Цели урока (планируемые результаты обучения):
Личностные:
- развитие у учащихся самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений
Метапредметные: развитие у учащихся умений:
- формулировать гипотезы и оценивать их верность с точки зрения полученной в ходе исследования информации;
- проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;
- на основании результатов эксперимента формулировать вывод;
- развивать коммуникативные навыки при организации работы в группах.
Предметные:
- формирование у учащихся представления об архимедовой силе, о зависимости ее значения от объема тела, погруженного в жидкость, и от плотности жидкости.
Материалы:
- учебник физики, портрет Архимеда, опорный сигнал;
- листы с заданиями для исследовательской работы в группах;
- рабочие листы с таблицей;
- компьютерная презентация “Выталкивающая сила”;
- опорный конспект с пропусками для домашнего задания.
Оборудование:
- штатив, пружина, груз, сосуд с водой, указатели;
- сосуды с простой водой, с “морской” водой;
- динамометры;
- набор тел разного объема;
- набор тел одинакового объема, разной плотности.
- Презентация к уроку
- компьютер, проектор.
Ход урока
I. Мотивация
Цель: побудить учащихся к формулированию гипотез. Для создания проблемной ситуации был продемонстрирован опыт с изменением растяжения пружины, при погружении подвешенного к ней груза в воду.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
- Какую тему мы изучаем сейчас на уроках?
- Что такое сила? - Кто желает дополнить? - Что вы еще знаете о силе. - Приведите примеры сил. - Чем сила характеризуется? - Какое обобщение мы вывели на прошлом уроке. - Данное обобщение доказали применительно к каким силам? |
- Сила — причина изменения. - Сила – векторная физическая величина, характеризует меру взаимодействия тел. - Обозначается буквой F. Измеряется в Н (Ньютонах) - Сила тяжести, вес тела, сила упругости, сила трения. - Сила характеризуется величиной (значением), точкой приложения, направлением. |
- Продолжаем изучать тему “Сила”. - Предлагаю вашему вниманию эксперимент. - Перед вами пружина. Подвешиваю к ней груз. - Что произошло с пружиной? Зафиксируем растяжение пружины. - Почему пружина растянулась? - Опускаю тело в жидкость. - Что произошло? Зафиксируем новое положение. - Почему изменилось растяжение пружины? - Что является причиной изменения? - Что это может быть за сила? - Как ее можно назвать? Ваши предложения. - Как вы думаете, от чего (от каких величин), зависит выталкивающая сила? - Что мы видим? - Сколько в нашем классе мнений? - Какой возникает вопрос? - Как нам проверить правильность гипотез? - Что нужно сделать? |
- Пружина растянулась. - На нее подействовал вес тела (груза). - Пружина сократилась. - Вес тела в жидкости уменьшился. - Вода оказала какое-то действие на тело. - Со стороны воды подействовала сила. Ученики выдвигают гипотезы. Записывают их на облаках, вывешивают на доску. Ученики выдвигают гипотезы. Записывают их на облаках, вывешивают на доску. Как правило, они называют следующие величины: - плотность тела; - плотность жидкости; - объем тела и др. - Разные точки зрения. - А как на самом деле называется эта сила? - От чего зависит ее значение? - Провести исследование. - Выполнить практическую работу. |
Результат: появилось несколько вариантов гипотез, что вызвало необходимость их проверки
II. Исследование
Цель: одновременная проверка нескольких гипотез.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
- Предлагаю вам поработать в группах. Задание будет состоять из двух частей. Сначала вы ознакомитесь с текстом, из которого узнаете - какая сила действует на погруженное в жидкость тело. Затем проведете экспериментальное исследование, чтобы выяснить - от чего зависит значение этой силы - Внимательно ознакомьтесь с планом задания (Приложение № 1). - Выполняйте работу поэтапно и успех вам гарантирован. - Оформление производите на рабочем листе. Подготовьте отчёт о проделанной работе. - На проведение исследования отводится 10 минут. Учитель помогает организовать работу внутри каждой группы. Прикрепляет на доску карточки: |
Учащиеся знакомятся с материалами, по
необходимости уточняют задания и приступают к
выполнению. Группы № 1,4 выполняют эксперимент на установление зависимости выталкивающей силы от объема тела (задание №1. Приложение № 1). Группы №2,5 выполняют эксперимент на установление зависимости выталкивающей силы от плотности тела (задание №2. Приложение № 1). Группы № 3,6 выполняют эксперимент на установление зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости (задание №3. Приложение № 1). |
Результат: выполнение экспериментального задания позволило учащимся найти факты, позволяющие сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от одних величин и независимости от других.
