Цель: выявление наиболее эффективных форм и методов формирования знаний о зрении и его охране у школьников в процессе внеклассной деятельности.
Задачи:
- Сформировать у школьников определенный объем знаний, представлений о глазах - главных помощниках человека;
- Научить детей нести личную ответственность за охрану зрения.
Внеклассное занятие направлено на то, чтобы младший школьник учился:
- проявлять активность, инициативу, предприимчивость, контактность, самостоятельность, дисциплинированность, критичность и просто энергию;
- понимать и познавать, прежде всего, самого себя и свои возможности;
- слушать и слышать, уметь уступать или разрешать конфликтную ситуацию;
- нормальным межличностным отношениям;
- отстаивать свою точку зрения в любой ситуации;
- принимать правильное решение, т. е. определять конкретные действия, их последовательность и порядок, ориентированные на сохранение собственного здоровья.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
(дети здороваются)
- Да, я просила вас поздороваться. Здравствуй - это, значит, желать здоровья. А здоровье - дороже любого богатства.
2. Подготовительная беседа.
- Ребята, скажите, как человек общается с окружающей средой?
(Человек общается с окружающей средой с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания)
- А какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?
(Нам помогают глаза, уши, нос, язык, руки)
- Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами.
- Давайте вспомним наш девиз занятий о здоровье. (произносят хором)
«В здоровом теле, здоровый дух!» (показать слайд № 1)
3. Беседа по теме.
- Итак, прежде чем мы начнем мероприятие, догадайтесь, о чем пойдет речь. (показ маски)
- Что это? (это маска)
- Что такое маска? (Маска - это специальная накладка, скрывающая лицо, с вырезами для глаз)
- Для кого предназначена эта маска? (Для человека)
- Чего не хватает? (Не хватает глаз)
- Но у маски есть вырезы для глаз? Так в чем же дело? (Здесь не живые глаза)
- А какие они у человека? (Живые, чувствительные, удивительные, выразительные)
- Исходя из того, что вы услышали, подумайте и скажите, какова будет тема нашего занятия о здоровье?
(Будем говорить о зрении, о глазах)
Посмотрите на доску.
(показ слайда № 2) «Чудесное яблоко»
- Почему «чудесное яблоко»?
Мы сегодня будем вместе искать ответы на эти вопросы.
4. «Устойчивые выражения».
- Посмотрите на доску.
(показ слайда № 3)
Хоть глаз выкали | очень темно |
С глазу на глаз |
наедине |
Глазом не моргнуть |
мгновенно |
Пускать пыль в глаза |
обмануть |
- Что их объединяет? (Есть слово глаз)
Наши глаза имеют волшебную силу!
- Так в чем же секрет волшебной силы глаз? (Они отражают ум человека, сообразительность, его душу)
Ведь не зря говорят, что глаза – это зеркало души!
5. «Глаза - зеркало души»
- В глазах как в зеркале отражается душа человека.
- Давайте вспомним, а что мы умеем делать глазами?
- Смотреть
- Моргать
- Подмигивать
- Открывать
- Закрывать
- Щурить
- Разговаривать
- Хлопать
6. Физкультурная минутка.
Для начала поморгаем
Быстро, быстро раз, два, три
Отдохнули, повторяем-
Упражнения свои.А теперь глаза зажмурим,
Все успели? Молодцы
Открываем, вновь зажмурим,
И еще раз повторим.Упражнение другое
Все глаза закройте, раз!
Помассируйте рукою,
Мягко веко ваших глаз.Все отлично занимались
Нам расслабиться пора.
Свои глазки открываем
Отдыхает детвора.
(показать слайд № 4, 5, 6)
Я предлагаю вам поиграть. Встаньте, ребята.
1) Мама принесла из магазина 10 яиц, одно оказалось золотое. Вот это да! Вы удивились, покажите друг другу.
- Что вы показали глазами? (Удивление)
2) К вам пришел друг, которого вы давно не видели. Вы рады очень-очень. Покажите друг другу как?
- Что вы изобразили? (Радость)
3) Вас обидели. Вы сердиты, покажите друг другу, как?
- Что вы изобразили? (Сердитость)
(показать слайд № 7)
- А как трудно жить людям, лишенным возможности видеть.
- Дети, закройте на миг глаза. (дети закрывают глаза)
- Что вы почувствовали? (ответы детей, страх)
- На Земле встречаются совсем слепые люди. Отчего?
(Они рождаются такими или становятся ими в результате несчастного случая)
- Они ходят с белой тростью - это международный знак, указывающий, что идет слепой. Эти люди видят иначе: лучше слышат, чувствуют, читают специальные книги с выпуклыми буквами, пишут в специальных тетрадях, используют собак-поводырей.
