Цель урока: подготовить шестиклассников к сочинению-описанию предмета на примере русской национальной игрушки.
Задачи урока:
- развивать навыки устного и письменного описания, анализа текста;
- воспитывать умение видеть прекрасное рядом, чувствовать красоту слова;
- формировать потребность изучать обычаи и историю своего народа; уважать и бережно относиться к традициям предков; создать целостное
- представление о роли игрушки в жизни русского народа;
Оборудование: матрёшки, ванька-встанька, дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки,проектор.
ХОД УРОКА
Учитель (слайд 1)
- Ребята, сегодня, на уроке мы с вами должны будем приготовиться к сочинению-описанию декоративной игрушки. Матрёшка – символ России.
(слайд 3)
Из таланта и терпенья!
Из народного уменья!
Не плотники сапожники,
А мастера художники
Игрушки создавали,
Лепили, рисовали
Яркие, нарядные,
Веселые, приятные.
- Ребята, как вы думаете, какое место занимает игрушка в воспитании и образовании человека?
- Действительно, ядром отечественных, в том числе народных педагогических традиций, несомненно, являются игры и игрушки.
Сегодня на уроке мы попробуем проследить путь, который проделала игрушка с древних времён до наших дней. Мы познакомимся с народными промыслами, узнаем историю дымковской, каргопольской и филимоновской игрушки, поговорим о Ваньке-Встаньке, о матрёшке.
(слайд 4)
- История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
(слайд 5)
- Самые древние игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы. Это маленькие глиняные топорики, погремушки. Находили глиняную игрушку и в раскопках X-XVII веков (Москва, Рязань). Это свистульки в виде птиц, коней, фигурок людей. Глиняную игрушку находили наряду с глиняной посудой. Сначала игрушки из глины были не основным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусочек глины и смастерит забавную игрушку или свистульку на радость и забаву своим детям. Позднее глиняные игрушки стали предметом продажи.
Долгими зимними вечерами делали их для весенних ярмарок: свистульки, всадники, барыни из глины. Заниматься игрушками стали целыми семьями, передавая секреты мастерства из поколения в поколение.
(слайд 6)
- В игрушки играли и крестьянские дети, и дети царей. Интересными были расписные барышни, волчки, кораблики, свистульки. В народе считалось, если дети небрежно обращаются с игрушкой - быть беде, верили, что игрушки охраняют жизнь тех, кто играет в них. Игрушки делали из того, что было под рукой: глина, лоскутки, солома, дерево. На протяжении долгих лет игрушка не претерпела резких изменений. И в то же время в каждой местности, в каждом промысле складывались свои традиции, приёмы росписи, исполнения.
Кто тот человек, который создал первую игрушку, теперь, конечно, не выяснить. Но игрушка сопутствует человеку с древних времён. И у каждого народа – свои любимые игрушки, забавы. Но в одном мы можем быть уверены, что этот человек был добр, весел, жизнелюбив и талантлив. Ведь создать хорошую игрушку может только добрый человек. А ведь интересно узнать, как их создали, какова их история?
Об этом нам расскажут ребята, которые заранее подготовили сообщение о народной игрушке.
1 ученик (слайд 7)
Дымково – слобода Вятки, где зародился и расцвёл игрушечный промысел. Рассказывают, что давным-давно, в глубокой древности, под Вяткой была страшная битва, в ней сразились два войска. С тех пор по погибшим каждую весну справляли тризну. Прошло время, это печальное событие забылось, а на этом месте стали устраивать весенние гулянья, праздник Свистуньи. На празднике свистели в глиняные свистульки, кидались расписными глиняными шариками. Спрос на эти изделия был огромный. Потом стали делать и другие глиняные игрушки: барышень, собак, козликов, кошек. В слободе Дымково были отличные глины и песок. Летом крестьяне заготавливали глину, а зимой, отдохнув от осенних работ, замачивали её в глубоких деревянных корытах и долгими зимними вечерами лепили свистульки. Игрушки сажали в печь , раскаляли докрасна и оставляли там же остывать. Затем покрывали белилами и наносили радужный узор. Художники использовали в росписи до десяти различных цветов: оранжевый, зелёный, красный, золотой, малиновый… Эти игрушки возили на ярмарку и продавали, чтобы заработать себе на жизнь.
