Урок окружающего мира по теме "Лес – природное сообщество"

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие понятия  о лесе, как о природном сообществе.

Задачи:

  • путем анализа и наблюдений выявить взаимосвязь живых организмов в экосистеме «Лес». Углубить знания о природе родного края, о правилах поведения в лесу;
  • развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление детей; учить делать выводы и обобщения;
  • воспитывать бережное отношение к природе и понимание необходимости охраны растительного мира.

Оборудование: картина «Лес», рисунок Лесовичка, фонограмма «Шум леса» и песни «Сэрэг Нарhан», «Улаалзай», гербарии деревьев, рисунок сосны Крылова, шишки обыкновенной сосны и сосны Крылова, таблица «Биоценоз леса», рисунки животных и растений, словарь В.Даля.

Организационный момент.

Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно,
Нас оно торопит в класс.

Представьте, что на вас солнышко светит своими теплыми лучами, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь пошлите свои лучики одноклассникам. Пожелайте им добра. Сегодня мы будем работать по группам- 3 группы. Каждая группа выбирает корректора (капитана). За каждый правильный ответ группа получает фишку и в конце урока подсчитаем их и узнаем как вы работали.

Вводно-мотивационный этап.

Учитель: Что вы видите на экране?

Дети: Цирик – Нарасун – сосновый лес, который находится  вблизи нашего села Кункур.

У: Нужен ли нам Цирик –Нарасун?

Д: да.

У : Чтобы достичь цели урока вы должны работать сообща. Что означает слово «сообща»? /см. словарь В.Даля.

Д: Слово «сообща» - вместе. Значит, мы сегодня работаем вместе?

Операционно-содержательный этап.

У: Какова тема нашего урока?

Д:  Природное сообщество

У: Как вы это понимаете?/мнения детей

У: Что вы знаете о природе?

Д: живая и неживая.

У: Что относится к живой природе?

Д: К живой природе относятся: животные, растения, грибы, бактерии

У: Что такое окружающая среда?

Д: Окружающая среда – это все, что нас окружает.

У: связаны ли между собой живая и неживая природа?

Д: Наверное, да

У: Какая связь между живой и неживой природой

Д: :Все взаимосвязано, например: …

У: Взаимосвязь живой и неживой природы называется биоценоз. Биоценоз –биологическая система, представляющая собой совокупность популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определенную местность Биогеоценоз – исторически сложившаяся совокупность живых организмов (биоценоз) и среды вместе с занимаемым ими участком земной поверхности.(6кл)

У: Мы живем в селе Кункур. Около нас растет лес и мы зовем его Цирик –Нарасун. Что вы знаете о Цирик-Нарасуне?

Д:  Там растут сосны, грибы… Это ботанический заповедник. Когда на машине едем по трассе в Кункур, есть баннер «Цирик-Нарасун – ботанический заповедник»

У: А что такое  заповедник? Посмотрите в словаре.

У: К какому природному сообществу относится  Цирик-Нарасун?

Д: Лес

У: Какие природные сообщества вы знаете?

Д: Луг, поле, река, озеро, болото…

У: Сегодня мы остановимся в природном сообществе «Лес». Сейчас перед нами сделает сообщение о Цирик-Нарасуне./ подготовленный ребенок

Легенда о Цирик-Нарасуне.

Давным-давно в наших краях жил полководец Бабжи Батор, на левом берегу реки Онон, на горе Батор. По внешнему виду он был очень высокого роста, богатырского телосложения и с острым умом.

Однажды сюда прибыли завоеватели под предводительством полководца из Монголии с целью завоевать эти необъятные кункурские степи, а в это время сосны Цирик-Нарасуна были в человеческий рост.

Бабжи Батор договорился с недругами, что завтра утром на рассвете начнется сражение. На рассвете Бабжи Батор приказал своим воинам разжечь костры перед соснами и скакать на своих лошадях между ними. Утром, в сумерках привел своих воинов к реке Онон. Увидев издалека такое зрелище, монгольский хан подумал, что такое войско не осилить. Он испугался  и отвел своих воинов назад в Монголию.
Так своим острым умом богатырь Бабжи Барас Батор избавился от врагов без кровопролитного сражения. С того времени этот сосновый бор называется «Цирик-Нарасун», что в переводе «Сосновое войско». И эта легенда передается из уста в уста до наших дней. Памятник Бабжи Барас Батору стоит в центре поселка Агинское.

