Цель урока: выявить влияние географического положения и климатических особенностей на структуру хозяйственной деятельности стран.
Задачи урока:
- образовательная: рассмотреть географическое положение Великобритании, Франции и Германии, познакомиться с их особенностями природы и экономики.
- воспитательная: расширение кругозора учащихся;
- развивающая: развитие умения делать выводы, анализировать, продолжить формирование умения работы с разными географическими картами.
Место урока в изучении курса географии 11 класса: знакомство с субрегионами зарубежной Европы в разделе «Зарубежная Европа».
Количество часов на прохождение темы: 2 часа
Оборудование: учебник, атлас, раздаточный материал, презентация, иллюстрации символики стран.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку: атласы, учебники, тетради, раздаточный материал.
II. Проверка домашнего задания
(Слайд 3)
1. Беседа по вопросам
- Какие страны относят к субрегиону Северная Европа? В чем особенность хозяйственной деятельности этих стран?
- Докажите правильность утверждения «Из всех европейских регионов Северная Европа обладает самыми значительными природными ресурсами.»
2. Проверка выполнения задания в тетради. Общий вывод о странах Северной Европы в таблице.
III. Изучение нового материала.
Сегодняшний наш урок будет посвящен странам Западной Европы, к этой группе стран относятся государства, расположенные в западной части Евразии. Они выделяются заметным влиянием Атлантики на природу, длительной историей развития, насчитывающей сотни лет, высокоразвитым хозяйством.
1. Задание. Пользуясь картой «Регионы Зарубежной Европы» перечислите страны, относящиеся к Западному региону. (Наиболее крупные из стран Западной Европы – Германия, Великобритания, Франция. Им уступают по размерам Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Ирландия, Австрия, так же в эту группу входят микрогосударства: Люксембург и Лихтенштейн, Андорра, Монако.)
Наш урок мы посвятим более подробному изучению трех государств: Великобритании, Франции и Германии. Узнаем, как повлияло их географическое положения на структуру хозяйственной деятельности населения.
(Слайд 4.)
2. Работа в группах (по вариантам). Составьте комплексную характеристику одной из стран Западной Европы (Великобритания, Германия, Франция), результат продолжаем оформлять в виде таблицы, которую начали на прошлом уроке. (прил. 1)
Таблица «Общая характеристика стран Зарубежной Европы»
Регион | Страна - столица |
Географическое положение |
Рельеф и полезные ископаемые |
Климат |
Сельское хозяйство |
Производство (промышленность) |
3. Проверка проделанной работы.
Выступления учащихся о странах, остальные фиксируют информацию в таблицу. (прил. 2). Перед каждым выступлением, заслушивается гимн страны, сопровождающийся фотографиями, характеризующими страну. По ходу просмотра, учитель вносит объяснения, касающиеся символики стран.
(Слайд 5-6)
3.1 Германия
Германия была и остается самой изучаемой из немецкоговорящих стран. Тем не менее, кроме цветов флага мало кто знает даже ее герб, не говоря уж о гимне. Поэтому мы начнем знакомство с этой страной с ее государственной символики.
Государственный флаг Германии является официальным государственным символом Федеративной республики Германии. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — чёрного, средней — красного и нижней — золотого цвета.
Государственный герб Германии изображен в виде щита желтого цвета, на котором расположен черный одноглавый орел с окровавленными лапами. Орел на гербе Германии символизирует силу и мощь этого государства. Данный герб является очень древним, служившим эмблемой власти германских королей. Первое изображение орла на щите можно увидеть на серебряных монетах короля Фридриха Барбароссы (конец XII века).
(Слайд 7-8)
3.2 Великобритания
Одним из государственных символов Великобритании является ее флаг – на синем прямоугольном полотнище изображен прямой красный крест с белым кантом, который наложен на косые (белый и красный) кресты. Любопытна история возникновения такого изображения. В 1603 году шотландский король Яков VI унаследовал английский престол и стал королем Англии Яковом I.