III. Обмен информацией
Цель: представить результаты работы групп всему классу.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
- Время вышло. Вывешиваем рабочие листы. - Вы ознакомились с текстом. Как называется сила, которая действует на погруженное в жидкость тело? - Какое еще есть название у этой силы? - Откуда это название? - Были ли мы близки в своих предположениях? - Итак, с ответом на первый вопрос определились. Второй вопрос: отчего зависит значение выталкивающей силы? - Вы проводили эксперимент. Группам было предложено разное оборудование. Послушаем, к каким результатам вы пришли. - Какое оборудование было предложено? - Какие измерения проводили? - Можем мы уточнить… - Есть вопросы? - Есть ли дополнения у других групп? - Обратим внимание на выводы (совпадают, различия). - У кого более полный и точный вывод? |
Учащиеся размещают рабочие листы под
карточками соответствующими их заданиям. - Выталкивающая сила. - Архимедова сила. Ученики дают комментарии. Учащиеся проводят сравнение. Делают заключение. - Нам было предложено следующее оборудование... - Мы проделали... и измерили... - На основании результатов эксперимента сформулировали выводы. Выводы групп № 1, 4. Выталкивающая сила прямо пропорционально зависит от объема погруженного тела Выводы групп № 2, 5: Выталкивающая сила не зависит от плотности тела, погруженного в жидкость. Выводы групп № 3, 6: Выталкивающая сила прямо пропорционально зависит от плотности жидкости |
Заполняем таблицу.
ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ (АРХИМЕДОВА) СИЛА
Не зависит от |
Зависит от |
|
|
Результат: учащиеся представили свои результаты другим ученикам, с одной сторона, и в тоже время соотносили со своим вариантом решение других групп. Некоторые учащиеся вносили дополнения, другие задавали уточняющие вопросы.
IV. Связывание информации
Цель: обобщить информацию и сделать вывод о верности гипотез.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
- Итак, обобщая выводы всех групп, как мы
ответим на вопрос урока? - Сформулируйте общий вывод – от чего зависит значение выталкивающей силы? - Вернемся к гипотезам, выдвинутым в начале урока, и соотнесем их с полученными выводами. -Насколько близки были к истине? - Полный ли ответ мы дали на вопрос урока? - Все ли характеристики силы мы установили? - Чего не хватает? - Теперь вы можете ответить на эти вопросы? Как? - Сформулируете тему урока. Над рабочими листами - тема урока |
-Выталкивающая сила зависит от
плотности жидкости и от объема погруженного
тела. Учащиеся без труда сумели выделить гипотезы, которые подтвердились, и отбросить неверные. С доски убрали неверные гипотезы. Остались карточки: - Точка приложения силы. - Направление действия силы. - Действует на тело, погруженное в жидкость, направлена вверх. - Выталкивающая сила. Архимедова сила. |
Результат: были сформулированы тема урока, обобщающий вывод о характеристиках выталкивающей силы и сделан вывод о верности гипотез.
V. Применение
Цель: применить новые знания в ходе выполнения продуктивных заданий.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
- Для лучшего усвоения информации
можете использовать “запоминалку” Даже РЖаВая вода Тебя вытолкнет всегда! - Вся ли информация, полученная нами на уроке, отражена в рабочем листе? - Внесите предложения, чем можно дополнить его. - Можно использовать карточки - видео вопрос (Приложение № 2) - Приведите примеры из жизни, которые подтверждают существование выталкивающей (архимедовой) силы? |
Учащиеся выполняют работу в группе. В
их распоряжении листок с заданием и картинка для
творческого задания. (можно фронтально) Возможный вариант Учащиеся отвечают на вопрос видеосюжета, используя полученные знания. - Знания о выталкивающей силе используются при конструировании судов, подводных лодок, аппаратов для исследования морских глубин и в воздухоплавании. |
Результат: учащиеся аргументировали свои ответы, опираясь на знания, полученные на уроке.
VI. Рефлексия. Домашнее задание
Цель: самооценка деятельности учащихся на уроке и обсуждение перспективы дальнейшей работы над темой.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Интересно вам было на уроке? - Что нового узнали? Что было сложным? - Что полезное приобрели для себя? - Что осталось не выясненным и нуждается в уточнении? |
Большая часть учеников включаются в
обсуждение вопросов. - Необходимо знать точную формулу для нахождения выталкивающей силы. |
Д/з 1. параграф 48, 49; 2. Экспериментальное задание. Упр.24 [1] 3.Создать опорный сигнал или составить полученную на уроке информацию в стихотворение. |
Записывают задание в дневник |