7. «Освобождение Доктора Айболита».
Стук в дверь.
Заходят Лисенок и Волчонок.
Л. Здравствуйте, ребята!
В. Здравствуйте! (дети здороваются)
Л. Вы узнали нас?
В. Отгадайте, из какого мы произведения?
Добрый доктор, Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи ко мне лечиться,
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор, Айболит!
(ответы детей)
Л. Ребята, мы пришли к вам за помощью. Дело в том, что злой Бармалей похитил доктора Айболита и вернет его, если мы ответим на его вопросы.
(показывают листок с вопросами)
В. Но, к сожалению, мы не знаем ответов на эти вопросы. Может, вы нам поможете?
- Ребята, давайте поможем выручить Айболита! Ответим на вопросы. Итак, первый вопрос, пожалуйста!
Ответы на вопросы.
Л. Что это такое? (крутит листок в разные стороны)
(Это глаз)
В. А от чего зависит цвет глаз? (Цвет наших глаз зависит от радужки. Она бывает голубого, серого, коричневого, зеленого цвета)
Л. С какими глазами рождаются? (С голубыми. У некоторых они так и остаются. У других - меняется)
В.Что это за черная точка в глазах? (Это зрачок. Если свет яркий - зрачок сужается, если слабый - расширяется.
Л. Подумайте, для чего человеку брови. (Брови останавливают пот со лба)
В.Для чего нужны веки? (Веки - складка кожи, как футляр, защищают глаза во время сна)
Л. Ой, мне соринка в глаз попала. Ой, больно! Что делать? (Нужно вести кончиком пальца от внешнего угла к носу, и соринка выскочит)
Л. Спасибо!
В. Зачем человеку слезы? (Слезы смывают с глаза пыль, они поливают глаз, чтобы он всегда был влажный, иначе он потрескается и будет болеть)
- Правильно, это «полезные» слезы. Но могут быть ведь и бесполезные, это «крокодиловы» слезы или слезы «капризули». Надеюсь, что их у вас нет.
Л. Ой, и молодцы вы, ребята! Очень хорошо знаете как устроен глаз человека.
В. И правильно ответили на все вопросы. (появляется доктор Айболит)
Д. А. Здравствуйте, ребята! Спасибо за то, что спасли меня от злого Бармалея. Теперь я снова могу помогать моим любимым зверюшкам. И вам обещаю всегда помочь. Я вижу вы очень много знаете о глазах.
8. Что полезно и что вредно.
Д. А. Дети, самое главное - это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за зрением. Как же нужно беречь зрение?
- Давайте вспомним, что полезно для глаз, а что вредно.(показ слайда №8,9)
- Читать, писать при хорошем освещении.
- При письме свет должен падать слева.
- Когда читаешь, то расстояние до книги должно быть 30-35 см.
- Нельзя читать книги в транспорте.
- Нельзя читать лежа.
- Расстояние до телевизора 2-3 м и еще - телевизор нельзя долго смотреть
- Работать на компьютере 15 минут.
- Нельзя тереть глаза руками, так как можно занести микробов.
- Глазам нужен отдых.
- Нельзя стесняться носить очки.
- Посещай врача.
- Я думаю, что мы помогли сохранить зрение не только себе, но и многим окружающим тоже.
А сейчас я хочу рассказать о глазах некоторых животных!
9. «Энциклопедия».
А сейчас я хочу рассказать о глазах некоторых животных! (показать слайд № 10, 11, 12, 13, 14)
- У пучеглазого рака глаза висят на ниточках.
- Летучая мышь живет в темноте и видит ушами- локаторами.
- У орла глаза, как зоркие бинокли, чтобы видеть добычу с большой высоты.
- Улитка видит вблизи кончиков усиков.
- У крота вообще нет глаз, они ему не нужны, так как он живет под землей, а там совершенно нет света.
- У совы глаза не двигаются, зато она вертит головой, как никакое другое животное.
- Цветы тоже могут видеть, они поворачивают за солнцем свои головки, семена видят солнце сквозь почву.
10. Итог занятия.
- Ну, пора подвести итог занятия. А хочу вам напомнить вопрос, на который мы искали ответ? Почему же чудесное яблоко?
(показ слайда № 15)
Чудесное яблоко
Как вы на него теперь ответите?
(Глаза - наши помощники. Глаз похож на яблоко. Глаза нужно беречь, как чудо!)
- Вы меня порадовали своей активной работой. Спасибо вам. Повернитесь лицами друг к другу, пожмите руки и поблагодарите за хорошую работу.
(показ слайда № 16) «Спасибо за работу!»