Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся в написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками.
Задачи:
- закрепить минимум знаний о написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками;
- отрабатывать навыки написания изученных орфограмм в словах.
- развивать мышление школьников (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание);
- продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
- развивать рефлексию (самоконтроль, взаимопроверка).
- формировать потребности в новых знаниях; воспитывать интерес к изучению русского языка;
- создавать условия для воспитания коммуникативной культуры и умения учащихся работать в паре, в группе;
- воспитывать внимательность и аккуратность, работая в тетрадях.
Используемые технологии: проблемного обучения; ИКТ.
Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый.
Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.
Формируемые УУД:
- Личностные:
сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
- Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).
- Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.
Оборудование:
- презентация к уроку;
- учебник русского языка Н.В.Нечаевой
- шариковая ручка, линейка;
- листы с заданием для работы в парах, в группах;
- для рефлексии: по 3 ладони (красная, зелёная, жёлтая) у каждого ребёнка на парте;
Ход урока
1. Организационный момент. (Л)
- Создадим друг другу хорошее настроение, поприветствуйте партнёра по плечу и по лицу.
- Крепко обнимем себя и скажем: «У меня сегодня всё получится!» Слайд №2
- Все приготовились к успешной работе, будьте внимательны, сосредоточенны и главное, активны! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели
2. Актуализация знаний детей. (П)
- Итак, ребята, вспомним наш прошлый урок. О чём мы говорили? Чтобы вам быстрее вспомнилось, послушайте стишок
Эти знаки – буквы две – верно служат при письме:
Съезд, съедобный, сыновья, объявление, семья –
Им почет и уваженье за примерное служенье.
Вот, как видишь, не пустяк в алфавите каждый знак.
О каких знаках говорится?
Структура ТАЙМД ПЭА ШЭА
- работаем с партнёром по плечу, расскажите всё, что знаете об этих знаках
- начинает тот, кто ближе к учительнице
- определите кто ближе к учительнице (1-3 сек),
- сейчас в течение 20 секунд будет говорить ученик, который ближе ко мне.
Вы готовы? Тогда начинаем.
Спасибо. Время первого партнера истекло. Сейчас в течение 20 секунд будет говорить ученик, который чуть дальше от меня или второй партнер, вы готовы. Молодцы, тогда начинаем.
Время закончилось. Узнаем мнения некоторых:
Опрос: Отвечает стол №1 ученик №3, и т.д. (опрашиваю нескольких участников с разных столов о том, что рассказал их партнёр?)
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
1 Минутка чистописания.
- Найдите закономерность, напишите.
ъь ъьь… Проконтролируйте себя и оцените.
2 Зрительный диктант.
Дарья Воробьева съела все варенье. (Списать, подчеркнуть орфограммы) Опасные места пишем карандашом
Проверим зелёной ручкой
4. Постановка учебной задачи
Структура СОРТ КАРДС
Раздели слова на две группы: под*езд, с*ел, в*езд, сем*я, кон*ки
(В командах ученики сортируют карточки в зависимости от категорий и объясняют причины своего выбора)
- Как вы думаете, над чем же мы будем продолжать сегодня работать?
- Итак, сегодня мы с вами будем продолжать работать над правописанием слов с разделительными Ь и Ъ знаками в словах.
- А как вы думаете, зачем нам нужно этому учиться?
5. Решение учебной задачи
1. Откройте в учебнике страницу 60 и повторите правило.
Когда же пишутся разделительные Ь и Ъ знаки? Что мы знаем про буквы перед которыми пишутся знаки?
2.Работа в парах.
Вставь, где необходимо пропущенную букву.
По_езд, с_езд, под_ём, при_ём , Ил_я
Проверим.
Поезд, съезд, подъём, приём, Илья
6. Музыкальная физминутка.
7. Закрепление и повторение пройденного.
- Работа с учебником
- Упр.124
- Самостоятельная работа с проверкой
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Я от бабушки ушёл и от дедушки ушёл. Помоги мне от зверей живым уйти. Находи и отмечай нужные слова.
Оцените, чему вы научились на уроке:
- Я научился (лась) … .
- Я понял (а) … .
- Я смогу … .
Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями
- справлялся уверенно – зеленая перчатка;
- затруднялся при выполнении заданий – желтая;
- было трудно работать – красная.