«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И.П. Павлов
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная развивающая программа «В гостях у жука Бена» предназначенная для детей третьего года жизни, посещающих ДОУ.
На третьем году жизни необходимо формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость. Формировать у каждого ребёнка уверенность в том, что его, как и всех детей любят, заботятся. Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения. Умения спокойно себя вести в помещении, выполнять просьбы взрослого. Формирование самостоятельности, представления о правилах безопасного поведения в играх. Первичные представления об окружающем мире. Учить детей называть цвет, величину, материал; сравнивать знакомые предметы; группировать. Вести работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей включая все виды восприятия (сенсорное развитие). Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Формировать элементарные математические представления. Различать количество предметов (один-много). Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров. Учить различать предметы по форме. Накапливать опыт практического освоения окружающего пространства. Опыт ориентировки в частях собственного тела. Учить двигаться в определённом направлении. Ознакомление с миром природы. Способствовать развитию речи как средства общения. Формирование словаря. Понимание речи и активизация словаря. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Действовать по указанию взрослого. Приучать слушать потешки, песенки, сказки. Сопровождать чтение игровыми действиями. Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок. Приобщение к искусству. Вызывать интерес к творчеству: рисование, лепка. Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие ритмические движения. Умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Развивать желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.
Программа направлена на:
- Совершенствованию творческих навыков.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
- Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности пальцев рук.
- Развитие и стабилизация эмоциональной сферы ребёнка.
Общая характеристика работы с пластилином. Арт-терапия.
Пластилиновая терапия один из самых «мягких» и в то же время глубоких методов психологической работы. Основная цель пластилиновой терапии гармонизация внутреннего состояния человека через развитие способности к самовыражению и самопознанию. Данный вид терапии относится к арт-терапевтическим техникам. Существенным достоинством пластилина является способность снимать сопротивление клиента. Работа с пластилином возможна как индивидуальная, так и групповая. Работа с пластилином в процессе терапии позволяет в символической форме выразить и проработать подавленные эмоции. Это происходит, главным образом, благодаря осознанию метафоры пластилина – «Всё можно изменить!» Пластилин уникальный материал, его можно использовать в сочетании с другими техниками. Его применение усиливает эффективность песочной техники, сказкотерапии, мандалотерапии и других методов работы с подсознанием. Как только ребёнок берёт в руки пластилин он высвобождает подсознание. Происходит исцеление через самовыражение творческого потенциала. Арт – терапевтические занятия придают сил, уверенности. Оказывают помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. Трудно переоценить важность применении приёмов арт-терапии при коррекции неврозов и неврозоподобных состояний.
Свойства пластилина:
1.Пластилин податливый и упругий.
Лепка – медитативное занятие, он успокаивает.
2.Пластилин разноцветный.
Чем больше оттенков, тем шире простор для творчества и фантазии.
3.Пластилин держит форму.
Можно легко организовать творческую выставку.
4.Пластилин липкий, он не высыхает.
5.Экономичный. Одного набора хватает надолго.
6.Не пачкается.
7.Пластилин развивает ребёнка.
Развивает моторику, воображение, пространственное мышление, знакомит с цветами, формами. Стимулирует нервные окончания ладоней, что благотворно влияет на нервную систему и развитие речи.
Арт-терапия с пластилином:
-положительный эмоциональный настрой.
-даёт возможности выходу подавленных, негативных эмоций.
-повышает самооценку у ребёнка.
-улучшает внутреннее состояние, настроение, душевное равновесие.
-повышает адаптационные способности ребёнка.
-эффективен в коррекции отклонений и нарушений личностного развития.
-способствует творческому самовыражению.
Цель программы:
- Развитие творческих способностей детей с помощью техники создания пластилиновых картин.
- Совершенствование коммуникативных способностей детей.
- Воспитанию сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
Основная задача занятий:
- Развитие мелкой моторики и повышения тактильной чувствительности.
- Активизация и обогащение речи.
- Развитие сенсорного восприятия, внимания, воображения.
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
Задачи комплексного развития: параллельно с решением основной задачей
- Развитие умения действовать соответственно правилам игры.
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
- развитие чувства ритма, координации движений.
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
- развитие чувства ритма, координации движений.
Реализация программы: В форме игры, познавательной активности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).
Организация работы:
- Программа рассчитана на 1 год обучения (дети 2-3 года).
- Подгруппа может насчитывать 6 детей
- Форма организации занятий – подгрупповая. Периодичность занятий - 1 раз в неделю (итого 24 занятия за учебный год), в первой половине дня.
- Длительность занятий -10-15 минут - дети 2-3 года;
Структура занятий:
1.Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя в группе.
2.Творческое задание (цветной шаблон + пластилин).
3.Игра.
4.Рефлексия. Прощание.
Ожидаемые результаты:
Положительное эмоциональное состояние от игр, удовольствие от совместных игр с детьми и педагогом. Активизация и обогащение речи. Научаться передавать увиденное с учётом развития сюжета. Развивается мелкая моторика, движения более координированные, концентрируется внимание. Проявляется творчество.
Способы определения результативности:
- Результаты образовательного процесса отслеживаются путём наблюдения за детьми на занятиях, диагностируется интерес к совместной деятельности.
Критерии оценки детских способностей для детей 2-3 года:
1.Умение отделять маленькие комочки от куска пластилина; умение сплющивать комок; прижимать к шаблону.
2.Чувство цвета.
3.Аккуратность и точность выполнения.
4.Степень проявления творчества.
5.Коммуникация, эмоциональный фон.
Высокий уровень (3 балла)
1.Ребёнок выполняет данную работу.
2.Ориентируется в цветах.
