ВВЕДЕНИЕ
Одна из характерных черт современного образования является резкое увеличение объёма информации, которую необходимо усвоить учащимся.
Увеличение объёма информации наблюдается во всех дисциплинах: в химии, физике, литературе и конечно же в информатике. Это влечёт за собой изменение объёмов знаний и замену одних - другими более важными для формирования компетентного человека.
В статье "Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике", в журнале "Информатика" говорилось, что: “За основу понятия компетентный человек берётся способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решения, обучаться на протяжении всей жизни.”
Для каждого предмета вырабатывается своё понятие информатической компетентности.
Переход от обучения "знаниям, умениям и навыкам" к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе и способов их контроля.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Применение активных методов обучения в соответствии с требованиями ФГОС
Согласно Татарченковой С.С. метод обучения - это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Ю.К. Бабанский предлагает следующую классификацию методов обучения:
- Методы стимулирования и мотивации деятельности
- Методы формирования сознания (организации и осуществления познавательной деятельности)
- Методы контроля эффективности образовательного процесса
Помимо методов, можно выделить также приемы обучения – конкретные способы организации деятельности обучаемых.
Активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения учебной мотивации. Но если ученику не интересно на уроке, то урок для него пройдет с нулевой эффективностью.
Активные методы обучения следует применять также для:
- активизации познавательной активности учащихся;
- развития способности к самостоятельному обучению;
- выработки навыков работы в коллективе;
- корректировки самооценки учащихся;
- формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения и со сверстниками, и с учителями).
Формирование компетентного человека невозможно без развития вышеперечисленных умений (деятельностей).
Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:
- эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;
- развитие навыков активного слушания;
- отработка изучаемого материала;
- развитие навыков принятия решения;
- эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.
Использование активных методов неизбежно приводит к изменению системы контроля. Находясь в рамках классно-урочной системы и используя традиционные педагогические технологии, мы используем и традиционную систему проверки и контроля. Результаты использования активных методов обучения в принципе невозможно оценить по такой схеме.
Основная сложность применения активных методов на современном этапе состоит в том, что учитель должен поверить в их работоспособность, поверить, что они дают лучший результат по сравнению с традиционными педагогическими технологиями.
Педагогика — в значительной степени эмпирическая наука, но многие ее результаты и теории основываются на использовании результатов психологических наук. Обоснование возможности и целесообразности использования активных методов обучения в учебном процессе нам даёт современная психология.
Психологи выделяют у человека три вида активности: физическую, социальную и познавательную.
Использование активных методов обучения позволяет задействовать все три вида активности учащихся, что приводит к максимальному вовлечению учащихся в учебный процесс.
Физическая активность учащихся, отвечающая учебным целям, активизируется в процессе изменения способов обучающей деятельности. Для этого учащимся предлагается работать в малых группах, участвовать в дискуссии, менять рабочее место, пересаживаться, делать презентацию перед аудиторией, выполнять те или иные физические действия для релаксации и т.д.
Социальная активность проявляется в момент, когда учащиеся инициируют отвечающее учебным и развивающим целям взаимодействие друг с другом, приемы и техники обмена информацией, способы общения с преподавателем.
Познавательная активность учащегося проявляется в инициировании вопросов, в анализе учебных материалов и изложении результатов анализа. Познавательная активность обучаемых развивается в случае, когда они сами формулируют проблему, намечают способы ее решения, вносят поправки и дополнения в изложение преподавателя, находят решение проблемы и обосновывают его.
Обучение — это специально организованный процесс. Но человек учится не только в учебных заведениях, но и приобретается в ходе "естественного освоения", которое получило название научение. Выражения "школа жизни" и "мои университеты", в которых не подразумеваются официальные заведения, — именно об этом. Такой взгляд на приобретение знаний описывал еще в середине XVIII века Жан-Жак Руссо, в XX веке его идеи развил Джон Дьюи.
Основной момент в естественном обучении - конкретный опыт: например, непосредственное выполнение задачи. Он образует основу для осмысления и рефлексии, которые составляют вторую стадию научения. Под рефлексией осмыслением понимается наблюдение, анализ того, как была выполнена конкретная задача, оценка того, насколько хорошо она выполнена. На основе наблюдения человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям, концептуализации опыта: выработке обобщений или подходов к тому, как выполнять задачу. В свою очередь, обобщенные представления выступают как гипотезы и проверяются в различных ситуациях — воображаемых, моделируемых и реальных. Проверка гипотез является четвертой стадией освоения нового опыта, которая получила название активное экспериментирование. Активное экспериментирование позволяет увидеть, работают ли идеи на практике, что затем ведет снова к конкретному опыту.
Система оценки достижения планируемых результатов ФГОС
Для учителя мало обеспечить интересный познавательный процесс, важно еще и суметь оценить результаты, полученные в ходе этого процесса.
Согласно ФГОС подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должен быть комплексным, то есть позволяющим вести оценку личностных, метапредметных и предметных результатов. При этом личностное развитие стоит на первом месте.
Чтобы увидеть развитие личности, необходимо проследить динамику индивидуальных достижений учащегося. Динамику развития необходимо просматривать как на отдельно взятом уроке, так и на протяжении всего периода обучения в школе.
