воспитательная:
- расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы: сотрудничество, общение, взаимовыручка, товарищество;
- побуждение учеников к самоанализу своей деятельности;
- прививать любовь к родному краю.
развивающая:
- формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать;
- формирование умения вести диалог, высказывать свои мысли
- использовать полученные знания в житейской ситуации
- развивать внимание, воображение учащихся и интерес к расширению полученных знаний,
учебная:
- формировать умение решения задач на движение по течению и против течения;
- продолжить формирование вычислительных навыков учащихся
Планируемые результаты:
личностные:
- повышение потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;
метапредметные:
- формирования умения оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, принятие мнения одноклассников) высказывать свои суждения, предложения, аргументы;
- формирование способности быстро переключаться, корректировать свою деятельность в ходе урока;
- использовать изученный материал для решения задач на движение по воде;
предметные:
- проводить классификацию задач на движения по течению, против течения, в стоячей воде;
- научиться составить схему по тексту задачи, решать простейшие задачи на движение на воде; уметь применять алгоритм к решению задач
- учиться выбирать более рациональный способ решения задач
- Познавательные: умение работать с текстом, ставить цели, отвечать на вопросы, использовать уже изученный материал при решении задач, развитие эрудиции и познавательного интереса,
- Регулятивные: постановка личных целей, технология оценивания, действия по плану, формирование умения обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач,
- Коммуникативные: умение работать в группе, осуществление сотрудничества, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, оформлять свои мысли в письменной и устной форме, оценивание полученных результатов.
Оборудование:
- ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку;
- справочные материалы; раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Наши глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Добрый день, ребята! Садитесь.
II. Мотивация учебной деятельности.
Какие задачи мы с вами рассматривали на предыдущем уроке?
- Решали задачи на движение (Сближение и удаление определенных объектов.)
Решать задачи на движение нельзя без трех главных правил.
Сформулируем их.
- Учащиеся формулируют зависимость между скоростью, временем и расстоянием.
На доску вывешиваются формулы пути, скорости, времени для использования их в дальнейшей работе на уроке.
Устная работа. Заполнить таблицу
Сегодня мы постараемся развить свои умения и навыки в решении задач на движение.
На доске слайд без темы урока: решаем две простые задачи на движение по воде.
После решения первой задачи найти ошибку в записи ее решения (неверно записаны единицы измерения расстояния).
Во второй задаче затруднительная ситуация (невозможно сразу ответить на вопрос задачи не зная направление течения и скорость течения реки).
Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”, а тему урока, я думаю, вы сформулируете сами. (Дети самостоятельно формулируют тему урока).
III. Актуализация знаний и уменийЗаписывается в тетрадь тема урока: Решение несложных задач на движение по реке по течению и против течения
- Ребята, как Вы думаете, какова же цель нашего урока сегодня? (Дети самостоятельно ставят цели урока).
- Закрепить знания, полученные на предыдущем уроке, и научиться решать задачи на движения по реке.
Задача №3
Разбор решения задачи. Построение чертежа по условию задачи. Запись решения задачи в тетрадях с работой учителя на доске.
Течение помогает или мешает лодке плыть?
- Течение мешает лодке плыть, так как направлено в противоположную сторону движения лодки.
Как найти скорость лодки против течения?
- Из собственной скорости лодки вычесть скорость течения.
(учитель открывает формулу на доске Vпротив теч. = Vсоб. - Vтеч. ).
Дети записывают в тетрадь формулу и решение задачи.
Один из учеников записывает решение выражением на доске: (25 – 3) ∙ 4= 88(км)
Задача №4 (устно)
Прочитайте следующую задачу (1 ученик читает задачу).
Чем отличается эта задача от предыдущей?
- Лодка плывет по течению.
Течение помогает или мешает лодке плыть?
- Течение помогает лодке плыть, подталкивает ее в сторону движения.
Как найти скорость лодки по течению?
- К собственной скорости лодки прибавить скорость течения.
(учитель открывает формулу на доске Vпо теч. = Vсоб. + Vтеч.. ).
