Цели:
- Способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к родным и близким людям;
- Показать на примерах семейного воспитания о роли матери в жизни человека.
Подготовительная работа.
- Проведение опроса среди учащихся «Чем я хочу быть похожим(ей) на свою маму?».
- Написание мини-сочинения «Расскажу о маме» (домашнее задание).
- Оформление фотостенда «Наши мамы».
- Изготовление на уроках труда подарков для мам.
- Приглашение мам на классный час.
Оборудование:
- фотостенд «Наши мамы»;
- на классной доске написаны название классного часа и следующая фраза: «Я хочу быть как мама …»
- презентация « Главное слово на любом языке».
Ход проведения классного часа
I. Вступительное слово классного руководителя: (слайд 1)
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы разговор сегодня проведём о самых дорогих, любимых и единственных – наших мамах. Мама – такое маленькое, но очень ёмкое слово; как много оно вмещает в себя. (слайд 2)
1-й ученик:
Хвала матери, хвала матери – матери хвала!
Глаза её прекрасные чисты,
Пусть в сердце нежные всегда живут слова,
Достойные великой красоты.
- Ребята, какой образ возникает у вас при упоминании слова «Мама»?
Учащиеся по очереди начинают фразу «Мою маму зовут …. Я хочу быть как мама ….», показывая их фотографии на фотостенде. (слайд 3)
2-й ученик:
Мама! В этом слове солнца свет,
Мама! Лучше слова в мире нет.
Мама! Кто роднее, чем она!
Мама! На земле добрее всех.
Мама! Дарит сказки, дарит смех.
Мама! Из-за нас порой грустит.
Мама! В этом слове солнце свет.
Мама! Лучше слова в мире нет.
А какие же наши мамы?
3. Конкурс “Качества, присущие маме”. Учитель читает высказывания, ученики с мамами отгадывают. (слайд 4)
- - Этим качеством обладает каждая любящая ребенка мама. (Доброта)
- - Таким удивительным словом обозначено качество! Оно всегда в маминой душе. (Забота)
- - Это свойство души можно увидеть во взгляде мамы, услышать в ее голосе. (Нежность)
- - Умение разумно решать сложные вопросы, давать ценные советы. (Мудрость)
- - А это качество проявляется, когда мама шутит, всех веселит. (Юмор)
Учитель. Вот какие наши мамы: добрые, заботливые, нежные, мудрые, веселые... и красивые!
4. Учитель. Дети - самое дорогое для матери. Она всегда поймет, утешит, защитит, поможет в трудную минуту, оградит от беды.
Закончить пословицы. (слайд 5)
- При солнце тепло, … (а при матери добро).
- Птица радуется весне, … (А младенец матери).
- В гостях хорошо, … (а дома лучше).
- Не нужен клад, … (когда в семье лад).
- У детины заболит пальчик. … (а у матери сердце).
- Нет лучше дружка, … (чем родная матушка).
- Мать кормит детей, … (как земля людей).
- Каково на дому - … (таково и самому).
Для любого из нас – ребенка, подростка, юноши или поседевшего взрослого – мать самый дорогой, самый родной человек на свете, давший самое ценное – жизнь.
Недаром появился праздник “День Матери” в календаре
Несколько лет назад звучала мысль отказаться от официального женского праздника 8 марта как досадной приметы прошлого. Высказывалась и другая мысль – переименовать День 8 марта в День Матери. 8 марта всё – так и остался в календаре, потому что все привыкли дарить в один из первых дней весны цветы женщинам. Наконец, в России идея празднования Дня Матери воплотилась в Указе президента РФ от января 1998 года за № 120, которым устанавливалось, что отныне в последнее воскресенье ноября в стране будет отмечаться новый праздник –
День матери. (слайд 6)
Мама – первое слово, главное слово в каждой судьбе.
Мама – мне подарила, мир подарила мне и тебе!
Учитель: Мама … На языке любого народа есть это слово. Его лепечет дитя с колыбели, с любовью произносит юный отрок и глубокий старец, на всех языках это священное слово звучит нежно и ласково: мама – по-русски, апа по-киргизски, мамми – по-английски.
Ученик: Сердце матери – великое сокровище. Оно зажигает нас, освещает семью. Есть старая поговорка “ Когда дети малы – оно бремя для колен матери, когда они выросли – для сердца”. И, действительно, дети растут, отлетают от гнезда, не надо их мыть, кормить, одевать, но сердце матери все также полно забот и любви к любимым детям.
Безмерна наша ответственность перед матерью. Сила материнской любви! Кто измерит ее? А ведь именно из глубины материнской любви рождаются самые лучшие человеческие качества. Задумаемся! Достаточно ли внимательны и добры мы к своим мамам, и не только задумаемся…
Ученик 1:
Нет ничего превыше слова – мать,
Мы, как цветы под солнцем матерей!
Ученик 2:
Спасибо, мамочка за нежность,
Твою святую доброту, терпенье, такт и теплоту!
Учитель: Теплые слова звучат сегодня в адрес наших мам. Но слов-то всех не пересказать. Нужно не только в один день, день праздника, поздравлять наших мам, а постоянно помнить и заботиться, оберегать их от горя и бед.
Ученик:
На Земле хороших людей немало!
Сердечных людей немало!
И все-таки лучше всех на свете – мама.
Моя мама! (Вместе)
“Песенка мамонтенка”.