Для оценивания существует довольно разнообразное количество форм и методов, которые дополняют друг друга: это тестовые формы, письменные и устные проверки, проектная деятельность (изготовление продукта), практические и творческие работы и так далее. Очень важным способом оценки выступает самоанализ, т.к. только этот способ дает учащемуся возможность реально оценить себя и позволяет максимально эффективно адаптироваться в социальной среде. Кроме того, самоанализ обеспечивает главную цель, преследуемую ФГОС – стремление обучающихся развивать свою личность.
Учителю необходимо помнить, что оценивание – это средство управления и стимулирования улучшения качества достижений обучающихся. В его функции входит:
- стимулирование ответственности обучающихся за свои образовательные результаты;
- помощь в извлечении опыта из ошибок;
- помощь в осмыслении того, что у них получается и в какой степени;
- оценка продвижения учащихся относительно самих себя;
- мотивация на достижение успеха. [3]
В ходе оценивания учитель должен понимать, какой тип образовательных результатов он хочет получить, и подбирать соответствующий способ оценки. Иначе говоря, пятибальная шкала оценки хорошо подходит для оценивания предметных результатов, но по ней нельзя померить, насколько вырастает учащийся сам над собой. Поэтому каждый вид результатов должен быть оценен по своим собственным критериям. Критерии эти должны быть известны обучающимся и понятны для них, а у учителя не должны занимать много времени
При этом, необходимо учесть, что у обучающихся изначально разные способности к познанию, особенно в условиях реализации концепции инклюзивного образования, но у каждого из них должна быть возможность добиться успеха.
Для мотивации учащихся и преодоления эмоционального напряжения важно при помощи оценки показывать ученику, каких результатов он уже добился и что он мог бы улучшить. В этом отношении отлично работают рефлексивные методы оценивания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Урок информатики в 5 классе по теме: “Таблицы” проведен в соответствии с требованиями ФГОС основного образования. Представлен урок информатики с применением технологии модерации и активных методов обучения. Эффекты применения технологии модерации полностью отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения. На этапе изучения нового материала предлагался АМО “Научный эксперимент”, который позволяет формировать навыки исследовательской деятельности. Навык самостоятельной работы формируется на этапе проработки темы. Фронтальная работа на всех этапах урока, а так же при работе на компьютере формирует навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.
На уроке ставились цели: формирование у учащихся представления о таблице и умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию. При изложении материала учитель может разумно сочетать принципы научности и доступности учебного материала.
Изучение нового материала организовано в доступной научной форме, наглядно в эффективно взаимодействующих группах.
На уроке используются разнообразные методы и приемы: обсуждение, практикум, исследование, которые способствуют формированию у учащихся самостоятельного мышления, активной учебной деятельности. Мотивация учащихся высока.
В конце урока проводилась рефлексия деятельности учащихся, когда каждый учащийся мог оценить свою работу и работу в группе.
Данный урок был представлен Шульжик Еленой Витальевной на городском семинаре “Здоровьесозидание в школе: от педагогической стратегии к педагогическим технологиям”. Так же урок был представлен на конкурсе “Петербургский урок” (победитель в районном этапе конкурса в номинации “Лучший урок математического цикла”.
В приложении показана технологическая карта урока.
Урок информатики
Тема урока: “Таблицы”. 5 класс (базовый уровень)
Урок информатики с применением технологии модерации и активных методов обучения
Цели:
В предметном направлении:
- формирование у учащихся представления о таблице, умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию, создание условий для формирования понятия “таблица”, умений пользоваться таблицами, представлять информацию в виде таблицы, использовать таблицы при решении задач.
В метапредметном направлении:
- формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале.
- развитие у учащихся умения искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.
В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документации любого рода, развитие навыков делового сотрудничества. Формировать навыки исследовательской деятельности, навыки самостоятельной работы и продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.
Задачи:
Обучающая:
- повторение раннее изученного материала;
- изучение новых понятий и умений;
- стимулирование интереса к теме.
Развивающая:
- развитие логического мышления, памяти, внимательности;
- развитие навыков практической деятельности.
Воспитывающая:
- формирование навыков самоорганизации и самоконтроля;
- формирование навыков познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий, границ своих знаний, мыслительных процессов и их результатов.
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов
Проверка правильности результатов поиска и расчетов (оценивается индивидуальная работа).
Мониторинг коллективной работы и оценка личностных результатов учащихся.
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся.
Наблюдение за развитием коммуникативных навыков.
Проверка навыков работы за компьютером.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои подходы к решению проблем, что наиболее актуально при обучении информатике. Они оказывают большое влияние на подготовку школьников к будущей профессиональной деятельности. Вооружают их основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки по решению прикладных задач, которые сегодня не мыслимы без применения компьютера.
Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует постоянному совершенствованию методики обучения, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей как у преподавателя, так и у учащихся.
В результате использования активных методов в информатике повышается эмоциональный отклик школьников на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении по сравнению с традиционными методами обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральные государственные стандарты основного общего образования, утв. Приказом Минестерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897
- РКМ Информационный банк современного учителя [Электронный ресурс] URL: http://www.kmspb.narod.ru/posobie/priem.htm
- Скрипкина Ю.В. Уроки информатики в школе. [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". - 2015.
- www.open-klass.ru. Сообщество “Учитель-менеджер”, проект “Формирование универсальных учебных действий”.
- Информатика : учебник для 5 класса: /Л.Л. Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
- Образовательный портал Мой университет. http://www.moi-universitet.ru/