Дети записывают в тетрадь формулу, а решение задачи разбирается устно по исправленному чертежу и решению предыдущей задачи на доске.
Один из учеников записывает решение выражением на доске:
(25 + 3) ∙ 4= 112(км)
IV. Подведем итог.
В чём сходство и в чём различие в задачах на движение прошлого урока и движения по реке?
Используется основная формула:
Но в задачах на движение по воде (по реке), добавляется лишь небольшое условие.
Необходимо учитывать скорость течения реки.
Скорость судна определяется следующим образом:
- Если плыть по течению реки, то к скорости судна в неподвижной воде необходимо прибавить скорость течения.
- Если плыть против течения, то из скорости судна в неподвижной воде необходимо вычесть скорость течения.
V. Физминутка (проводит ученик из класса)
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Широка река, высоки берега.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно –
Вместе – раз, раз – это брасс.
Качаясь на волне –
Плывем на спине.
Вышли на берег крутой и отправились домой!
VI. Туристская карта (на доске вывешена карта Мурманской области)
Сегодня мы не просто будем решать задачи, а отправимся в путешествие по прекрасным местам родного края.
Посмотрите на карту Мурманской области. Мы видим как сотни мельчайших синих прожилок, соединяясь в артерии потолще, пронизывают всю территорию края. В Мурманской области насчитывается более ста тысяч озер. Самое большое озеро области – Имандра. Озеро протянулось на 109 км. Озеро Имандра – жемчужина Лапландии.
Около 21 тысячи рек, ручьев и речушек протекает на территории нашей области. Общая протяженность рек составляет 63 тысячи километров.
Стих (Слайд - река Поной)
Переливается, шумит,
Изгибы – кольца делая.
В края далекие спешит
Навстречу морю Белому...
И дальше мчится средь камней,
За сопками скрывается.
И солнце брызгами по ней,
Спешащей, рассыпается.
А. Кузьмин
Река Поной – является наибольшей рекой по протяженности на Кольском полуострове. Ее протяженность 426 км.
А какие реки Печенгского района вы знаете? (Дети отвечают, а затем учитель продолжает рассказ о реках края)
Наш Печенгский район – край многочисленных прекрасных озер, горных потоков, водопадов и, конечно же, рек. Он и название свое получил от реки Печенга, что в переводе с саамского означает «сосновая река».
Крупнейшие реки района – Печенга, Паз, Титовка (краткую информацию об этих реках дети могут получить с информационных листов, выданных на каждую группу). Кто заинтересуется можно найти дополнительные сведения о реках в других источниках информации.
Большинство рек области несудоходны из-за малой глубины, наличия порогов и водопадов.
Издавна люди использовали реки в разнообразных целях.
Река – это место отдыха, куда можно выехать с семьей или друзьями на пикник или рыбалку, получить заряд положительных эмоций и насладиться красотами природы.
(Слайд парусник)
А вы, готовы путешествовать?
Итак, мы отправляемся в путешествие по незабываемым местам, по рекам нашего края.
VII. Работа в группах. (Группы из 4-5 человек).
Маршрутный лист и справочный материал у каждого на столе.
Название каждой группы совпадает с названием реки, сведения о которой представлены на листах с дополнительной информацией (Приложение 3). Задание состоит из 5 задач. Решить надо одну задачу, где используется название нужной реки. Задача прорешивается в группе полностью по алгоритму, а затем одному человеку предстоит выполнить чертеж к задаче и записать её решение на доске. Для остальных задач дети делают в тетради схемы для удобства проверки остальных заданий других групп.
VIII. Итог урока.
Проверяем, подводим итоги.
Домашнее задание: придумать 1-3 задачи на движение по воде, используя информацию о водоёмах Мурманской области.
Рефлексия. Приложение 4.
– Удовлетворены ли вы своей работой? Отметьте, с каким настроением вы работали на уроке. Не забудьте сдать тетради с карточкой самоанализа на проверку, мне интересно узнать вашу самооценку.
Спасибо за урок! До свидания!