3.Все действия с материалом правильные, целенаправленные, с положительным результатом.
4.Проявляет творчество.
5.Положительный эмоциональный фон, активный.
Средний уровень (2 балла)
1.Ребёнок испытывает незначительные затруднения, выполняет данную работу при некотором участии педагога.
2.Ребёнок допускает ошибки при выборе цвета.
3.Допускает помарки при работе, не уверен в результате.
4.Способен внести в работу личную задумку только при помощи взрослого.
5.Неустойчивый эмоциональный фон, вступает в контакт при поддержке взрослого.
Низкий уровень (1 балл)
1.Ребёнок не выполняет данную работу.
2.Ребёнок не умеет различать и называть цвета.
3.Работа не аккуратная и искажение значительное.
4.Нет творческого подхода при выполнении работы.
5.Отрицательный эмоциональный фон, пассивен/реакция протеста.
Содержание дополнительной образовательной программы:
Оборудование:
1.Цветные тематические шаблоны покрытые плёнкой:
-для каждого ребёнка 4А формата
-для коллективной работы детей 3А (до 6 детей)
2.Пластилин 7 цветов (белый, жёлтый, красный, оранжевый, синий, зелёный, коричневый).
3.Салфетки для рук
Организация игр-занятий:
1. Ориентировочный этап
Игры-занятия проводятся с подгруппой детей. Психолог знакомит детей со соей игрушкой-посредником жуком Беном. Игрушка должна быть красивая и интересная для детей. Данную игрушку можно использовать только при проведении данного кружка. Через эту игрушку психолог объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
Психолог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменения тактильных ощущений, побуждая их высказываться сравнивать.
Психолог сначала показывает все движения, затем дети повторяют.
2. Игра с жуком Беном (друг пчёлки Майи)
Жук Бен приглашает детей к себе в гости. Дети внимательно рассматривают цветной тематический шаблон и слушают задание Бена. Так же с Беном обозначают для себя некоторые правила поведения при работе с пластилином и шаблоном. Бен хвалит каждого высказавшегося ребёнка, творчество детей и предлагает поиграть в подвижную игру.
Способы работы с пластилином и цветным шаблоном:
-умения отделять маленькие комочки от большого куска пластилина;
-катать маленькие шарики;
-умения сплющивать комочки и размазывать по шаблону (вверх, вниз);
-умения прижимать комочек пластилина к цветному шаблону.
3. Правила поведения при работе с пластилином
-нельзя пластилин брать в рот;
-нельзя кидать пластилин на пол;
-после игры нужно помочь Бену прибрать рабочее место;
-после игры надо вытереть руки салфеткой;
4. Ритуал прощания
-Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем жуку Бену, чем мы занимались.
Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе.
-Бен любит вас, а вы его?
Дети обнимают Бена и говорят: «Как я тебя люблю».
-До свидания, я буду вас ждать.
Учебно-тематический план программы дополнительного образования
«Крошки-горошки» или В гостях у жука Бена 2-3 года
Месяц | Кол. |
Лексическая тема |
Кол.часов |
Декабрь |
1 |
«Крошки – горошки» |
0,15 |
2 |
«Снег идёт» |
0,15 |
|
3 |
«Наряжаем ёлку» |
0,15 |
|
4 |
«Салют» |
0,15 |
|
Январь |
5 |
«Конфетки на тарелочке» |
0,15 |
6 |
«Витаминки в баночке» |
0,15 |
|
7 |
«Поезд» |
0,15 |
|
8 |
«Удав» |
0,15 |
|
Февраль |
9 |
«Мыльные пузыри» |
0,15 |
10 |
«Морская звезда» |
0,15 |
|
11 |
«Рыбки» |
0,15 |
|
12 |
«Осьминоги» |
0,15 |
|
Март |
13 |
«Горошек для петушка» |
0,15 |
14 |
«Покорми курочку» |
0,15 |
|
15 |
«Собираем яблоки» |
0,15 |
|
16 |
«Солнышко» |
0,15 |
|
Апрель |
17 |
«Подсолнух» |
0,15 |
18 |
«Одуванчик» |
0,15 |
|
19 |
«Гусеница на яблоке» |
0,15 |
|
20 |
«Ёжик» |
0,15 |
|
Май |
21 |
«Цветочек» |
0,15 |
22 |
«Полянка с ягодками» |
0,15 |
|
23 |
«Божья коровка» |
0,15 |
|
24 |
«Мухомор» |
0,15 |
|
Итог: |
24 |
6 часов |
№ |
Название |
Задачи |
Содержание |
№1 декабрь |
«Крошки-горошки» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№2 декабрь |
«Снег идёт» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№3 декабрь |
«Наряжаем ёлку» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№4 декабрь |
«Салют» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№5 январь |
«Конфетки на тарелочке» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№6 январь |
«Витаминки в банке» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№7 январь |
«Поезд» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№8 январь |
«Удав» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№9 февраль |
«Мыльные пузыри» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№10 февраль |
«Морская звезда» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№11 февраль |
«Рыбки» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№12 февраль |
«Осьминоги» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№13 март |
«Горошек для петушка» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№14 март |
«Покорми курочку» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№15 март |
«Собираем яблоки» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№16 март |
«Солнышко» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№ 17 апрель |
«Подсолнух» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№ 18 апрель |
« Одуванчик» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№ 19 апрель |
«Гусеница на яблоке» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№ 20 апрель |
«Ёжик» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№ 21 май |
«Цветочек» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№ 22 май |
«Полянка с ягодками» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№ 23 май |
«Божья коровка» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
№ 24 май |
«Мухомор» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. |
1.Приветствие жук Бен |
Итог: 24 занятия (22 шаблона) |