Начальная школа - начало всех начал, в том числе и для выявления и развития детской одаренности. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. Сегодня, в век современных технологий одна из ключевых задач является сохранение и развитие интеллектуального потенциала, поэтому появилась необходимость систематизировать работу с интеллектуально одарёнными обучающимися.
Следует различать интеллектуальную и академическую одаренность.
Интеллектуально одаренные дети обладают высоким уровнем интеллекта. Такие дети успешно обучаются в школе, отлично справляются с учебным материалом, имеют хорошую мотивацию к познавательной деятельности. Дети с интеллектуальной одаренностью быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Но в силу различных причин как мотивационного, социального, так и биологического характера, интеллектуально одарённые дети не всегда бывают полностью успешны в учебной деятельности.
Основным отличием академической одаренности от интеллектуальной считается исключительная способность академически одаренных детей к глубокому проникновению во все учебные дисциплины, успешное и углубленное изучение всех школьных предметов.
Выявление детей с признаками интеллектуальной одарённости начинается уже в первом классе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. С первого класса начинает формироваться интерес обучающихся к интеллектуальной деятельности через интеллектуальные игры, викторины, решение проектных задач. Со второго класса обучающиеся принимают участие в интеллектуальном марафоне.
Интеллектуальный марафон – это интеллектуальные соревнования обучающихся, в процессе которого осуществляется учебно-воспитательная работа, направленная на развитие личности каждого участника.
Для успешного выполнения заданий марафона не требуются знания, выходящие за рамки программы, но некоторые задания рассчитаны на смекалку и общую эрудицию обучающихся, на использование знаний в новой нестандартной форме. При выполнении заданий интеллектуального марафона обучающиеся могут проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, умению классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат.
Цели интеллектуального марафона:
- выявление обучающихся, проявляющих интеллектуальные способности;
- создание условий для интеллектуального развития младших школьников.
Задачи интеллектуального марафона:
- развивать у обучающихся устойчивого интереса к интеллектуальной и учебно – познавательной деятельности;
- формировать умение применять знания в новой нестандартной ситуации;
- организовать системную работу в начальной школе по развитию способностей, интеллектуального потенциала одарённых детей.
Интеллектуальный марафон обучающихся начальных классов включает четыре раздела: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир в каждом разделе по 3 - 4 задания (Приложение 1, Приложение 2).
Интеллектуальный марафон проводится в два тура: классный тур и школьный тур.
Продолжительность каждого тура интеллектуального марафона: во втором классе – 45 мин, в третьем классе – 60 мин.
В классном туре интеллектуального марафона имеет право принимать участие каждый обучающийся вторых, третьих классов, вне зависимости от его успеваемости. Классный тур проводится по единым заданиям и критериям оценивания разработанными учителями начальных классов школы.
В школьном туре принимают участие победитель (набравший наибольшее количество баллов) и призёры (набравшие более 50% баллов от максимально возможных) классного тура интеллектуального марафона обучающиеся вторых, третьих классов школы. Школьный тур проводится по единым заданиям и критериям оценивания разработанными участниками муниципальной творческой группой “Развитие одарённости младших школьников”
Победитель школьного тура интеллектуального марафона принимает участье в муниципальном конкурсе “Предметный марафон обучающихся вторых, третьих классов”.
Подготовка обучающихся к интеллектуальному марафону проходит через урочную и внеурочную деятельность. В каждом классе в системе проводятся: консультации для обучающихся и родителей; интеллектуальные викторины по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру; работают кружки интеллектуальной направленности “Эрудит”, “РОСТ”, “Умники и умницы”; в рамках уроков организуется проектная деятельность.
План проведения
Интеллектуального марафона обучающихся
начальных классов
Сроки | Мероприятие | |||
2 класс | 3 класс | |||
Октябрь | Линейка “Старт интеллектуального марафона обучающихся начальных классов” | |||
Октябрь -февраль | Подготовка к участию в
интеллектуальном марафоне (урочная и внеурочная деятельность обучающихся) |
Подготовка к участию в
интеллектуальном марафоне (урочная и внеурочная деятельность обучающихся) |
||
Февраль | Классный тур интеллектуального марафона | Классный тур интеллектуального марафона | ||
Февраль | Линейка “Итоги классного тура интеллектуального марафона” Награждение победителя и призёров классного тура |
Линейка “Итоги классного тура интеллектуального марафона” Награждение победителя и призёров классного тура |
||
Март | Школьный тур интеллектуального марафона |
Школьный тур интеллектуального марафона |
||
Март | Праздник “Умники и умницы” Награждение победителя и призёров школьного тура |
|||
Апрель | Участие победителя школьного тура в муниципальном конкурсе “Предметный марафон обучающихся вторых классов” | Участие победителя школьного тура в муниципальном конкурсе “Предметный марафон обучающихся третьих классов” |
Таким образом, систематическое проведение интеллектуального марафона расширяет кругозор обучающихся, повышает интеллектуальную активность и познавательную мотивацию. Развивает память, внимание, логическое мышление, самообладание, адекватную самооценку. Способствует применению обучающимися полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Интеллектуальный марафон способствует систематической подготовке обучающихся вторых - третьих классов к участию в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников для обучающихся 4-х классов, в муниципальных и региональных предметных олимпиадах для обучающихся 4-х классов начальной школы.
Литература.
- Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними [Текст] / И. Г. Антонова// Одарённый ребенок. – 2011.- №1. - с.45 – 46
- Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя [Текст] / А. Б. Воронцов. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
- Головко В.М. Воспитание интеллектуально одаренных учащихся [Текст] /В. М.Головко // Теория и практика дополнительного образования. – 2008. – № 2. – с. 35 - 37
- Дьячкова Г.В. Олимпиадные задания 2 – 4 классы [Текст] / Г. В. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 96 с.
- Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1 – 4 классы [Текст] / Г. В. Керова. – М.: ВАКО, 2010. – 233 с.
- Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / Е. В. Кривобок. – Волгоград: Учитель, 2010. – 138 с.
- Шевердина Н.А. Новые олимпиады для начальной школы [Текст] / Н. А. Шевердина. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 224 с.