Программные задачи.
- Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры по трем признакам (форма, цвет, величина).
- Учить детей складывать узор из геометрических фигур по образцу.
- Научить делить квадрат путем складывания на равные части.
- Укреплять мелкие мышцы рук.
- Воспитывать аккуратность, внимание.
Материал.
- Для дидактических игр – наборы геометрических фигур разного цвета и разного размера: больших для воспитателя, маленьких для детей, на каждого ребенка образец с узором из геом. фигур.
- Лист белой бумаги для воспитателя (20 х 20 см) и на каждого ребенка (10 х 10 см).
Ход занятия
Игровая мотивация.
В группу приходит расстроенный Буратино. Обращается к детям:
- Я шел в школу, заблудился и пришел к вам ребята.
ПЕДАГОГ: -Не расстраивайся Буратино. Это даже хорошо, что ты попал к нам в детский сад. Прежде чем поступить в школу дети получают первые знания в детском саду. Ты хочешь с нами остаться и вместе с ребятами играть, учиться и расти? А потом вместе с ними пойти в школу?
БУРАТИНО: -Да, очень хочу!
ПЕДАГОГ: - Устраивайся поудобнее, смотри, запоминай и слушай внимательно.
Перед детьми на столах наборы геометрических фигур.
ПЕДАГОГ: - Дети, посмотрите внимательно, что перед вами лежит? (ответы детей)
ПЕДАГОГ: - Я вам предлагаю поиграть в одну очень интересную игру.
Дидактическая игра “Покажи такую же геометрическую фигуру”.
Педагог показывает по очереди различные геометрические фигуры, дети находят в своих наборах такие же. Показывают и называют их.
Далее детям предлагается игра “Построй такую – же”.
У каждого ребенка образец с изображением узора из геом.фигур. Педагог предлагает детям построить фигуру по образцу.
ФИЗ. МИНУТКА “Буратино”
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой.
Дидактическая игра “Узнай по описанию”.
Педагог предлагает детям найти в своих наборах геометрическую фигуру по описанию.
ПЕДАГОГ: - Это геометрическая фигура похожа на колесо, у нее нет углов она зеленого цвета.
Дети находят в наборе круг зеленого цвета и показывают.
- Эта геометрическая фигура похожа на крышу домика, у нее три угла и она красного цвета.
Дети находят треугольник красного цвета и показывают.
- Эта геометрическая фигура похожа на подушку, у нее четыре угла и четыре равные стороны и она синего цвета.
Дети находят квадрат синего цвета и показывают.
Педагог. Правильно это квадрат.
Педагог обращает внимание детей на столы. Далее начинает рассказывать сказку “Приключение квадрата”. Рассказ сопровождается действиями педагога, дети дублируют все действия, используя свои квадраты.
“Жил-был квадрат, и было у него четыре брата, четыре уголка. Братья жили в разных сторонах квадрата и никогда не встречались. Но вот однажды один братец уголок захотел в гости к другому брату уголку, который жил совсем в противоположной стороне квадрата. Но он не знал туда дорогу, и тогда два других брата решили уголку помочь. Они проложили для него ровную дорожку (совмещаем уголки и проглаживаем линию сгиба). Наконец братья уголки встретились. Наш волшебный квадрат превратился в треугольник”.
Педагог предлагает развернуть треугольник и посмотреть на линию сгиба, которая разделила квадрат на два равных треугольника.
Полученный треугольник мы складываем пополам, совмещаем два противоположных угла и аккуратно проводим линию сгиба. Мы получили тоже треугольник, только уже другой величины. Был большой а стал маленький треугольник.
Если мы развернем наш волшебный квадрат, то увидим что он разделился на много равных треугольников.
Из “волшебного” квадрата путем складывания можно получить не только два больших треугольника, а много треугольников, только маленьких по величине.
Подвижная игра “Найди свой домик”.
На полу произвольно разложены обручи, внутри каждого – геометрическая фигура большого размера. У детей в руках – по одной маленькой геометрической фигуре. Дети бегают врассыпную под музыку. По сигналу “Раз, два, три – свой домик найди!” каждый ребенок подбегает к обручу, в котором лежит геометрическая фигура, соответствующая той, которую он держит в руках.
Игра повторяется.
Вместе с Буратино подводится итог занятия.