Анализ проблемной ситуации: В условиях плюрализации отечественной культуры сведены к минимуму традиции семейного чтения, родителями уделяется мало внимания по формированию нравственных представлений дошкольников. Поэтому концепция художественно – эстетического образования нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности, художественно – творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, выявление художественно – одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он воздействует на эмоциональное состояние ребенка, мотивации его поступков в условиях социализации личности дошкольника, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии связанные с:
- художественным образованием и воспитанием детей (музыка, живопись, литература);
- формированием эстетического вкуса;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру;
- возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
- воспитанием с первых лет жизни гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать, беречь, любить окружающий мир, природу, бережно к ним относиться.
Актуальность выбранной темы: заключается в воспитании всесторонней личности ребенка, его нравственно – патриотических качеств, заложенных в возрождении многовековых традиций России, основанных на приобщении к истокам народной культуры Урала, через театрализованную деятельность.
Цель: всестороннее развитие музыкально-творческих способностей, художественного вкуса, навыков артистизма и сценического воплощения у детей, через формирование интереса к познанию истории и культуры Урала, обычаев и обрядов наших предков у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Познакомить детей с прошлым родного края, с основами народной культуры Урала, посредством разных видов театра: кукольный, драматический, оперный, балет, народный балаганный театр.
- Знакомить с обычаями и обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.
- Формировать у детей новой системы ценностей, воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать, беречь, любить окружающий мир, природу, бережно к ним относиться.
- Поэтапно осваивать различные виды музыкального творчества с учетом возрастных особенностей детей.
- Развивать музыкально-творческие и познавательные способности детей с учетом их психологических особенностей.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриота малой Родины.
- Объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Период реализации: декабрь–февраль
Методологическая основа. Технологии и программы
Литература
- Басок М., Вызов А., Нименский А. Хоры и песни для детей /Уральская государственная педагогическая консерватория М.П. Мусоргского. Екатеринбург, 1992 г.
- Веракса Н.Е. “От рождения до школы” Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / мозаика – Синтез, 2010 г.
- Вызов А. Детям о детях. Педагогический репертуар юного пианиста. / Свердловск: Екатеринбургские композиторы, 1995 г.
- Е.Р.Железнова “Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси / Санкт-Петербург. Детство – Пресс, 2011 г.
- Зацепина М.Б., .Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Издательство Мозаика – Синтез. Москва 2005 год.
- Овчаренко Л.А.”Сценарии народных календарных праздников”. / Волгоград Издательство “Учитель”, 2009 г.
- Калужникова Т. Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала” / Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство Дома учителя.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парциальная программа. Издание 3/Санкт-Петербург. Детство – пресс. 2015 г.
- Каплунова И., Новоскольцева И. “Как у наших у ворот” Пособие для музыкальных руководителей детских музыкальных учреждений. / Издательство “Композитор” Санкт-Петербург.
- Каплунова И. “Ансамбль ложкарей”. Методическое пособие с аудиоприложением (СD) для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов./ Санкт-Петербург. Невская нота. 2015 г.
- И.Каплунова, И.Новоскольцева. “Пойди туда, не знаю куда”.Осенние праздники на основе фольклора. / Санкт – Петербург, Издательство “Композитор”. 2005 г.
- Куприна А.С. “Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Санкт-Петербург, Издательство “Детствo – Пресс, 2015 г.
- МанаковаИ.П., Смирнова И.Л. Волшебные звуки: / Издательство “Калан” 1998 г.
- Мерзлякова С.И., Мерзлякова Т.П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников “Наш веселый хоровод”.. Выпуск I./ Владос, Библиотека музыкального руководителя и педагога музыки.
- Науменко Г.М. “Русские народные детские песни и сказки с напевами” фольклорная азбука./ Москва. Центрполиграф. 2001г.
- Рыжова Н.А “Мир открытий”. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. / Институт семейно-деятельностной педагогики. Москва, 2014 год.
- Толстикова О.В. “Мы живем на Урале”. Образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. / Екатеринбург, 2013 г. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования свердловской области “Институт развития образования” Кафедра педагогики и психологии.