Разработка урока на тему "Условное наклонение глагола". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: познакомить с грамматическими особенностями условного наклонения;

Задачи: развивать творческие способности; прививать интерес к русскому языку

Оборудование: УМК. М. Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, раздаточный материал, презентация .

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.

II. Проверка домашнего задания

УЧИТЕЛЬ: Расскажите, что нужно было сделать в домашнем задании?

Упр.540, найти из текста глаголы изъявительного наклонения и определить их время

УЧИТЕЛЬ: По каким признакам вы нашли глаголы?

Диалоги с использованием глаголов в условном наклонении

III. Актуализация знаний

IV. Самоопределение к деятельности

Беседа по § 92

УЧИТЕЛЬ:

- Ребята, какую тему вы начали изучать дома?

- Что обозначают глаголы в условном наклонении?

- Как образуется условное наклонение глагола?

- Какие грамматические признаки имеют глаголы в условном наклонении?

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

V. Работа по теме урока

Проводила бы братишку
Я сегодня в детский сад,
Да не стоит: он под вечер
Всё равно придёт назад...
Я сходила бы за хлебом,
Чтоб не жаловался дед,
Да, по-моему, без хлеба
В десять раз вкусней обед.
Я могла бы вымыть ложки
И тарелки в шкаф убрать,
Но тогда ведь нашей кошке
Будет нечего лизать.
Я учиться не на тройки,
На пятёрки бы могла.
Но нельзя – мешают очень
Мне домашние дела.

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите внимательно и скажите, как образуются глаголы условного наклонения.

- Выпишите глаголы в условном наклонении.

(Проводила бы, сходила бы, могла бы.)

- В каком наклонении стоят данные глаголы?

- Чем похожи, на ваш взгляд, эти глаголы с точки зрения их строения?

(суффикс Л, частица БЫ)

УЧИТЕЛЬ: Действительно, глаголы, стоящие в условном наклонении, позаимствовали у глаголов изъявительного наклонения форму прошедшего времени, поэтому мы и видим у них суффикс Л, да ещё добавили частицу БЫ.

Физминутка

VII. Закрепление изученного материала.

1. Работа в группе.

Творческое задание.

- Что бы вы сделали, если бы в руки к вам попала сказочная волшебная палочка?

(Ответы учащихся)

2. Упражнение 544. Выписать глаголы в условном наклонении . Обозначить в них суффиксы Л

3. Самостоятельная работа

1. В этих предложениях глагол в условном наклонении.

а) Понял Иван Федорович, что нужна книга, по которой люди учились бы грамоте.

б) Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

в) Не убивайте голубей! Их оперенье белоснежно. Их воркованье так нежно

2. В этих предложениях глаголы в условном наклонении

а) Крупный град даже овец убивает.

б) Теперь градинки упали бы на землю с летним дождем, если бы вдруг не подбросило их вверх.

в)

Не обрывайте васильков!
Не будьте алчны и ревнивы...

В этом предложении глагол в условном наклонении употреблен в форме множественного числа:

а)

Нет солнца, но светлы пруды,
Стоят зеркалами литыми,
И чаши недвижной воды
Совсем бы казались пустыми
Но в них отразились сады.

б)

И внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

в)

Если бы мог я прийти на субботник,
С ними бы стал городить городок,
Я бы им строил, бетонщик и плотник,
Каменщик, я бы им камень толок.
Контроль задания с самопроверкой.

Контрольный лист

Номер задания Глагол в условном наклонении
1. Учились бы 
2. Упали бы,

не подбросило бы 

3. Казались бы

Взаимопроверка

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми трудностями.

- Давайте вспомним, с чем же мы познакомились.

- Что обозначает глагол в условном наклонении?

- Как образуются глаголы условного наклонения?

- Как изменяются глаголы в условном наклонении?

Оцените себя:

  • Принимал активное участие во всех видах классной работы- “5”
  • Принимал участие в большей части предложенных видов классной работы - “4”
  • Принимал участие в некоторых видах классной работы - “3”
  • Не принимал участие ни в одном виде классной работы - “2”

IX. Домашнее задание. Упражнение 547. Написать несколько предложений и составить текст. “Если бы я был учителем, взрослым, самым сильным человеком на земле и. т.п.)

Я уверена, что теперь вы успешно справитесь дома с творческой работой.