Цель: развитие понятия о лесе, как о природном сообществе.
Задачи:
- путем анализа и наблюдений выявить взаимосвязь живых организмов в экосистеме «Лес». Углубить знания о природе родного края, о правилах поведения в лесу;
- развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление детей; учить делать выводы и обобщения;
- воспитывать бережное отношение к природе и понимание необходимости охраны растительного мира.
Оборудование: картина «Лес», рисунок Лесовичка, фонограмма «Шум леса» и песни «Сэрэг Нарhан», «Улаалзай», гербарии деревьев, рисунок сосны Крылова, шишки обыкновенной сосны и сосны Крылова, таблица «Биоценоз леса», рисунки животных и растений, словарь В.Даля.
Организационный момент.
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно,
Нас оно торопит в класс.
Представьте, что на вас солнышко светит своими теплыми лучами, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь пошлите свои лучики одноклассникам. Пожелайте им добра. Сегодня мы будем работать по группам- 3 группы. Каждая группа выбирает корректора (капитана). За каждый правильный ответ группа получает фишку и в конце урока подсчитаем их и узнаем как вы работали.
Вводно-мотивационный этап.
Учитель: Что вы видите на экране?
Дети: Цирик – Нарасун – сосновый лес, который находится вблизи нашего села Кункур.
У: Нужен ли нам Цирик –Нарасун?
Д: да.
У : Чтобы достичь цели урока вы должны работать сообща. Что означает слово «сообща»? /см. словарь В.Даля.
Д: Слово «сообща» - вместе. Значит, мы сегодня работаем вместе?
Операционно-содержательный этап.
У: Какова тема нашего урока?
Д: Природное сообщество
У: Как вы это понимаете?/мнения детей
У: Что вы знаете о природе?
Д: живая и неживая.
У: Что относится к живой природе?
Д: К живой природе относятся: животные, растения, грибы, бактерии
У: Что такое окружающая среда?
Д: Окружающая среда – это все, что нас окружает.
У: связаны ли между собой живая и неживая природа?
Д: Наверное, да
У: Какая связь между живой и неживой природой
Д: :Все взаимосвязано, например: …
У: Взаимосвязь живой и неживой природы называется биоценоз. Биоценоз –биологическая система, представляющая собой совокупность популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определенную местность Биогеоценоз – исторически сложившаяся совокупность живых организмов (биоценоз) и среды вместе с занимаемым ими участком земной поверхности.(6кл)
У: Мы живем в селе Кункур. Около нас растет лес и мы зовем его Цирик –Нарасун. Что вы знаете о Цирик-Нарасуне?
Д: Там растут сосны, грибы… Это ботанический заповедник. Когда на машине едем по трассе в Кункур, есть баннер «Цирик-Нарасун – ботанический заповедник»
У: А что такое заповедник? Посмотрите в словаре.
У: К какому природному сообществу относится Цирик-Нарасун?
Д: Лес
У: Какие природные сообщества вы знаете?
Д: Луг, поле, река, озеро, болото…
У: Сегодня мы остановимся в природном сообществе «Лес». Сейчас перед нами сделает сообщение о Цирик-Нарасуне./ подготовленный ребенок
Легенда о Цирик-Нарасуне.
Давным-давно в наших краях жил полководец Бабжи Батор, на левом берегу реки Онон, на горе Батор. По внешнему виду он был очень высокого роста, богатырского телосложения и с острым умом.
Однажды сюда прибыли завоеватели под предводительством полководца из Монголии с целью завоевать эти необъятные кункурские степи, а в это время сосны Цирик-Нарасуна были в человеческий рост.
Бабжи Батор договорился с недругами, что завтра утром на рассвете начнется сражение. На рассвете Бабжи Батор приказал своим воинам разжечь костры перед соснами и скакать на своих лошадях между ними. Утром, в сумерках привел своих воинов к реке Онон. Увидев издалека такое зрелище, монгольский хан подумал, что такое войско не осилить. Он испугался и отвел своих воинов назад в Монголию.