Это не означало, что Англия и Шотландия объединились в одно королевство, скорее их союз носил личный характер, при этом оба государства оставались независимыми. Через три года после наследования престола король утвердил новый флаг обоих государств: на белый косой крест на синем поле – шотландский флаг, а сверху наложили красный крест на белом поле – английское знамя.
Гербом Великобритании является официальный герб монарха Британии, герб включает в себя двух львов и семь леопардов с синими когтями и языками. Щит, на котором они располагаются, разделен на четыре поля:
- на первом и четвертом поле находятся по три золотых леопарда на красном фоне: они олицетворяют Англию;
- второе поле занято красным львом на золотом фоне – символ Шотландии;
- на третьем поле изображена золотая арфа на синем фоне – символ Ирландии.
Верх щита украшает седьмой, коронованный леопард. С правой стороны щит держит коронованный золотой лев, с левой – единорог, закованный в золотую цепь.
(Слайд 9-10)
3.3 Франция
Флаг Франции — является национальной эмблемой страны, он представляет собой прямоугольное полотнище, которое состоит из трех вертикальных полос, одинаковых по размеру. У древка расположена синяя полоса, означающая свободу, за ней следует белая - равенство, а затем – красная - богатство.
Если спросить у француза о национальном символе, то он, немного подумав, вспомнит о Марианне, символическом женском образе, олицетворяющем Францию. Подобное изображение впервые появилось в годы Великой французской революции, а сегодня часто используется вместо гербовой печати на различных официальных документах. Но все-таки Марианну правильней называть национальным символом, а не гербом.
Нынешний герб Франции стал символом Франции после 1953 года, хотя и не имеет никого правового статуса в качестве официального герба.
Эмблема французского герба состоит из:
- пельты с головой льва и монограммой «RF», означающей Republique Francaise (Французская республика);
- ветки оливы, символизирующей мир;
- дубовой ветви, символизирующей мудрость;
- фасции, являющейся символом правосудия.
3.4 Выводы по итогу проделанной работы.
Учащиеся анализируют данные таблицы и делают выводы, как же повлияло географическое положение и климатические особенности на хозяйственную деятельность стран.
IV. Рефлексия.
Определите страну по ее описанию. (на партах у каждого карточки с названиями стран, после прослушивания описания, ученики поднимают карточку, соответствующую, по их мнению, описанию страны.
(Слайд 11) 1. Какая это страна? Её столица – крупнейший порт, имеет монархическую форму правления, развита добыча нефти и угля, хорошо развито машиностроение, на суше граничит с одной страной. (Великобритания)
(Слайд 12) 2. Страна со значительными различиями в с/х специализации северных и южных районов, имеет развитое машиностроение, атомную энергетику, лёгкую промышленность, восточная граница проходит по самому высокому в этой части света горному массиву. (Франция)
(Слайд 13) 3. Это высокоразвитое индустриальное государство широко известно в современном мире своей банковской, страховой и другой коммерческой деятельностью. Страна расположена на самых обширных из европейских архипелагов. (Великобритания)
(Слайд 14) 4. Одна из развитых стран Западной Европы, по европейским меркам богата разнообразными природными ресурсами, её роль заметна в производстве и экспорте автомобилей, авиационно-ракетной техники, парфюмерно-косметической продукции, вина и сыра. (Франция)
(Слайд 15) 5. Эта страна единственная из западноевропейских стран имеет сухопутную границу с Северной Европой. Знаменита своими успехами в автомобилестроении. (Германия)
(Слайд 16) V. Домашнее задание.
Тема 5 §3, охарактеризовать одну из стран Южной Европы.
Список используемой литературы.
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2014.
- Учебник География. 10 кл.: атлас. – ФГУП «Новосибирская картографическая фабрика», 2014.
- Электронное приложение к учебнику. УМК "География. Земля и люди.", 2011.
- Символика стран мира:/ http://state-flags.ru/continent.php/1