Цели:
- познавательные – воспроизведение и закрепление знаний о способах словообразования в русском языке;
- практические – закрепление умений определять способы словообразования и определять их на письме;
- общепредметная – закрепление умения самостоятельно пополнять свои знания по словообразованию.
Повторение пройденного: о-ё после шипящих в суффиксах имён существительных; приставки на з-, с-; корни -гор- - -гар-; части речи; лексическое значение слова; состав слова; чередование гласных и согласных.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе PowerPoint. Приложение 1
Ход путешествия
I. Эмоциональный настрой, объявление целей урока.
Сегодня на уроке мы с вами, ребята, отправимся в Страну Словарию.
Ах, Страна Словария,
волшебная страна...
Кто мне, кто мне скажет,
Где лежит она?
Страна – не далеко, не близко,
Она – не высоко, не низко,
А рядом с теми,
Кто дружит со словами всеми.
Садимся на ковёр-самолёт (нет, лучше пешком) –
И вперёд!
Координаты точны:
планета Грамматика
(не математики),
Страна – Словария...
Столица – Словообразование.
Обратите внимание на карту путешествия. Наш экспедиционный отряд должен добраться до Пика Знаний. Каждый пройденный этап будет отмечаться на карте условным значком. А целью нашего путешествия должно стать повторение законов, которые действуют в Стране Словарии, в столице Словообразование. (Каждый получает маршрутный лист, в котором записаны задания.) Итак, старт!
II. Проверка готовности.
- Что такое словообразование?
- Из каких морфем состоит слово?
- Назовите основные способы образования слов в русском языке?
- При помощи каких морфем образуются новые слова?
Все отряды готовы. В добрый путь!
III. Работа с маршрутными листами.
Наше путешествие начинается в тёмном лесу. Не успели мы ступить несколько шагов, а навстречу нам семья медведей. Глава семьи Михаил Потапович не пропустит нас, пока мы не выполним его задания.
- Назовите членов семьи Михаила Потаповича? (медведица, медвежонок)
- Как образовались эти слова?
Медведица – медведь (суфф.)
Медвежонок – медведь (суфф.) (ж//д)
Разберём слово медведь по составу.
А знаете, что интересно, ребята? Раньше в этом слове было 2 корня. Посмотрите сказку, которую рассказал нам при встрече Михаил Потапович. (инсценирование сказки)
Сорока и медведь.
- Эй, Миша-Медведь, на вопрос ответь.
- Какой вопрос, стрекотуха?
- Почему тебя Медведем зовут? Глухарь – он весной глухой, понятно, Заяц-беляк – он зимой белый, понятно, а вот Медведь – не понятно!
- Хе-хе! Бестолковая ты птица. Мед-ведь – значит “мёд ведающий”. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан.
- А где, где он, мёд-то?
- Так я тебе и сказал! Ты же всем разболтаешь сразу, все вы в лесу тогда медведями станете. (Н. Сладков)
Интересно, не правда ли? После того, как Михаил Потапович разрешил нам продолжить путешествие, мы присели на пенёк (отойти от встречи с грозным Михаилом Потаповичем) и посмотрели вниз. Что же мы увидели там? Множество лесных жителей-грибов. Они собрались возле пенька и о чём-то громко разговаривают. Оказывается, у них сегодня состоялся Спортивный Праздник Силачей. Посмотрим, кто же соревновался?
- Запишите в столбик лесных силачей.
- Как образовались данные слова?
Лесные силачи.
Ударила первая капля дождя – начались соревнования. Соревновались трое: гриб подосиновик, гриб подберёзовик и гриб моховик. Первым выжимал вес подберёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку. Вторым номером был гриб подосиновик. Он выжал 3 листика осины, 6 хвоинок и сосновую шишку. Моховик был третьим. Он раззадорился, расхвастался. раздвинул шляпкой мох, подлез под сучок и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал – не выжал. Только шляпку свою раздавил. (Н. Сладков)
Подосиновик – осиновый (пр.-суфф.)
Подберёзовик – берёзовый (пр.-суфф.)
Моховик – мох (суфф.)
Мы отправились дальше и незаметно для себя зашли в самую глушь.
- Запишите предложение и найдите в нём слово, образованное бессуффиксным способом.
Незаметно для себя мы зашли в самую глушь.
Глушь – глухой (ш//х)
- Приведите свои примеры слов, образованных таким же способом.
Синь озёр, тишь вокруг.
Синь – синий;
Тишь – тихий (ш//х)
Вот и ещё одно препятствие мы преодолели. Двинемся дальше. На пути мостик. Чтобы пройти его, нужно разгадать кроссворд “Перекрёстки из сложных слов”.
1. Специалист по разведению сада.
2. Паровой колёсный двигатель.
3. Канал для выхода дыма из печи.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое стихийное движение.
7. Огнестрельное оружие.
1 | с | а | д | о | в | о | д |
2 | п | а | р | о | в | о | з |
3 | д | ы | м | о | х | о | д |
4 | х | о | р | о | в | о | д |
5 | б | у | р | е | л | о | м |
6 | с | а | м | о | т | ё | к |
7 | п | у | л | е | м | ё | т |
Обратите внимание на соединительные гласные о и е. Как называется такой способ словообразования? (сложение)
Идём дальше. Вот книга, давайте откроем её. На первых страницах записаны 2 предложения, в которых спрятан следующий способ словообразования.
- Запишите эти предложения.
Петя заметил, что усатый пассажир обратил внимание на спящего.
Усатый смотрел на мальчика в упор чёрными мохнатыми глазами.
- Найдите в этих предложениях одинаковые слова. Какой частью речи они являются? Докажите (что обозначает слово, на какой вопрос отвечает и чем является в предложении).
- Какой способ образования слов мы повторили? (переход слов из одной части речи в другую).
- Вспомните, из какого произведения эти предложения? (В. Катаев “Белеет парус одинокий”)
А дальше разошлись пути наши дорожки. Кто налево пойдёт – суффиксальный способ найдёт, кто направо пойдёт – приставочный способ найдёт, а кто прямо пойдёт – тот приставочно-суффиксальный способ найдёт. А встретимся мы все вместе на Пике Знаний – конечной точке нашего путешествия.
Распределите слова в 3 колонки. (3 человека – у доски)
Бережок, сделать, огарок, рассчитать, родничок, загореться, погорелец, раскидать, зайчонок, угарный, горошек, исходить.
Суффиксальный | Приставочный | Приставочно-суффиксальный |
бережок | сделать | огарок |
родничок | рассчитать | загореться |
зайчонок | раскидать | погорелец |
горошек | исходить | угарный |
- Какие орфограммы мы встретили в этих словах?
Вот мы и взобрались на Пик Знаний, усвоив все способы словообразования и состав слова. Но, оказывается, нас и здесь поджидает задание. Отгадайте шараду:
Мой корень в “просьбе” заключён.
(в ней он озвучен и смягчён);
Приставка – в “воплощенье” где-то,
На целое – все ждут ответа. (Вопрос)
Правильно! А теперь и вам вопрос: какие способы словообразования мы повторили на уроке?
2-я шарада.
Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне,
Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)
- Какую оценку мы поставим себе за урок?
Наши экспедиционные отряды справились с заданием и благополучно добрались до Пика Знаний. Страна Словария пропускает нас в столицу Словообразование и ждёт нас ещё раз в гости.