Цель: выяснить влияние инфляции на семейную экономику.
Задачи:
- раскрыть понятие инфляции;
- определить причины появления инфляционных процессов;
- раскрыть содержание понятий реальные и номинальные доходы и сформулировать основные различия между ними;
- показать какие методы могут стать способом борьбы с инфляцией для семейного бюджета;
- выяснить роль банков в семейной экономике.
Оборудование: презентация, графики, схемы, иллюстрации, документы.
Ход урока
Организационный момент
Проверка д/з: тестирование, обмен работами и проверка на уроке, выставление оценок самостоятельно.
Ответы:
- 1 вариант: производительность труда; 1 труд, 2 – распределение, 3 – потребление, 4 – производство; нет; 3; объект собственности
- 2 вариант: отношения собственности; 1 – 3 – ответственность, 4 – владение, 2 – пользование, 1 – распоряжение; 2, 5, 6, субъектом собственности; нет
Переход к изучению нового материала: решение ребуса
Предлагается поразмышлять над высказыванием: Вечное движение отрицают лишь те, кто никогда не видел гонки цен и зарплат в период инфляции. (Жан Делакур)
Записывается тема урока, формулируется цель и задачи.
Просмотр ролика, посвященного инфляции (до 7 мин. 30 сек.) – записывается определение и причины появления инфляции.
Причины:
- избыток денежных средств,
- порча денег, т.е. неподкрепленность произведенным товаром;
- рост издержек производства
- ожидание роста цен (Если все думают, что цены поднимутся, цены поднимутся. “Первый инфляционный закон”).
Последствия инфляции. Учитель спрашивает у класса, на кого-же могут, прежде всего, влиять инфляционные процессы: вы ходе ответов учащихся формулируются три направления действия инфляции: семейный бюджет, государственный бюджет (налоги) и экономика в целом, а также производитель.
Реальный и номинальный доход
Учитель: давайте более подробно рассмотрим ситуацию с семейным бюджетом. Каждый гражданин получает за определенный временной промежуток определенный доход. Инфляционные процессы могут происходить достаточно быстро, но будут ли столь же быстро меняться доходы граждан? Конечно, нет. Соответственно в процессе инфляции сокращается ваша возможность купить за те же деньги прежнее количество товара. Для этого в экономике вводятся понятия реальный и номинальный доход (в презентации даются эти понятия). Иллюстрацией этого может служить высказывание: “инфляция — это когда за свои деньги вы уже не можете купить столько, сколько в те времена, когда у вас не было денег”. “Quotable Business“ (1999).
На доске пишется формула вычисления разницы между реальным и номинальным доходом
Номинальный доход: Цены на товары = Реальный доход.
Решение задачи: Номинальный доход семьи вырос на 10 % в год. За тот же год цены выросли на 30%. Значит, реальные доходы данной семьи составят 84, 6 % от прежнего уровня.
Выполнение заданий в классе и дома на стр. 163 № 1, 2.
В современной России, начиная с 1990-х годов, наблюдаются инфляционные процессы, которые постепенно то усиливались, то сокращались. Сегодня мы наблюдаем очередной рост инфляции. Анализируется график.
Промежуточные итоги по последствиям инфляции для закрепления материала:
Для государства:
- обесцениваются налоговые поступления;
- приходится сокращать социальные программы;
- растёт социальная напряжённость
Для производителя:
- падают объёмы производства;
- уменьшаются капиталовложения;
- трудно планировать деятельность.
Для семейного бюджета:
- обесценивает сбережения;
- уменьшает возможности удовлетворения потребностей;
- особенно влияет на людей с фиксированными доходами.
Кто должен с этим бороться? Государство.
Как же с этим можно бороться простым гражданам? Работа с текстом Адама Смита в учебнике на стр. 158. Необходимо разумно расходовать средства и иметь сбережения.
Формы сохранения доходов граждан:
- Можно вложить деньги в банки под проценты (выгода, если процентная ставка превышает уровень инфляции).
- Можно вложить их в развитие собственного бизнеса (выгода возможна при его наличии сегодня или высоком уровне сбережений, высокий уровень риска, и то в долгосрочной перспективе)
- Можно вложить деньги в недвижимость (возможность получения дохода не постоянна и отложена на перспективу)
- Можно вложить деньги в золото и драгоценности (на долгую перспективу)
- Можно вложить деньги в самообразование и развитие для получения более перспективной должности.
Итоги:
- Что такое инфляция?
- Каковы причины ее возникновения?
- На какие группы общества она воздействует?
- Как бороться с инфляцией?
Д/З. Параграф 20, Рабочая тетрадь п. 20, мини-сочинение по высказываниям:
Живи сегодня. Завтра будет дороже. Реклама авиакомпании “Pan American” .