Цель:Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.
Задачи:
- Социализация: воспитывать бережное отношение к насекомым.
- Коммуникация: формирование умения отчётливо произносить слова и короткие фразы, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций.
- Безопасность: приобщение к правилам безопасного поведения в мире природы.
- Физическая культура: способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в двигательной деятельности.
Материал: конверт с письмом от Лешика, иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, комара, цветы из цветного картона, звукозапись, плакат “Экологическая тропа”, лепестки с изображением цветов, насекомых, птиц, зверей, магнитная доска.
Ход работы
Воспитатель сообщает детям, что им пришло письмо, показывает детям конверт и предлагает отгадать от кого оно(на конверте Лешик и дедушка Диадох). Дети отгадывают, называют из какой сказки эти персонажи. Воспитатель зачитывает приглашение в гости к Лешику и предлагает отправиться в путешествие в лес. Воспитатель напоминает, что в лесу надо соблюдать правила, чтоб не навредить жителям леса и себе, и обращает внимание на плакат “Экологическая тропа”.
Воспитатель предлагает рассмотреть экологическую тропу.
- Выберете и назовите насекомых на картинках.
- Чем похожи все насекомые?
- Чем питаются насекомые?
- Почему насекомые легко прячутся?
(ответы детей)
Воспитатель: А теперь давайте закроем глазки, и представим что мы в весенний лес попали (звучит музыка “Вальс цветов”). Ой, посмотрите, какая красивая полянка. А как много здесь цветов. (звучит запись голоса Лешика)
Воспитатель: Кто это?
Лешик: Это я, Лешик.
Воспитатель: А почему мы тебя не видим?
Лешик: Для того чтобы меня увидеть, вы должны собрать букет цветов и отгадать мои загадки.
Воспитатель: Мы с ребятами постараемся.
(по одному собираем цветы на поляне)
Лешик:
В тельняшках, да не моряки,
Жужжат, да только не жуки,
Ужалить могут, но не змеи, -
Подсказок больше не имею
И, думаю, и так ты знаешь,
О ком загадка, и сам скажешь.
(пчела)
Воспитатель: Это пчелы летят собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: “Не подходи! Ужалю!” (показывает картинку с изображением пчелы)
Воспитатель: Давайте немного поиграем и вспомним, как разговаривают некоторые насекомые.
Игра
Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. Ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит - указательные пальцы выставляют,
Укусить скорей спешит - вперед, остальные поднимают, делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз - ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу- жу, гу- жу - делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.
Лешик:
Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?
С листьев тлю она съедает,
Следить за садом помогает.
(божья коровка).
Воспитатель: - А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов (показывает картинку с изображением божьей коровки).
Лешик:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я поймать его хотел –
Он вспорхнул и улетел (бабочка).
Воспитатель: У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.
Физкультминутка “Пчела”
Прилетела к нам вчера (Бегут по кругу, машут “крыльями”)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Пожужжали, полетали, (Машут руками.)
От усталости упали. (Падают на ковёр на спину, машут ногами)
Лешик:
Люди все его боятся —
Очень любит он кусаться,
Хоть и маленький бандит,
А когда летит — пищит. (комар)
Воспитатель: Его укусы болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобства людям и домашним животным.
Лешик:
У них огромная семья,
Не сосчитать их никогда.
Их дом зовётся "кучей"
В большом лесу дремучем.
(муравьи)
Воспитатель: В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошеных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней и муравьи примутся за работу.
(показывает картинку с изображением муравья)
(Появляется Лешик)
Лешик: Какие вы молодцы. А у меня для вас есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. (Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям: цветы, насекомые, птицы, звери ). Ну что, ребята, понравилось вам у меня в лесу? В лесу много интересных жителей о которых я вам расскажу в другой раз.
Воспитатель: Спасибо тебе, Лешик, но нам пора возвращаться в детский сад. (дарим букет из собранных цветов и возвращаемся в группу)
Воспитатель: Как много мы с вами сегодня увидели! И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.
- Чем они непохожи?
- Что у них одинаково?
- Что одинаково у муравья и пчелы?
У них у всех по три ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются? - насекомыми.
А сейчас закроем глазки, скажем: “Раз, два, три, четыре пять. Возвращаемся назад”.
Вот мы и вернулись наш сад. Понравилось вам наше путешествие? В следующий раз пойдем в гости к Лешику знакомиться с другими жителями леса.