Цель урока: Сформировать и раскрыть сущность основных доказательств эволюции.
Задачи урока:
Образовательные:
- определить основные доказательства развития животного мира;
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с раздаточным материалом;
- продолжить формирование умения делать выводы о доказательствах эволюции животных на основе полученных знаний;
Развивающие:
- развивать у школьников самостоятельность мышления;
- учить сравнивать, обобщать, систематизировать знания;
- развивать познавательный интерес;
Воспитательные:
- формировать познавательную активность учащихся;
- развивать у учащихся любознательность, любовь к предмету.
Материалы и оборудование: Учебник «Биология В.В. Латюшин, В.А. Шапкин 7 класс», рабочая карта (Приложение 2), компьютер с проектором, мультимедийная презентация (Приложение 1), раздаточный материал с картинками.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент Цель: Настройка внешней и внутренней( психологической) мотивации обучающихся. |
|
Здравствуйте ребята. Кто сегодня отсутствует? |
|
2. Введение в тему Цель: мотивировать обучающихся на изучении нового материала, убедить в необходимости новых знаний |
|
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о доказательствах эволюции животного мира. Мы с вами побудем в роли ученых, попытаемся применить разные методы для доказательства эволюции животного мира. Ребята, по мере объяснения материала, мы будем заполнять рабочие карты. Давайте запишем тему урока: «Доказательства эволюции животного мира» в ваши рабочие карты. Попытки понять, как возникли растения и животные на Земле, почему они так разнообразны, появились у людей в глубокой древности. Долгое время господствовали религиозные взгляды на природу, согласно которым все виды животных якобы сотворены богом и с тех пор не изменялись. Всегда ли животный мир был таким? Нет не всегда, вначале животный мир развивался в воде, а затем, когда водоемы уменьшались в связи с изменением климата, животные появились на суше и дали начало новым классам животных. Любой вид животных проявляется, распространяется, завоевывая новые территории, и места обитания, живет какое-то время в относительно постоянных условиях существования. При изменении этих условий он может к ним приспособиться, измениться и дать начало новому виду (либо новым видам), а может исчезнуть. Совокупность таких процессов составляет эволюцию органического мира, историческое развитие организмов – филогенез. Итак, что же такое эволюция и филогенез?
Скажите, а можем ли мы наблюдать эволюционный процесс и почему? Эволюция идет несколько миллионов лет, а существование человека ограничивается тысячелетиями. Может сложиться впечатление, что эволюции нет, ничего не изменяется в природе. И вот сегодня мы узнаем, какие существуют доказательства эволюции животного мира. |
Записывают в рабочей карте тему урока
Ответы детей
Записывают определения в рабочую карту
Ответы детей |
3. Объяснение нового материала Цель: сформировать и раскрыть сущность основных доказательств эволюции. |
|
Палеонтологические доказательства Палеонтология – наука о древних организмах прошлых геологических эпох. Давайте посмотрим видеоролик Как вы считаете, палеонтологические раскопки доказывают процесс эволюции? В рабочих картах вывод приведен, но с пропущенными словами. В 1861 году в Германии было найдено животное. Вот его изображение. Посмотрите на него внимательно и скажите, на какое современное животное оно похоже и почему? По окаменевшим останкам ученые достаточно полно восстановили палеонтологические ряды животных от далеких предков к современным. Такие ископаемые переходные формы и палеонтологические ряды служат доказательством эволюции, поскольку свидетельствуют об исторической связи разных групп организмов. Палеонтология дает богатый доказательный материал, но сведения о самых древних животных обычно неполны, отрывисты, поэтому для доказательства эволюции животного мира используют данные сравнительной анатомии Сравнительно-анатомические доказательства Сравнительная анатомия – наука, изучающая и сравнивающая внутреннее и внешнее строение живых организмов. А теперь давайте поработаем в парах. У вас на столе лежит карточка с изображением передней конечности позвоночных животных. Сравните их и найдите черты сходства в их строении. Таким образом, мы обнаружили, что эти конечности сходны по строению, но имеют различную форму, величину и выполняют разную функцию. Такие органы называют гомологичными. Прочтите текст учебника на стр.254 и ответьте на вопрос: О чем говорит единый план строения организмов позвоночных животных? Важным анатомическим признаком эволюции служат атавизмы и рудименты. Некоторые органы или их части не функционируют у взрослых животных и являются для них лишними. Органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения – это рудиментарные органы, или рудименты. Остатки волосяного покрова и тазовых костей у ряда китообразных – рудимент, доказывающий наземное происхождение его предков. Рудименты встречаются у всех особей вида. Наличие рудиментов, так же как и гомологичных органов, свидетельствует об общности происхождения живых форм. Случаи проявления признаков предков у современных особей, называются атавизмами. Среди тысяч однопалых лошадей изредка попадаются особи, у которых развиты маленькие копытца II и IV пальцев. Возникновение атавизмов указывает на возможное строение того или иного органа у предковых форм. Итак, пользуясь учебником (стр.254-255) давайте запишем в рабочую карту определение понятий «атавизмы», «рудименты» и приведем примеры. Эмбриологические доказательства Для доказательства эволюции животного мира большое значение имеет наука эмбриология, наука, изучающая зародышей на ранних стадиях их развития Ребята, вы уже знаете, что большинство организмов развиваются из оплодотворенного яйца. Проследим стадии развития зародышей различных организмов. Что вы можете сказать о внешнем виде (сходстве) зародышей на ранней стадии развития? Верно, удивительное сходство! Что происходит с зародышами по мере развития, насколько они сходны между собой? Сходство ослабевает, все более четко проявляются черты тех классов, к которым они принадлежат. Какой вывод из сказанного выше мы можем сделать? |
Записать определение в рабочую карту Ответы детей Вставить в рабочей карте недостающие слова Работа с дидактическим материалом Ответы детей Записать в рабочую карту Записать в рабочую карту Работа с дидактическим материалом в парах. Ответы детей. Записать в рабочую карту определение Записать вывод в рабочую карту Записать в рабочую карту Записать в рабочую карту Вставить в рабочей карте недостающие слова |
4. Подведение итогов урока |
|
Ребята, что мы сегодня узнали на уроке? Какие доказательства эволюции мы теперь знаем? Что такое наука палеонтология, какие доказательства она нам предоставляет? Для чего нужны сравнительно-анатомические доказательства? |
Ответы детей |
5. Оценивание |
|
6. Домашнее задание |
|
№ 49, творческое задание «Найти изображения различных животных, живших несколько миллионов лет назад» |
|
7. Рефлексия |
|
Сегодня снова и снова появляются теории о том, что эволюции не было. А смогли ли мы с вами доказать с научной точки зрения, что эволюционный процесс существует? Мы привели примеры и разобрали несколько методов доказательства эволюции. Определим ПОГОДУ в классе: Оцените свой уровень знания, психологическое состояние и работу на уроке. Всё хорошо, мне понятна эта тема – солнышко. Если что-то вызывает затруднения – солнышко прикрытое тучкой. Если многое непонятно – тучка с молнией. |
|