Цели: Развитие лексико-грамматических представлений и связной речи. Развитие навыков. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- знакомство со значением новых (непонятных) слов;
- закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
- формирование интонационной выразительности речи.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие лексико-грамматической стороны речи;
- развитие навыка словообразования и словоизменения;
- обогащение словаря по теме;
- развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям
- воспитывать умение слушать;
- воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе;
- воспитывать целеустремленность;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и к окружающему.
1. Организационный момент.
Дети встают в круг. Логопед читает стихотворение.
Половодье и гроза,
Утром на траве роса,
Радуга после дождя
И журчание ручья.
Наводнения, бураны,
Листопады, снегопады.
Есть в любое время года… (Проявления природы)
Правильно.
Сегодня утром, когда
каждый из нас шел в детский сад,
то какую погоду можно было наблюдать? (Было пасмурно и дождливо.)
Да, вы правы. За долгую зиму мы так соскучились по теплу и солнышку. И надеюсь, что оно вскоре будет нас радовать все чаще и чаще. А сейчас, давайте подарим друг другу солнечные улыбки и займем свои места. Сегодня мы вместе с вами будем вспоминать, что мы знаем о природных явлениях.
2. Работа над словообразованием.
Ребята, посмотрите на доску.
Все явления природы, изображенные на картинках вам знакомы?
Среди названий природных явлений есть такие слова, в смысле которых заключено два слова.
Назовите их. Объясните, почему вы так решили?
Снегопад – снег падает.
Землетрясение – земля трясется
А знаете ли вы значение слова «половодье»? (Полная вода. Это, когда реки выходят из берегов и затапливают поля, села.)
Далее логопед объясняет значение слова «радуга»:
В старину, было слово «ра» - оно обозначало «солнечный свет». И слово «дуга» обозначает какую-то кривую.. Значит слово «радуга» обозначает искривление, которое появляется при солнечном свете.
3. Работа над звукобуквенный анализом.
Ребята, что означает слово «радуга» вы узнали. А сможете ли вы подобрать к слову «радуга» соответствующую схему?
На доске из магнитной азбуки выложено несколько схем слов. К слову «радуга» подходит только одно. Дети его находят и обосновывают свой выбор, производят звукобуквенный анализ.
4. Составление предложений с заданными словами. Работа со схемами предложений.
Ребята, а вы сможете составить предложения
со словами «радуга» - «дождь»?
После дождя на небе появилась радуга.
Далее дошкольникам предлагается составить предложение со словами: «зима» - «снегопад», «весна» - «половодье», «водопад» - «гора».
Последние предложения получаются: С горы падает водопад. В горах можно увидеть водопад.
А вы знаете, чтов горах можно увидеть не только водопады. В горах может произойти землетрясение.
Посмотрите внимательно на схемы предложений, которые начерчены на доске.
Подберите соответствующую схему к моему предложению: В горах произошло сильное землетрясение.
На доске представлены разные схемы предложений. Дети подбирают соответствующую схему.
5. Работа над интонационной выразительностью речи.
Ребята, а вы знаете о том, что если в предложение выделять интонацией разные слова, то смысл предложения может меняться?
Давайте попробуем выделить слово «горах».
В горах произошло сильное землетрясение.
Это означает, что именно в горах
произошло землетрясение.
горах произошло сильное землетрясение.
В горах произошло сильное землетрясение.
В горах произошло сильное землетрясение.
А это обозначает, что в горах произошло землетрясение, ни лавина сошла, ни ветер сильно дул.
Далее идет работа над вопросительной и восклицательной интонацией предложения.
6. Работа по исключению «4-го лишнего» с опорой на характеристику звуков.
Детям предлагается среде цепочки слов найти лишнее.
Ребята, послушайте мои слова. Найдите среди них лишнее. Обратите внимание на первый звук и твердость/мягкость согласного:
Туман – водопад – радуга – метель.
Слово «туман» - лишнее, потому что во всех словах 1-й звук звонкий, а в слове «туман», первый звук глухой.
Таким же образом производится разбор слов с обращением внимания на глухость/звонкость первого согласного:
Туман – снегопад – ветер – половодье (лишнее слово «ветер»)
7. Развитие логического мышления.
Ребята, а правильно ли будет мое утверждение:
Дует ветер, потому что качаются деревья?
Нет. Все наоборот. Ветер
дует и поэтому качаются деревья.
А такое: Зимой часто бывают снегопады.
Если тротуар мокрый, значит прошел дождь.
И «да», и «нет».
«Нет», потому, что тротуар может быть мокрым, потому что его полила поливальная машина.
8. Итог занятия.