Так своим острым умом богатырь Бабжи Барас Батор избавился от врагов без кровопролитного сражения. С того времени этот сосновый бор называется «Цирик-Нарасун», что в переводе «Сосновое войско». И эта легенда передается из уста в уста до наших дней. Памятник Бабжи Барас Батору стоит в центре поселка Агинское.
У: Еще что вы знаете про Цирик-Нарасун?
Д: Стихотворения, песня (фонограмма песни «Сэрэг Нарасун»)
У: Какие животные живут?/лиса, волк, косуля, еж…
У: Какие растения растут? Напишите: 1 группа – грибы, 2 группа - деревья, кусты, 3 группа - травянистые растения.
У: Составьте цепи питания Цирик-Нарасуна по группам. С чего начинается цепь питания, чем заканчивается?
Д: Цепь питания начинается растением, а заканчивается хищником. Например: трава- насекомое-еж, сосна-жук –короед- дятел, береза-заяц-волк.
У: Цирик-Нарасун - сообщество, созданное природой или человеком?
Д: Природой, потому что сосновый бор появился в незапамятные времена.
Д: А сейчас люди подсаживают сосны.
У: Какие сосны у нас растут?
Д: Сосны Крылова.
У: Да. Их еще называют реликтовыми соснами Крылова. Растут только у нас. Перед вами ветки, шишки и рисунки обыкновенной сосны и сосны Крылова. Посмотрите на них, что вы можете сказать про них? Заполните таблицу / обсуждение по группам/.
|
Сосна Крылова |
Сосна обыкновенная |
Размер хвои |
Удлинный, 13 см |
Округлый, короткий |
Форма чешуек |
Плотно прилегающие |
Плоские, квадратные |
Окраска |
Зеленовато-желтые, красно-бурые |
Зеленовато-желтые |
У: Ученые считают, что сосновый бор, который растет за рекой Онон, образовался от нашего Цирик-Нарасуна. Как вы думаете, почему так считают?
Д: Наверное, сосны выросли от семян, занесенных ветром.
У: Кто там работает?
Д: Лесник – сторож – егерь. Это Бадмажаб-ахай.
У: Нужен ли нам сосновый бор «Цирик-Нарасун»?
Д: Да. Это защита от ветра, свежий воздух, грибы, дикий чеснок, саранка..
(рисунок саранки)
У: Саранка – по-бурятски «улаалзай». Про нее сочинили песню «Улаалзай», а слова написаны нашей кункурской поэтессой Шуя-Хандой Базарсадаевой. Исполняет песню известная певица Намгар Лхасаранова, наша землячка /фонограмма песни «Улаалзай»
У: У вас на столах задания каждой группе. Обсуждайте вместе
- 1 группа: Как сохранить Цирик-Нарасун от пожаров?
- 2 группа: Как сохранить Цирик-Нарасун от поедания домашними животными?
- 3 группа: Разыграйте ситуацию: Цирик-Нарасун опылили химикатами, погибли дятлы.
Д:
- 1 группа: не разжигать костер, не бросать окурки, сделать защитные борозды (вспахать)
- 2 группа: не строить близко к бору чабанские стоянки
- 3 группа: Разыграли маленькую сценку.
У: Любые хозяйственные работы нельзя проводить в Цирик-Нарасуне. Санатории строятся в сосновом бору, так как сосна выделяет вещества (фитонциды), которые помогают при заболеваниях дыхательных путей.
Рефлексия.
- Что вы узнали новое? / сосна Крылова, легенда про Цирик-Нарасун …
- Выведите правила поведения в Цирик-Нарасуне. Можете нарисовать плакаты-схемы./защита
Правила поведения в Цирик-Нарасуне:
- нельзя ломать ветки деревьев и кустарников;
- нельзя срывать цветы;
- нельзя ловить насекомых;
- нельзя близко подходить к гнездам птиц;
- нельзя ловить детенышей животных и носить домой;
- нельзя разводить костер в лесу;
- ходить только по тропинкам…
Домашнее задание.
- Сочините четверостишие про сосну или про Цирик-Нарасун.