Цель: познакомить с грамматическими особенностями условного наклонения;
Задачи: развивать творческие способности; прививать интерес к русскому языку
Оборудование: УМК. М. Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, раздаточный материал, презентация .
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, садитесь. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.
II. Проверка домашнего задания
УЧИТЕЛЬ: Расскажите, что нужно было сделать в домашнем задании?
Упр.540, найти из текста глаголы изъявительного наклонения и определить их время
УЧИТЕЛЬ: По каким признакам вы нашли глаголы?
Диалоги с использованием глаголов в условном наклонении
III. Актуализация знаний
IV. Самоопределение к деятельности
Беседа по § 92
УЧИТЕЛЬ:
- Ребята, какую тему вы начали изучать дома?
- Что обозначают глаголы в условном наклонении?
- Как образуется условное наклонение глагола?
- Какие грамматические признаки имеют глаголы в условном наклонении?
- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
V. Работа по теме урока
Проводила бы братишку
Я сегодня в детский сад,
Да не стоит: он под вечер
Всё равно придёт назад...
Я сходила бы за хлебом,
Чтоб не жаловался дед,
Да, по-моему, без хлеба
В десять раз вкусней обед.
Я могла бы вымыть ложки
И тарелки в шкаф убрать,
Но тогда ведь нашей кошке
Будет нечего лизать.
Я учиться не на тройки,
На пятёрки бы могла.
Но нельзя – мешают очень
Мне домашние дела.
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите внимательно и скажите, как образуются глаголы условного наклонения.
- Выпишите глаголы в условном наклонении.
(Проводила бы, сходила бы, могла бы.)
- В каком наклонении стоят данные глаголы?
- Чем похожи, на ваш взгляд, эти глаголы с точки зрения их строения?
(суффикс Л, частица БЫ)
УЧИТЕЛЬ: Действительно, глаголы, стоящие в условном наклонении, позаимствовали у глаголов изъявительного наклонения форму прошедшего времени, поэтому мы и видим у них суффикс Л, да ещё добавили частицу БЫ.
Физминутка
VII. Закрепление изученного материала.
1. Работа в группе.
Творческое задание.
- Что бы вы сделали, если бы в руки к вам попала сказочная волшебная палочка?
(Ответы учащихся)
2. Упражнение 544. Выписать глаголы в условном наклонении . Обозначить в них суффиксы Л
3. Самостоятельная работа
1. В этих предложениях глагол в условном наклонении.
а) Понял Иван Федорович, что нужна книга, по которой люди учились бы грамоте.
б) Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
в) Не убивайте голубей! Их оперенье белоснежно. Их воркованье так нежно
2. В этих предложениях глаголы в условном наклонении
а) Крупный град даже овец убивает.
б) Теперь градинки упали бы на землю с летним дождем, если бы вдруг не подбросило их вверх.
в)
Не обрывайте васильков!
Не будьте алчны и ревнивы...
В этом предложении глагол в условном наклонении употреблен в форме множественного числа:
а)
Нет солнца, но светлы пруды,
Стоят зеркалами литыми,
И чаши недвижной воды
Совсем бы казались пустыми
Но в них отразились сады.
б)
И внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
в)
Если бы мог я прийти на субботник,
С ними бы стал городить городок,
Я бы им строил, бетонщик и плотник,
Каменщик, я бы им камень толок.
Контроль задания с самопроверкой.
Контрольный лист
Номер задания Глагол в условном наклонении 1. Учились бы 2. Упали бы, не подбросило бы
3. Казались бы
Взаимопроверка
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
УЧИТЕЛЬ: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми трудностями.
- Давайте вспомним, с чем же мы познакомились.
- Что обозначает глагол в условном наклонении?
- Как образуются глаголы условного наклонения?
- Как изменяются глаголы в условном наклонении?
Оцените себя:
- Принимал активное участие во всех видах классной работы- “5”
- Принимал участие в большей части предложенных видов классной работы - “4”
- Принимал участие в некоторых видах классной работы - “3”
- Не принимал участие ни в одном виде классной работы - “2”
IX. Домашнее задание. Упражнение 547. Написать несколько предложений и составить текст. “Если бы я был учителем, взрослым, самым сильным человеком на земле и. т.п.)
Я уверена, что теперь вы успешно справитесь дома с творческой работой.