2 ученик (слайд 8)
Филимоновские игрушки изготавливают в деревне Филимоново Тульской области, там имеется очень качественная белая глина. Недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Филимоновские игрушки не спутаешь с другими из-за вытянутой шеи, маленькой головы и пестрой раскраски. Вытянутая форма появляется из-за свойств глины. Когда глина высыхает, то покрывается мелкими трещинами, которые нужно заглаживать влажной рукой. Из-за этого фигурка вытягивается и утончается, обретая непривычную для глаз непропорциональную, вытянутую форму.
Основные цвета росписи филимоновской игрушки: красный, желтый и зеленый.
Основной узоры филимоновской игрушки — это чередующиеся полоски. Но встречаются и ветвистые «елочки, яркие «ягоды», лучистые «звездочки». Отличительная особенность филимоновской игрушки в том, что это всегда свистульки.
3 ученик (слайд 9)
Каргопольские игрушки мастерят в далеком северном городе Каргополе Архангельской области. Богатые залежи глин способствовали здесь развитию гончарного производства уже в XIX в. Причем наряду с посудой делали и игрушки, которые продавали на ярмарках и базарах. Лепили коней, баранов, оленей, барынь, повозки и многое другое.
Давным-давно, из местной красной глины в Каргополе начали делать посуду, а из остатков глины стали делать игрушки.
Изготавливали их особым — «обварным» способом:
Сначала лепили фигурку, затем её обжигали.после этого погружали в густой мучной раствор — болтушку. Мука пригорала и оставляла на светлой игрушке черный кружевной узор.
4 ученик (слайд 10)
Прообразом нашего Ваньки – Встаньки, стала японская кукла – «дарума». Куклы в Японии – это не только развлечение, но и магические талисманы. Одним из самых популярных и любимых талисманов у японцев вот уже 200 лет является традиционная японская кукла- «дарума» олицетворяющая божка, приносящего счастье. Японцы верят, что кукла приносит удачу и богатство, поэтому взрослые загадывают желания с помощью кукол "дарума" - японских неваляшек с не закрашенными глазами. Чем взрослее человек, тем крупнее игрушка. До сих пор в Японии существует обычай: когда начинаешь важное дело, обязательно купи этого «дарума», попроси его о помощи и закрась ему один глаз.
5 ученик (слайд 11)
В награду за «прозрение» дарума постарается выполнить желание. И когда свершается задуманное, кукле в благодарность закрашивают второй глаз и оставляют ее на память. У дарумы отсутствуют руки и ноги. Объясняет это древняя легенда. Прототипом куклы стал буддийский монах Дхарма ( по японски Дарума), живший в 500-х годах нашей эры. Он провел девять лет, медитируя в пещере, после чего у него отказали руки и ноги. Когда веки Дарумы от долгой медитации стали слипаться, он их вырвал, негодуя на свою слабость. Именно поэтому Дарума изображается в виде куклы-неваляшки с не закрашенными глазами, символизирующей собой стойкость и выносливость. Эта кукла одета в традиционную для буддийских священнослужителей красную одежду.
6 ученик (слайд 12, 13)
Матрёшка стала символом нашей страны, потому что олицетворяет дружбу и любовь, пожелание счастья и благополучия. Но и её корни отнюдь не русские. Считается, что и матрёшка прибыла в Россию из Японии. Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья искусства. Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.
7 ученик (слайд 14)
В России матрешки появились в 90-х годах XIX столетия в городе Сергиевом Посаде (ранее Загорск) недалеко от Москвы. В старинной подмосковной усадьбе Абрамцево собирались многие замечательные русские художники. К ним попала японская деревянная игрушка– кокоси. Это была фигурка японца, а в ней мал-мала меньше – фигурки всех членов его семьи. Вот тогда художники и решили попросить знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звездочкина выточить игрушку, похожую на эту, но только свою русскую матрешку. Расписал матрешку художник Сергей Малютин. Игрушка изображала круглолицую румяную женщину в цветастом платке, в сарафане, с чёрным петухом в руке, а в ней еще семь фигурок девочек и мальчиков, последним же был спеленутый малыш. Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей.