Ученик.
День матери –
Достойный добрый праздник,
Который входит
Солнышком в семью.
И не приятно
Каждой маме разве,
Когда ей честь
По праву воздают! (На фоне музыки)
Ведущий 1. Женщина – мать творит мир, в котором ум живёт в согласии с сердцем. Пусть же эта праздничная дата на календаре России – День матери – станет особенно домашним и общенациональным праздником.
Ведущий 2. Будьте всегда красивыми и любимыми! Пусть ваши дети дарят вам счастье! Жизнь продолжается, потому что на Земле есть вы!
Безусловно, День матери - это один из самых трогательных праздников, потому что каждый из нас с детства и до своих последних дней несет в своей душе единственный и неповторимый образ – образ своей мамы, которая все поймет, простит, всегда пожалеет и будет беззаветно любить несмотря ни на что.
1-й ребёнок:
Воспеваю то, что вечно ново
И, хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
2-й ребёнок:
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это – искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
3-й ребёнок:
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем исток всего. Ему – конца нет.
Я произношу его: «Мама»
Учитель: Жизнь матери — это каждодневный, порой незаметный, будничный подвиг. Никто не раскрыл роль матери сильнее и задушевнее, чем русские писатели. (слайды 7- 10)
- «Вся гордость мира от матерей, без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».
- «Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери. Вот что насыщает нас любовью к жизни». (А. М. Горький).
- «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери» (Ю.А. Яковлев).
- «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя — Мать» (М. Джалиль).
Наши любящие, заботливые мамы — прекрасные труженицы на производстве. Среди них есть и педагоги, и врачи, и продавцы, и бухгалтера, и повара. Но есть у миллионов женщин еще одна важная и ответственная обязанность — быть душой семьи, нести свет и тепло детям. (слайд 11)
Ученик:
Утро начинается, мама просыпается.
И улыбкой маминой утро наполняется
Тёплыми ладонями мама вас согреет,
Добрыми словами пусть печаль развеет.
Ученик:
Почему так часто вредность в нас брыкается!
"Не хочу, не буду" – это называется.
Мы ведь знаем, мамочка, ты всегда права
И "прости пожалуйста" – вновь звучат слова.
Учитель: «Не желая, того мы часто обижаем матерей. Пренебрегаем советами, не уважаем их привычек, вкусов. За советом идут к другим, за утешением к матери. Да, мать всегда разделит горе. Но ведь и счастье наше хочется ей разделить. Ребенок должен научиться уважать мать с раннего детства.
У узбеков есть такой обычай: когда знакомятся, спрашивают: «Отец, мать живы - здоровы? «Если ответите «да» собеседник скажёт: «Оказывается, ты самый богатый на белом свете».
Ведущий. Кто из нас по достоинству может оценить ежедневный, кропотливый, продолжающийся из года в год, а вместе и столь незаметный труд матери по дому, по хозяйству? И все ради нашей пользы и нашего блага: лишь бы дети были сыты, чисты и опрятны, лишь бы детство осталось самой счастливой порой жизни. А ведь многие мамы работают, а значит и встают намного раньше своих детей и ложатся позже, но при этом все успевают: и завтрак собрать, и постирать, и приготовить чистую одежду, чтобы никто не назвал сына или дочку неряхой и замарашкой. Воздать маме мы не сможем достойно ничем, только благодарностью – никогда не оскудевающей, но возрастающей. Благодарностью явленной и в словах, и в делах.
Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдёшь теплее рук
И нежнее маминых.Не найдёшь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Учитель: Мы должны помнить, что светлый образ матери был необходим в годы войны, что он спасал тогда, что он помогает сейчас и что он будет нужен в будущем…вечно!
Это человек, который подарил нам жизнь, научил нас всему. Так давайте это не забывать. Чаще подходить к своим матерям и говорить им о своей любви, чтобы потом не ругать себя за то, что так мало говорили об этом.
Давайте к слову мама подберем эпитеты. (На доске в форме солнышка.)
В мировом искусстве образ матери запечатлен не только словами, но и красками.
И когда говорим о женщине, о Матери перед глазами встает Мадонна.
Кто же это такая Мадонна?
(слайды 12-13) Мадонна, дева Мария, Богородица, Богоматерь, Матерь Божья – в христианских религиозно-мифологических представлениях это земная мать Иисуса Христа, именно ей предстояло родить от духа святого сына, обреченного достоинством мессии.
Мадонну всегда изображают с младенцем.
Красота, воплощенная в Мадоннах и в пухленьких телах младенцев – это размышление мастеров об образе матери, о ее глубокой любви к сыну, переведенная ими на язык живописи.
Ученик.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребенком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет.
Так она и будет жить в веках.
Самая прекрасная из женщин.
Женщина с ребенком на руках. (слайды 14-15)
Учитель: Ребята, до сих пор в щедрости материнского сердца нас убеждали поэты, писатели, художники, они были нашими собеседниками, а сейчас свое мудрое слово о высокой материнской миссии, о любви к маме, а может быть те добрые слова, которые хочется сказать, но не всегда получается – напишите вы. Получившееся признание запечатайте конверт, лежащий перед вами. Не забудьте указать адресата – МАМЕ. Конверт опустите в почтовый ящик или сами лично отдайте в руки маме.
Подведение итогов классного часа. (слайд 16)