Тип урока: урок повторения и обобщения изученного.
Цель урока: сформировать навык нахождения нужных орфограмм в приставках в зависимости от исходного задания в КИМах.
Задачи урока:
- Образовательные: систематизировать и обобщить имеющиеся знания учащихся; выработать алгоритм работы с заданием 4; рассмотреть трудные случаи в написании и определении приставок в словах.
- Развивающие: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; развивать умение сотрудничать в группе, в паре.
- Воспитательные: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, сопровождающая все этапы урока; сборник “Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА – 2016: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион.2015, - 432с. – (ГИА – 9.) (27 шт.).
Ход занятия
I. Организационный момент
- Как понимаете данную пословицу: “Корень учения горек, а плоды его сладки”?
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Определение темы урока.
1. “Гимнастика для ума” Выпишите номер правильного ответа.
В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?
- безразличием
- открыл
- воскликнула
- вздрогнул
В каком слове приставка имеет значение “неполноты действия”.
- притих
- прибежал
- прекрасный
- придорожный
В каком слове написание приставки зависит от ударения?
- несчастье
- нечего
- немедленно
- несомненно
Проверка выполненной работы. Ответы озвучивают учащиеся.
- Что должен знать ученик, выполняя данное задание? Сформулируйте тему задачи урока. Вспомните все, что вы знаете по данной теме (ответы учащихся)
2. “Теоретическая разминка”
Работа со справочником. Откройте “Справочник по русскому языку” и вспомните более подробно формулировки данных орфограмм.
“Теоретическое лото”. Работа в парах. Ученики рассказывают друг другу правила, на которые указывают по очереди в подготовленную карточку “Теоретическое лото”
1. Приставка – это ... | 2. Правописание приставок на -з, - с. | 3. Правописание приставок пре- - при- |
4. Правописание приставок, зависящих от ударения. | 5. Правописание приставок, которые пишутся через дефис (наречные) | 6. Правописание неизменяемых приставок. |
- Возникли ли у вас трудности в данной работе? (Недостаточно хорошо усвоены орфограммы № 4, №5).
Просмотр презентации по теме “Правописание приставок” Акцент на трудных случаях в написании и определении приставок в словах.
Выработка алгоритма выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте все предложенные слова.
2. Найдите среди них слово на ту орфограмму, которую требовалось отыскать согласно заданию.
3. Убедитесь, что правописание приставки в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания
III. Систематизация знаний, формирование умений и навыков.
Тренировочные упражнения (Задания на слайде)
1. Работа в группах. Распределите слова на группы в зависимости от того, как они расположены в Теоретическом лото. Графически обозначьте орфограммы.
Бесценный, кое-как, подсмотреть, разыскать, прескучный, по-английски, изжарить, розыгрыш, добраться, ниспадать, сгибаешь, прилечь, привокзальный, россыпь, по-другому, оглянуться.
Проверка на слайде. По ходу комментарии
2. Индивидуальная работа. Выпишите из данного предложения слова в зависимости от формулировки задания. Графически обозначьте орфограммы
1. Возгорается костер все сильнее, рассекая воздушный простор, притупляя все чувства лихие, никогда не подвластные мне .
(1) слово, в котором правописание приставки зависит от глухости последующего согласного;
2) слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости последующего согласного;
3) слово, в котором правописание приставки зависит от значения;
4) слово, в котором правописание приставки зависит от ударения;
5) слово, в котором правописание приставки не зависит ни от каких условий (неизменяемая приставка).
2. По-осеннему одета мама: некоторым образом прикрыты шарфом плечи, разбушевавшиеся волосы выбились из-под меховой шапки, старое серенькое пальто моей прабабушки было ей к лицу, раскрасневшемуся на ветру.
(1) слово, в котором правописание приставки зависит от глухости последующего согласного;
2) слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости последующего согласного;
3) слова, в которых правописание приставки зависит от значения;
4) слово, в котором правописание приставки зависит от ударения;
5)слово, в котором правописание приставки не зависит ни от каких условий (неизменяемая приставка);
6) слово, в котором правописание приставки зависит от суффикса.
Проверка на слайде. По ходу комментарии.
3. Тест из сборника “Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА – 2016: учебно-методическое пособие / Под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион.2015, - 432с. – (ГИА – 9.) на стр. 157. (10 тестовых заданий)
Взаимопроверка со слайда презентации. Выставление оценок
IV. Подведение итогов урока. Определите, как правильно выполнить тестовое задание 4.
- Был ли “корень учения горек, а плоды его сладки”? Почему?
V. Рефлексия
- У меня получилось (не получилось)...
- Я доволен(не доволен) собой ...
- Мне было трудно...
- Мне было легко...
- Мне необходимо поработать над ...
Vi. Домашняя работа. Закончить выполнение теста стр. 159-161 из сборника “Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА – 2016: учебно-методическое пособие / Под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион.2015, - 432с. – (ГИА – 9).
Литература.
- “Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА – 2016: учебно-методическое пособие / Под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион.2015, - 432с. – (ГИА – 9)