8 ученик (слайд 15)
Матрёшка всегда радует своей красотой: росписью, яркостью красок. Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление! Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево: липу, березу или осину. Древесина должна быть ровной, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и сушат примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Фигурки матрешек вытачивают мужчины, а разрисовывают женщины. Любимый узор – большие розово-малиновые цветы шиповника. Обычно рядом с матерями рисуют и их дочери. Даже маленькие девчушки просят разрешить нарисовать полыхающие цветы, голубые матрешкины глаза и рот бантиком.
Учитель.
- Вы прослушали сообщения ребят о народных игрушках. Какая игрушка стала символом нашей страны, потому что олицетворяет дружбу и любовь?
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Отгадайте, как зовут?
Правильно. Это матрёшка. Вы сегодня будете и писателями, и художниками. Как писатели вы должны записать свои впечатления, найти нужное слово при описании игрушки. Мы должны будем с вами подготовиться к сочинению-описанию Матрёшки.
Учитель (слайд 16)
– Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете? (разговорный, художественный, научный)
– В каком стиле мы будем описывать нашу игрушку? (в художественном)
– А какие типы речи вы знаете? (рассуждение, описание, повествование).
– Что значит описание?
– Какова композиция описания?
(слайд 17) Прочитайте отрывок из рассказа К. Паустовского.
Матрёшка – это деревя(н,нн)ая кукла, похожая на Ваньку-встаньку. Изобр..жает она русск..ю крестьянск..ю девушку. Внутрь матрёшк.. вкладывают несколько меньших матрёшек, распол..гая их по росту.Матрёшка в шали алого цвета ст..яла на письме(н,нн)ом столе. Она была густо покрыта лаком и бл..стела, как стекля(н,нн)ая. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разн..цветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота. Деревен…ий мастер нагр..дил матрёшек русской кр..сотой, соболи(н,нн)ыми бровями и рдеющим, как угли, румянцем.
Синие их глаза он пр..крыл дли(н,нн)ыми ресницами.(По К. Паустовскому)
1.Докажите, что это текст. 2.Определите стиль текста. 3.Какие языковые особенности художественного стиля вы нашли в тексте? 4.Какой тип речи используется в тексте? 5.Что характерно для описания?
(слайд 18)
Словарно-орфографическая работа.
В шали пышного цвета – слово пышный означает великолепный, богатый, роскошный.
Напёрсток - колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках.
Сусального золота – от слова сусаль – тончайшие листы золота, серебра, олова, меди.
Соболиные брови – густые, чёрные.
Рдеющие румянцем – от глагола рдеть- выделяться своим красным цветом.
- Ребята, вы получили карточки с текстом. Выполните орфографическую работу.
(слайд 19)
Составление плана сочинения.
- Игрушки – радость детства.
- Описание игрушки
а) Из какого материала сделана игрушка?
б) Ее размер.
в) Внешность куклы и особенности её одежды.
г) Как она раскрашена?
д)Черты характера, которыми наделил игрушку художник. - Матрёшка - символ России. Д.З. сочинение-описание матрёшки (слайд 20)
- Я обещала, что сегодня вы будете художниками. Ваше произведение – Матрешка.
Вы будете разными способами украшать шаблон матрешки. Как художники вы должны увидеть в обыкновенном предмете что-то особенное, свойственное только ему. Для этого нужна фантазия. Я уверена, что ваша игрушка будет самой лучшей.
План работы
- Показать лицо и линию волос.
- Аккуратно наметить глаза, нос и рот, щёки.
- Далее рисуем одежду для нашей матрешки: платочек, рукава, передник.
- Растительный узор: цветочный мир, листья и ягоды.
- Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной.
(слайд 21)
Проходит время, пролетают годы и десятилетия, а народная игрушка живет до сих пор. Она расцветала, умирала, возрождалась, менялась, превращалась в сувенир, экзотику, но продолжала жить. И она оживает каждый раз, когда мы берем её в руки. Игрушка до сих пор вызывает неподдельный интерес. Глядя на нее, у всех без исключения возникает желание взять ее в руки, поиграть с ней, иметь ее рядом или сделать такую же. Народную игрушку любят за ее простоту и доступность, она дарит радость и тепло человеческих добрых рук, смастеривших её.