Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе и воде.
Задачи:
- дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе
- познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения
- познакомить со свойствами воды
- развивать навыки проведения опытов
- расширять и активизировать словарный запас детей
- прививать бережное отношение к окружающей среде
Материалы:
- глобус, мячик;
- стаканчики с водой и трубочки;
- шарик из ваты, подвешенный на нитке;
- пакет, камень, брусок деревянный, кисточка, краски;
- нарисованная капелька и воздушный шар;
- стакан прозрачный.
Ход НОД
- Ребята, сегодня я предлагаю вам побыть учеными и заняться исследованиями. А что мы будем исследовать вы узнаете, отгадав загадки:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем! (воздух)
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без... (воды)
- Ребята, к нам на занятие пришли гости - воздушный шар и капелька. Они не ходили в детский сад и ещё ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их.
- шар земной внесли в автобус, оказался это... (глобус)
- что изображает глобус? (планету)
- как называется наша планета? (Земля)
- какие ещё знаем планеты? (Меркурий, Плутон)
- а что поддерживает жизнь на Земле? (солнце)
- солнце-это планета? (звезда)
- кто скажет загадку про солнышко?
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
И заглядываешь в оконце.
А зовут тебя...(солнце).
- в какое время суток оно светит? (днём)
- целый день солнце освещает Землю. А к вечеру прячется. Уходит на другую сторону Земли. Расскажем капельке и шарику что происходит с солнцем.
- чего больше на Земле суши или воды? Да. Большая часть планеты покрыта водой - это моря и океаны.
- давайте назовём некоторые из них (Тихий океан, Индийский океан, Чёрное море, Азовское море)
- а вот ещё есть огромный океан, он без берегов и воды по нему плывут серебристые рыбы - это самолёты. Догадались, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нём. И если бы не было воздушного океана. То не было бы и жизни на Земле. Садитесь и мы поговорим о воздухе.
- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите рот и нос. Для чего нужен воздух? (чтоб дышать).Он невидимка, волшебник. Почему его называют невидимкой? (он прозрачный, через него всё видно).
- А что ещё есть прозрачное в комнате? (стекло).
- что ещё может быть прозрачным ? (вода)
- как мы узнаем есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод). Помашите листом бумаги на себя. Что сейчас чувствуем? (ветер). Значит, чтобы почувствовать воздух, нужно привести его в движение. Так что же происходит в природе когда движется воздух? (ветер).
- а теперь покажем шарику и капельке этот предмет. Что это? (мячик).
- какой удивительный предмет, в речке не тонет, высоко скачет и играть с ним одно удовольствие. Почему? Что у него внутри? (воздух).
- вот видите, ребята, с воздухом можно поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал-дул по воде, чтобы он плыл дальше?
- а сейчас мы с вами будем фокусниками. Игра “У кого пушинка будет подниматься высоко?” (упражнение на дыхание)
Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом, дуем сильнее и видим как шарик красиво отлетает вверх. А теперь встанем и немного отдохнём.
ФИЗМИНУТКА “ДОЖДЬ”.
Капля-раз, капля-два. Очень медленно сперва. (хлопки на каждое слово)
А потом, потом, потом. Всё бегом, бегом, бегом. (бег)
Стали капли поспевать, капля каплю догонять.(хлопки через каждое слово)
Кап-кап, кап-кап.(свободное движение пальцами)
Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем. (соединяем руки над головой)
- возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? Камень-это твёрдое тело. Какие ещё твёрдые тела вы знаете? А можно ли взять в руки воздух и сжать его? Значит, можно сделать вывод,что воздух не твёрдое тело.
- возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде? Какая она ?А что умеет вода делать? Что же такое вода? Вода-это жидкость. Назовите известные вам жидкости?
- итак, мы выяснили, что воздух нельзя сжать, значит он не твёрдое тело. Воздух не течёт, не льётся, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух - это газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Вот наше первое открытие. Но как же тогда нам его обнаружить? Продолжим наши исследования. Возьмите пакет и начнём скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом? (он надувается). Почему это происходит? (пакет наполнен воздухом). Мы не видим воздух. А для чего нам необходим воздух? (для дыхания).
Мы провели ряд исследований и убедились, что воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место. Давайте убедимся, что мы дышим воздухом. На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим и покажем капельке и шарику воздух! Дуем через соломинку, сначала тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки). Что с ними происходит? (они поднимаются вверх) Почему? (потому что они лёгкие). А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря). Это доказывает, что вы выдыхаете воздух. Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что произошло? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с лёгкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе что происходит с грудной клеткой (она опускается). А что происходит с нашими лёгкими? (из них выходит воздух).
Делаем ВЫВОД: при вдохе лёгкие расширяются, наполняются воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? (нет).
Мы сейчас докажем капельке и шарику что означает “Выйти сухим из воды”. Возможно ли опустить стакан в воду и не намочить, лежащую на дне салфетку? Сейчас мы это проверим. Это стакан, а это салфетка, она сухая, потрогайте её. Больше в стакане ничего нет. Переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости, далее поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан. А теперь определим намокла ли салфетка? (не намокла). Почему? (потому что там есть воздух и он не пускает воду). Значит и здесь есть воздух.
- воздушный шар принёс нам волшебный сундучок; а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Он очень хочет, чтобы мы проверили есть ли воздух в этих предметах. (Ребёнок достаёт камешек из сундучка, опускает в банку с водой).
- Ребята, что мы увидели? (пузырьки). И ещё что? (он утонул). А теперь опустим деревянный брусок. Что происходит с ним? (он не тонет) Почему? (он лёгкий) Значит воздух есть везде. В каждом предмете, только его где-то больше, а где-то меньше. Садитесь.
- без дыхания нет жизни, но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе, от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему? Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зелёные листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья. Воздушный шарик много про себя узнал и очень вам благодарен.
- а вот капелька ещё хочет узнать про воду. Что у нас ещё прозрачное, кроме воздуха? (вода). Давайте расскажем капельке о чудесных свойствах воды. Вода это жидкость. Её можно наливать, переливать, она имеет три состояния жидкое, твёрдое и газообразное. Может ли вода изменять свой цвет? (если положить в неё краску). Красим водичку в разные цвета. Какие разноцветные стаканчики получились! Спрашиваем, на что похожи? А вкус есть у воды? (нет)
- А если положу сахар? (будет сладкая) Если соль? (солёная) Лимон? (кислая). Капелька тоже много о себе узнала и очень вам благодарна. На этом наши исследования закончены.