Использование проблемных ситуаций в процессе формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Согласно образовательным стандартам среднего общего образования, действующих программ по английскому языку приоритетной является подготовка учеников, направленная на формирование языковой коммуникативной компетенции  в различных ситуациях.  Известно, что уровень речевой подготовки учеников зависит от усвоения ими лексического богатства языка, владение речевыми нормами, грамматическими категориями, что обеспечивает формирование компетенций в разных видах деятельности [4, C. 105].  Поэтому целесообразно работу по развитию речи школьников осуществлять по трем категориям:

  • обогащение словарного запаса и развитие грамматического строя речи;
  • усвоение норм английской речи;
  • формирование компетенций воспринимать, воспроизводить чужие и строить свои устные и письменные  высказывания.

 Только  правильная организация обучения, отбор учителем оптимальных методов, приемов и форм работы  могут стать основой для формирования у учащихся устойчивых речевых умений, развития коммуникативной компетентности [2, C. 268]. Для этого необходимо усилить  познавательную направленность урока.

Для достижения данных целей на своих уроках ориентирую учащихся на решение определённых речевых задач. Помогают в этом речевые ситуации. В своей деятельности человек постоянно сталкивается с рядом проблем, которые требуют решения. Поиск способа решения проблемы начинается с мышления. В мышлении активизируются процессы, которые помогают рационально осмыслить проблему и найти способы ее решения. Этот процесс основывается на умении анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать и абстрагировать. Такие мыслительные операции возникают в процессе выполнения проблемных заданий. Это приводит к умению критически мыслить, самостоятельно приобретать знания.

В своей многолетней практике для повышения эффективности обучения применяю проблемный метод обучения, базирующийся на использовании проблемных ситуаций. Создавая проблемную ситуацию, направляю учеников на ее решение. Использование проблемных ситуаций на уроке английского языка повышает уровень мотивации школьников к изучению английского языка. Стремление достичь результата вызывает удовольствие от самого процесса и радость достижения, что способствует развитию интереса к иностранному языку и повышению уровня его освоения. Овладение языком как средством общения и восприятия мира проходит эффективнее в равноправном сотрудничестве, активном поиске. Смысл проблемного метода заключается в стимулировании поисковой деятельности учащихся, а его эффективность зависит от создания учителем четкой структуры и логической организации поиска решения проблемы [5, C. 135]. Наиболее целесообразным считаются такие пути создания проблемных ситуаций на уроке английского языка:

  • Постановка проблемы.
  • Определение путей ее решения.
  • Выбор оптимального пути.
  • Решение проблемы.

Пример проблемного задания, которое можно применить на уроках английского языка.

Task: An old Chinese proverb says: “A journey of thousand miles begins with a single step”. The thing is that if you do something to help and many others do the same, all the steps can add up to a lot of forward movement. That's why let's do our steps of saving our planet to the given list doing it in pairs. Our steps of saving our planet.

1) Everyone can help make the Earth a cleaner place to live.

2) We can help to keep the Earth beautiful by planting the trees.

3) We can help to keep the Earth clean by being careful with our rubbish.

4) ..........................................................................................

5) ..........................................................................................

Instructions: If your list is the longest, present it to the class. Take an active part in the discussion of the whole class looking for the way of saving our planet.

При создании проблемных ситуаций использую короткие юмористические тексты, предварительно убирая различные смысловые звенья. Задания, направленные на восстановление этих звеньев, создают условия для активизации речемыслительной деятельности обучающихся, вызывают потребность в общении на английском языке, что ведёт к формированию коммуникативной компетенции учеников.

Список использованной литературы.

1. Касьянова Л.Ф. Обучение английскому произношению как часть формирования коммуникативной компетенции и совершенствования эстетической стороны процесса обучения / Л.Ф. Касьянова / Материалы VIII Международной научно-практической конференции. - 2013. - С. 114-118.

2. Кирасирова М. П. Формирование коммуникативной компетенции учеников в процессе обучения английскому языку / М. П.  Кирасирова // В сборнике: III Авдеевские чтения Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 267-269.

3. Колесник Л.И. Проблематизация как способ создания проблемности в обучении иностранному языку / Л.И. Колесник // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции-семинара "Образование на грани тысячелетий". - 2014. - С. 16-20.

4. Куликов А.Ю. Формирование коммуникативной компетенции в образовательном процессе школы / А.Ю. Куликов // В сборнике: III Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 104-108.

5. Хайруллин М.Б. Продуктивность и проблематизация заданий на словообразование при обучении английскому языку / М.Б. Хайруллин, А.М. Хайруллина //Дискуссия. - 2014. - № 7 (48). - С. 134-138