Главная задача экологического воспитания в детском саду – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением и заботливым отношением к природе, человека, способного отвечать за свои поступки и действия по отношению к окружающей среде. И приобщить дошкольников к этому мы можем не только через проведение непосредственной образовательной деятельности, но и через организацию проектной деятельности и совершенствование природоохранной деятельности, также немаловажную роль играет обыгрывание экологических сказок, проведение игр-драматизаций. Поэтому целесообразно использовать самый интересный вид деятельности – театральную деятельность, так как именно она для детей является самой увлекательной, занимательной и познавательной.
Перед тем, как организовать участие детей в акции в защиту хвойных деревьев, необходимо уделить время познавательным минуткам, наблюдениям и беседам.
Основные задачи данного периода подготовки:
Образовательные:
- сформировать представления об отличительных особенностях ели;
- показать сходство и различия между сосной, елью и лиственницей;
- показать отличительные особенности ели и кедра;
Развивающие:
- развивать наблюдательность и умение детей определять возраст ели.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к природе, вызвать сочувствие детей.
Цикл мероприятий:
- Познавательная минутка «Чем ель не похожа на другие деревья?»
- Познавательная минутка «Как различить ель, сосну, лиственницу?»
- Познавательная минутка «Чем отличается ель от кедра?»
- Познавательная минутка «Сколько лет ёлке?»
- Экологический SOS «Как себя чувствует сломанная ель?»
- Экологический спектакль «Грустная сказка зимнего леса»
- Изготовление плакатов и буклетов «В защиту нашей ёлочки»
- Выставка поделок и творческих работ «Наша ёлочка – краса»
- Участие в городской акции в защиту хвойных деревьев.
Сценарий экологического спектакля «Грустная сказка зимнего леса»
Содержание сценария способствует формированию экологического сознания, воспитанию у дошкольников бережного отношения к природе, активной жизненной позиции в деле защиты окружающей среды. Роли распределяются между детьми подготовительной к школе группы. Спектакль предназначен для просмотра детьми других (младших) возрастных групп. После просмотра обязательное обсуждение ситуации, рисование плакатов, буклетов, организация выставки творческих работ детей.
Действие 1
Ведущая: Здравствуйте, ребята. Я хочу рассказать вам сказку про чудесную елочку. Росла она на опушке леса, место у нее было хорошее, солнечное. Рядом с ней росли ее подружки – ели и сосенки. Люди, приходя в лес, присаживались под елочку отдохнуть и говорили: «Вот хорошая елочка!». Прошло время, елочка выросла и превратилась в прекрасную стройную ель.
Песенка елочки (1-й куплет «Ёлочка пушистая» муз. Морозовой Е.И.)
Елочка: Когда я вырасту, птичка совьет гнездо в моих ветвях и выведет птенцов.
(Появляются заяц и белка)
Заяц: Холодно, холодно! Белочка, давай играть!
Белка: Давай!
(Играют в снежки, музыка: «Игра в снежки» Вересокина)
Белка: Лови, не догонишь! Не догонишь! (Срывает с елки шишку) А это мне на обед! Спасибо, елочка! (Убегает)
(Слышится завывание волка)
Заяц: Ой, боюсь, боюсь! Куда же мне спрятаться?
Елочка: Иди ко мне, зайка, я тебя спрячу.
(Заяц прячется за елкой. Вой прекращается, заяц убегает)
Заяц: Спасибо, елочка! Выручила!
(Слышится стук топоров)
Прилетает птичка. Танцует.
Елочка: Скажи, птичка, кто это стучит?
Птичка: Это дровосеки. Они рубят елки.
Елочка: А ты знаешь, куда отвозят эти елки?
Птичка: В прошлом году я была в городе и заглядывала в окна. Я видела в домах другие елочки. Они стояли в комнате и были красиво украшены игрушками и свечами.
Елочка: А потом? Что с ними было потом?
Птичка: А больше я ничего не видела. Но это было очень красиво.
Елочка: Ах, как бы я хотела оказаться на их месте, стоять в комнате и сверкать украшениями. Пусть меня тоже срубят.
Действие 2
(Гаснет свет)
Автор: Наконец наступил Новый Год и елочку срубили, и поставили в комнате.
(Комната, свет)
Елочка: Ах, как мне больно. Как здесь жарко. Где я?
Ребенок 1: Чудесная елка. Такую нам и надо.
Ребенок 2: Давайте ее украшать, ведь скоро праздник.
(Наряжают, уходят)
Елочка: Ах, какая я красивая. Скорее бы зажгли свечи.
(Начинается праздник, зажигают свечи)
Елочка: Ой, ой! Как больно. Как сильно огонь обжигает мои веточки и зеленые иголочки.
(Хоровод вокруг елочки: «Ёлочка сияет», слова и музыка Т.Лебзак или «Ах, ёлочка нарядная» музыка и аранжировка О.Лыков, слова А.Кириллова )
Ребенок 1: Какие красивые игрушки. Хочу взять эту!
Ребенок 2: А я эту!
Ребенок 3: А я эту!
(Дети хватают все игрушки, и елка становится голая и облезлая)
Ребенок 1: Фу, какая елка некрасивая! Нужно ее выбросить, ведь праздник уже кончился.
Действие 3
(Гаснет свет. Елочка лежит)
Елочка: Ах, как холодно. Земля холодная, я скоро засохну и умру. Ведь меня больше нельзя посадить. Ах, как холодно. Я так хочу обратно в лес. Зачем только меня срубили?
(Появляются белка и заяц)
Заяц: Холодно, холодно, б-р-р-р…
Белка: Смотри, заяц, елка лежит.
Елочка: Разве вы меня не узнали? Это же я, елочка!
Белка: Елочка, это ты? Что с тобой случилось?
Елочка: Пришли люди, срубили меня для праздника. Праздник кончился, и я уже им не нужна. Меня выкинули и скоро я умру.
Белка: Как жалко, елочка. Мне так нравились твои шишки.
Заяц: А я прятался от волка под твоими ветками. Как нам было хорошо с тобой и весело.
Елочка: Да, пожалуй, и мне жилось хорошо. Жаль, что я не увижу больше своих подружек елочек. Мне очень грустно.
Белка и Заяц: Бедная, бедная маленькая елочка. Как ее жаль!
Ребёнок:
Не стоит елочку губить,
А лучше жизнь ей сохранить.
Искусственную елочку купите
И в своем доме нарядите.
Пусть эта ёлка не живая,
Но красивая какая!
Не один раз пригодится,
И весь лес наш сохраниться.
(Воспитатель Грузская Т.В.)
Герои спектакля исполняют песню (Песня «Ёлочка – зеленая иголочка» (сл. И.Векшегоновой, муз. О.Компанейца):
Не рубили елочку
Мы на Новый год -
Возле дома нашего
Елочка растет.
Припев:
Елочка, елочка,
Зеленая иголочка,
Шишки золотистые
Искры серебристые,
Вся ты в белом инее,
Только небо - синее.
Облепили елочку
Звезды и флажки,
И горят на елочке
Чудо-огоньки.
Герои: Дорогие дети! Не рубите ёлки! Если праздник вы хотите, то такие нарядите!
(Дефиле с искусственными елочками)
Литература.
- Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группы ДОУ. – Екатеринбург: издательство «Центр проблем детства», 202. – 270 с.
- Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160 с.