Тип урока: применение знаний, умений и навыков.
Цели урока:
- Обучающие:
- Сформировать представления об основных элементах книги.
- Познакомить детей с искусством иллюстрации.
- Формировать навыки работы с художественными материалами.
- Развивающие: ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
- Воспитывающие: любовь и интерес к искусству.
Методы обучения: диалогический, репродуктивный, эвристический.
Приемы преподавания: беседа, показ иллюстраций художников, демонстрация презентации, постановка вопросов.
Приемы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы.
Форма работы: индивидуальная.
Задание: проиллюстрировать понравившийся эпизод прочитанного произведения Л. Н. Толстого.
Материалы: Цветные карандаши, фломастеры, мелки, акварель, бумага формат А4, А3.
Зрительный ряд: рисунки учащихся, выставка книг Л. Н. Толстого, иллюстрации художников.
Ход урока
1. Организационная часть
Подготовка учащихся к работе на уроке.
2. Изучение нового материала
Сопровождается показом презентации.
(Слайды 1-2) Иллюстрация - рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.
В детстве все любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживают сюжет от одной иллюстрации к другой. Когда ребенок становится старше, иллюстрации также помогают ему лучше понять и представить, о чем написано в книге, дополняя слуховое восприятие литературного произведения яркими зрительными образами.
Однако особая роль принадлежит иллюстрации в эстетическом воспитании детей. Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве.
Мы по праву гордимся работами таких мастеров книжной графики, как Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, Е. И. Чарушин, А. Ф. Пахомов, В. М.Конашевич, Т. А. Маврина и др., вошедшими в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы. Творчество этих замечательных художников отличают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей, знание возрастных особенностей ребенка этого возраста. Для них обращение к стилю эпохи, к формам народного искусства было средством приблизиться к литературному произведению; обращаясь к стилистике старого, "прижизненного" искусства, художники стремились глубже проникнуть в душу времени и народа, ощутить поэтику народного, национального мировосприятия, войти в далекий чужой мир, зажить в нем.
На рубеже 70-80-х годов в русской детской иллюстрации активно утвердилась большая группа молодых художников, составившая направление, для которого также характерно многообразие творческих подходов. Это -художники А. Архипова, В. Васильев, В. Иванюк, А. Кошкин, О. Кондакова, В. Чижиков и др. Сейчас многие из них уже признанные мастера, которые успешно продолжают развивать начатые поиски новых средств художественной выразительности и новых возможностей дизайна книги.
Прежде чем назвать вам тему урока (преподаватель просит отгадать загадку)
Есть листок, есть корешок,
А не куст и не цветок.
Нет ни ног, нет ни рук,
А приходит в дом, как друг.
На колени маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.
Книга - это и искусство слова, и искусство изображения, верный друг и помощник. Давайте узнаем о ней больше.
3. Знакомство с историей книги и ее основными элементами.
(Слайд 3) Не всегда книга имела тот вид, к которому мы привыкли теперь. Первоначально тексты писались на длинных, порой до нескольких метров, полосах папируса и скручивались в свитки. В Месопотамии тексты писались на глиняных табличках, которые потом обжигались. В Древнем Риме существовал другой вид книги - полиптих. Это были скрепленные между собой ремешком деревянные дощечки-таблицы, покрытые воском, на которых процарапывали буквы. Такую книгу уже можно было листать, правда, страниц в ней было немного. С Х I века до н.э. начал применяться новый материал для письма - пергамент - особо выделанная кожа. А с ХIII века в Европе основным писчим материалом становится бумага. Новые материалы для письма позволили создать и новый тип книги - кодекс. Книга состояла из сложенных в тетрадь листов, сшитых вместе. Она вмещала больше информации и была удобна для письма и чтения. С появлением кодекса возникает и переплет, который вначале делали из дощечек, обтянутых кожей. Переплеты особо роскошных книг изготовляли из золота и серебра, украшали чеканкой, сканью, эмалью, жемчугом. Старинные русские переплеты назывались окладами.
С развитием книгопечатания меняется переплет книги. Она перестает быть уникальным произведением ювелирного искусства и в основном служит практическим целям - предохраняет книгу.
