового на уроке, о каких еще профессиях узнали, что понравилось в выступлениях учащихся с творческими проектами.
4.3 Слово предоставляется гостям урока для подведения итогов выступлений.
4.4 Награждение лучших профориентационных проектов конкурса «Профессиональное древо семьи» грамотами.
Спасибо всем за работу на уроке!