Цели урока:
Образовательная
- Ввести понятия цилиндрической поверхности цилиндра и его элементов (боковая поверхность, основания, образующие, ось, высота, радиус).
- Рассмотреть сечения цилиндра плоскостью.
- Вывести формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей цилиндра.
- Закрепить понятия с помощью выполнения практических заданий.
Развивающая
- Способствовать развитию у учащихся умения самостоятельно формулировать цели и задачи.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитывающая
- Воспитывать внимание, аккуратность, бережное отношение к техническим средствам.
Оборудование и материалы:
- ПК.
- Проектор.
- Интерактивная доска.
- Презентация “Цилиндр”.
- Развёртка цилиндра.
Ход урока
Учитель: Тема нашего урока “Цилиндр”. С данным геометрическим телом вы знакомы давно. Какие предметы из окружающей среды напоминают вам цилиндр?
Учитель: На партах у вас развертки цилиндров. Сейчас каждый из вас заготовит цилиндр.
Прямым круговым цилиндром называют цилиндр, у которого в основании лежат круги, а образующая перпендикулярна основаниям. В дальнейшем прямой круговой цилиндр будем называть просто “цилиндр”. Его элементы: ось, радиус, высота, образующая, основания, боковая поверхность.
Нанесите на заготовленный цилиндр данные элементы и подумайте над определениями этих понятий.
Проверим, насколько верно вы дали определения.
ПрезентацияЦилиндрическим телом или цилиндром называется тело, ограничение замкнутой цилиндрической поверхностью и двумя пересекающими её параллельными плоскостями:
- часть цилиндрической поверхности, ограничивающей цилиндр - боковая поверхность;
- части секущих параллельных плоскостей, выделяемые цилиндрической поверхностью - его основания;
- часть образующей цилиндрической поверхности - образующая цилиндра
- если в основании цилиндра круг - цилиндр круговой.
Цилиндр можно рассматривать как тело, полученное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.
Рассмотрите и подумайте, как можно провести сечения, и какие геометрические фигуры получатся в результате. (Прямоугольник, овал или эллипс, круг.)
Посмотрим, как они выглядят и воспроизведем на заготовках.
Учитель: Необходимо найти площади боковой и полной поверхностей цилиндра. Как они вычисляются.
Учитель: Переходим к проверке практической работы.
Проверочная работа
Тесты по геометрии на тему “Цилиндр”
1. Определение цилиндра |
|
2. Что представляет боковая поверхность цилиндра? |
|
3. Что представляет осевое сечение цилиндра? |
|
4. Что представляет сечение цилиндра, проведенное плоскостью, перпендикулярно оси? |
|
5. Площадь основания цилиндра. |
|
6. Площадь боковой поверхности цилиндра. |
|
7. Площадь полной поверхности цилиндра. |
|
8. Вращением какой геометрической фигуры можно получить цилиндр? |
|
9. Какой вид не может иметь сечение цилиндра? |
|
10. Сколько образующих можно провести в цилиндре? |
|
Взаимопроверка теста
Ответы теста :1в- 2, 2в-3, 3в-3, 4в-2, 5в-3, 6в-4, 7в-1, 8в-2, 9в-3, 10в-4
Итог
Учитель подводит итоги урока, анализирует уровень усвоения теоретического материала, задает задание на дом.