Вам, наверное, приходилось видеть толстые, тяжелые, с медными застежками старые книги. Их черный крупный шрифт с редкими вкраплениями красных строк, заставки с фантастическим растительным орнаментом, заглавия, написанные затейливой вязью, - все это доносит до нас аромат далекого прошлого, говорит о той большой любви, с которой в давние времена создавались книги. И не случайно художники всех времен участвовали в создании книги, рисуя для нее иллюстрации, шрифты, украшения.
Из чего состоит книга?
1. Обложка (мягкая и твердая).
2. Переплет.
3. Суперобложка.
4. Титульный лист.
5. Страницы.
6. Иллюстрации
4. Игра: «Угадай сказку по иллюстрации». (Слайд 4)
На слайде 4 презентации (Презентация.ppt) сделан анимационный эффект – Триггер (Подписи к рисункам появляются по щелчку на рисунки).
Ответы: «Курочка ряба», «Три поросёнка», «Три медведя».
Постановка художественной задачи
В качестве практической работы я предлагаю вам прочитать небольшой отрывок из любого произведения Л.Н. Толстого, а затем проиллюстрировать понравившийся эпизод. Это будет одна страница книги. Сделайте подпись под иллюстрацией.
Но, прежде чем приступить к практической работе, вспомним правила работы с графическими материалами.
Ты знаешь, что художник-живописец передает в картине многообразие мира, разное настроение с помощью цвета.
Художник-график использует небольшое количество цветов. Раскрыть замысел художнику помогает линия, штрих, контур, пятно. Это основные средства выразительности графики. Графические работы можно выполнять, используя разные материалы, например, акварель и тушь, цветные мелки, фломастеры и цветные карандаши.
Работаем по подсказке.
- Выбери из любимого произведения самый интересный эпизод (часть).
- Реши, какой герой будет главным в композиции (композиционный центр). Изобрази его крупно, в центре листа, разными линиями: певучими, плавными, колючими, резкими, прерывистыми. Они помогут передать характер героя или эпизода.
- Вокруг композиционного центра разметь второстепенные детали рисунка, чтобы заполнить весь лист.
- Работая цветным материалом используй контраст цвета-пару противоположных цветов: например, желтый и фиолетовый, черный и белый, зеленый и красный, синий и оранжевый.
Одним из средств выразительности графики, является штрих. Штрих-это короткая линия, которая получается при быстром и резком движении руки по бумаге карандашом, фломастером, мелками и другими графическими материалами. Штрихи наносятся на небольшом расстоянии друг от друга.
5. Самостоятельная практическая работа
6. Физкультминутка
Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту мнём – мнём
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жнём – жнём.
Мы ногами топ – топ.
Мы руками хлоп – хлоп.
7. Подведение итогов урока
Для закрепления изученного материала ответим на вопросы:
- Как называется первый лист книги?
- Вспомни, что такое иллюстрация?
- О чем могут рассказать иллюстрации?
- Как называют художника, рисующего иллюстрации?
- С какими художниками-иллюстраторами вы знакомы?
Молодцы!
(Слайды 5-7) Сейчас мы с вами посмотрим работы учеников других классов и наши рисунки.
Домашнее задание: Принести свои любимые книжки Л. Н. Толстого.
Анализ работ.
- Рассмотри эти картины. Какое чувство они вызывают у тебя? Опиши словами свое настроение при просмотре работ.
- Найти самую яркую работу.
- Найдите работу, где главный герой выделен ярким пятном.
- Найдите работу, где главный герой выделен линией.
- Найди рисунок, который похож на иллюстрацию художника к произведению Л.Н. Толстого.
8. Домашнее задание
Выполнить иллюстрацию, используя другие средства выразительности, к любому другому произведению Л. Н. Толстого.
Литература
- "Изобразительное искусство": 2 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений / Л. Г.Савенкова,Е. А. Ермолинская. М., Вентана-Граф, 2014
- Художественная литература: произведения Л.Н. Толстого, произведение «Курочка Ряба», «Три поросенка», «Три медведя».
- План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) по теме: Иллюстрация 4 класс. Яковлева Изабелла Дмитриевна http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2014/04/02/illyustratsiya-4-klass
- Томская областная детско-юношеская библиотека http://odub.tomsk.ru/Illustrators/PaintersIllustrators.aspx