У: Еще что вы знаете про Цирик-Нарасун?

Д: Стихотворения, песня (фонограмма песни «Сэрэг Нарасун»)

У: Какие животные живут?/лиса, волк, косуля, еж…

У:  Какие растения растут? Напишите: 1 группа – грибы, 2 группа - деревья, кусты, 3 группа - травянистые растения.

У: Составьте цепи питания Цирик-Нарасуна по группам. С чего начинается цепь питания, чем заканчивается?

Д: Цепь питания начинается растением, а заканчивается хищником. Например: трава- насекомое-еж, сосна-жук –короед- дятел, береза-заяц-волк.

У: Цирик-Нарасун - сообщество, созданное природой или человеком?

Д: Природой, потому что сосновый бор появился в незапамятные времена.

Д: А сейчас люди подсаживают сосны.

У: Какие сосны у нас растут?

Д: Сосны  Крылова.

У: Да. Их еще называют реликтовыми соснами Крылова. Растут только у нас. Перед вами ветки, шишки и  рисунки обыкновенной сосны и сосны Крылова. Посмотрите на них, что вы можете сказать про них? Заполните  таблицу / обсуждение по группам/.

 

Сосна Крылова

Сосна обыкновенная

Размер хвои

Удлинный, 13 см

Округлый, короткий

Форма чешуек

Плотно прилегающие

Плоские, квадратные

Окраска

Зеленовато-желтые, красно-бурые

Зеленовато-желтые

У: Ученые считают, что сосновый бор, который растет за рекой Онон,  образовался от нашего Цирик-Нарасуна. Как вы думаете, почему так считают?

Д: Наверное, сосны выросли от семян, занесенных ветром.

У: Кто там  работает?

Д: Лесник – сторож – егерь. Это Бадмажаб-ахай.

У: Нужен ли нам сосновый бор «Цирик-Нарасун»?

Д: Да. Это защита от ветра, свежий воздух, грибы, дикий чеснок, саранка..

(рисунок саранки)

У: Саранка – по-бурятски «улаалзай». Про нее сочинили песню «Улаалзай», а слова написаны нашей кункурской  поэтессой  Шуя-Хандой  Базарсадаевой. Исполняет песню известная певица Намгар Лхасаранова, наша землячка /фонограмма песни  «Улаалзай»

У: У вас на столах задания каждой группе. Обсуждайте вместе

  • 1 группа:  Как сохранить Цирик-Нарасун от пожаров?
  • 2 группа:  Как сохранить Цирик-Нарасун от поедания домашними животными?
  • 3 группа:  Разыграйте ситуацию: Цирик-Нарасун опылили химикатами, погибли дятлы.

Д:

  • 1 группа: не разжигать костер, не бросать окурки, сделать защитные борозды (вспахать)
  • 2 группа: не строить близко к бору чабанские стоянки
  • 3 группа: Разыграли маленькую сценку.

У: Любые хозяйственные работы нельзя проводить в Цирик-Нарасуне. Санатории строятся в сосновом бору, так как сосна выделяет вещества (фитонциды), которые помогают при заболеваниях дыхательных путей.

Рефлексия.

- Что вы узнали новое? / сосна Крылова, легенда про Цирик-Нарасун …

- Выведите правила поведения в Цирик-Нарасуне. Можете нарисовать плакаты-схемы./защита

Правила поведения в Цирик-Нарасуне:

  • нельзя ломать ветки деревьев и кустарников;
  • нельзя срывать цветы;
  • нельзя ловить насекомых;
  • нельзя близко подходить к гнездам птиц;
  • нельзя ловить детенышей животных и носить домой;
  • нельзя разводить костер в лесу;
  • ходить только по тропинкам…

Домашнее задание.

- Сочините четверостишие про сосну или про Цирик-Нарасун.