Программа Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой ФГОС с региональным компонентом.
Задачи урока:
- узнать историю зарождения оперного искусства в Северной Осетии;
- познакомиться с именами известных осетинских композиторов, исполнителей, дирижеров;
- прививать обучающимся интерес к оперному жанру музыки и познакомить с творчеством Х.Плиева;
- развивать воображение, восприятие и творческое мышление обучающихся средствами музыки и изобразительного искусства;
- уметь анализировать произведение искусства и высказывать свое мнение;
- прививать обучающимся интерес к исследовательским проектам, вдохновлять их на создание продуктов творчества, презентаций.
Эпиграф
“Как многогранна музыка! Как юно
Она звучит сквозь времени пласты
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты”.
Ирина Волобуева.
Вход обучающихся в кабинет под музыку “Марш в стране Нартов”Виктора Долидзе.
- Под какую музыку вы вошли? И кто автор? (один из первых осетинских композиторов, собиратель осетинского фольклора)
- Какой характер музыки? (гордый, воинственный, подчеркивающий характер народа, показанного в нем).
- Каких еще первых осетинских композиторов вы знаете? (Ахполат Аликов, Нина Карницкая, Борис Галаев)
Достойным продолжателем творчества первых осетинских композиторов стал Христофор Сосланович Плиев.
Он был участником Великой Отечественной Войны, выпускником композиторского факультета Московской консерватории. Х.С. Плиев вошел в историю осетинской музыки прежде всего, как создатель первой осетинской одноактной оперы “Коста”,первой национальной оперетты “Весенняя песня”, автор оперетт и музыкальных комедий, обошедшие многие театры Советского Союза, первых осетинских эстрадных песен.16 лет композитор возглавляя Северо-Осетинский Союз композиторов. Это было время расцвета творческой организации композиторов. Состоялось много премьер, фестивалей, гастролей и обменных концертов с композиторами других республик.
Сегодня мы остановимся подробнее на его опере “Коста”. Задумана она была композитором как памятник великому сыну осетинского народа - поэту, художнику, просветителю деятелю - Коста Хетагурову.
В основу либретто вошли эпизоды из жизни поэта, относящиеся к 1901-1902 годам, когда он возвратился во Владикавказ из Херсонской ссылки. Либретто было написано М.Цагараевым и И.Шаровым. Они создали образ Коста - национального героя и народного защитника. Опера состоит из шести законченных разнохарактерных эпизодов.
В первой картине показаны основные образы: народ, Коста, Мать сирот, князь Дзахсоров. Между Коста и князем завязывается конфликт. Вторая картина называется “Мать сирот”; показывает сцены известного одноименно стихотворения поэта.
Третью картину “Горный аул” можно назвать праздничным скерцо. Народ радостно встречает Коста, вернувшегося на родину из ссылки.
Четвертая картина “День рождения Анны” имеет праздничный, торжественный характер. Завершается опера шестой картиной “Тревога”, в которой звучит Голос земли, хор народного гнева “Додой” (“Горе”) и Коста предрекает наступление новых, лучших времен для Осетии: “Брезжит луч зари на штыках. Час тот придет, верю, придет свобода”.
Сегодня мы познакомимся с фрагментом из этой оперы; а именно услышим арию Коста из 2 эпизода.
- Что такое ария? (сольный номер из оперы). Именно в арии композитор наиболее ярко раскрывает внутренний мир героя.
Коста погружен в переживания о Родине. Вначале звучит речитатив поэта “Что делать? Долга и беспросветна ночь...” - начинается монолог Коста. Центральный раздел арии “Если бы пел я, как нарт вдохновенный”, - раскрывает светлые надежды и мечты поэта.
Завершается ария призывом Коста: “Дети Осетии, будем, как братья...”. Звучит кульминация всей сцены.
Слушаем в грамзаписи.
- Понравилась ли вам прозвучавшая ария?
- Кто её исполнил? (солист симфонического оркестра).
- Какой характер у этого произведения.
Арию исполнил известный певец Юрий Бацазов.
Первая осетинская опера стала важным событием в развитии музыкально театрального искусства. Премьера оперы состоялась в Москве в 1990 году, в рамках декады осетинского музыкального искусства и литературы. Музыкальным руководителем спектакля была Вероника Дударова.
Христофор Плиев был автором не только первой осетинской оперы “Коста”, оперетты “Весенняя песня, но и создатель замечательных песен.
Слушаем в грамзаписи песню “Зори Кавказа”. Сл. Ю.Крючкова и П. Резникова. (Ноты к песне).
Разучиваем первый куплет. Работа над вокально-хоровыми навыками. И сегодня песни композитора тоже звучат современно. Но были еще и другие исполнители арий и песен незабываемые образы, это...
Рождению национального оперного театра в Северной Осетии способствовало создание в 1940 году осетинской оперной студии при Московской консервации, в которой учились певцы Х.Абаев, М. Бигаев, В Калманова, Ф.Суанов, Ц. Джатиева., режиссер Ю.Леков, композитор Х.Плиев и другие. Выпускники студии влились в оперный в оперный ансамбль образованный в 1951г, при Северо-Осетинской филармонии. Художественным руководителем и дирижером коллектива стал выпускник Ленинградской консерватории Д.М. Кац.
В 1958 году на базе Северо-Осетинского драматического театра и оперного ансамбля был создан музыкально-драматический театр. В разные годы в музыкальном театре работали и работают солисты Х.К. Абаев, А.А. Авденко, Г.И. Артеменко, Ю.А. Бацазов, Д.Н. Билаонова, З.И. Калманова, М.С. Брискин, режиссер Ю.Н. Леков.
Домашнее задание: Слушать музыку осетинских композиторов, запомнить их фамилии и названия произведение, написанных ими. Выскажите свое мнение о современных осетинских певцах. Сделать о них сообщения, презентации.