Цель занятия: познакомить с историей создания в России кадетских классов.
Технология: технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон, ИКТ технологии
Формы работы учащихся: групповая работа, диалог
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, мультимедийная презентация, книга Валентина Катаева «Сын полка».
Технологическая карта занятия
№ | Этап занятия |
Деятельность классного руководителя |
Деятельность ученика |
Время |
1 |
Мотивация (самоопределение) к деятельности |
Приветствует учащихся, проверяет их готовность. Всем, добрый день. Ребята, посмотрите на слайд и скажите, как вы понимаете эти слова? (Презентация, слайд №1) Какое отношение эти слова имеют к нам? |
Приветствуют учителя
|
0,5 мин |
2 |
Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Снова обратите внимание на экран: что на нем изображено? (Презентация, слайд №2) А теперь я разделила наш класс на 2 группы. По какому признаку сделала деление? (Презентация, слайд №2, щелчок) Может кто-то догадался, о чем же мы будем говорить сегодня? Действительно, мы будем говорить сегодня о кадетах. |
Это фотография нашего класса |
0,5 мин |
3 |
Выявление места и причины затруднений |
Как думаете, а почему мы будем говорить о них? Какова тема классного часа? |
Чтобы знать историю создания кадетов в России |
0,5 мин |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения |
Что хотелось бы узнать по данной теме? Давайте составим кластер |
Отвечают на вопросы |
1 мин |
5 |
Реализация построенного проекта |
Начнем с истории. (Презентация, слайд №3) Слово кадет пришло к нам из Франции: в переводе с французского, это «младший, несовершеннолетний». В дореволюционной Франции так именовались молодые люди на военной службе в чинах солдата до производства их в офицеры. (Презентация, слайд №4) В России история кадетских корпусов связана с именем Петра I: Сколько лет прошло с периода создания школы? Как вы думаете, зачем нужна была такая школа? В указе подчеркивалось, что такая школа нужна не только для мореходства и инженерии, но и для артиллерии и гражданских дел. Именно в этот период Россия крайне нуждалась в хорошо и всесторонне образованных людях. Почему в этот период нужны были России образованные люди? В числе прочего в указе говорилось, что в данную школу будут принимать учеников не только по желанию, но и по принуждению. |
Отвечают на вопросы |
5 мин |
Как вы понимаете слово «по принуждению»? На учебу принимались дети всех сословий за исключением крепостных. Срок обучения в школе был неограничен. Некоторые постигли науки за 4 года, иные -13 лет. Переводных экзаменов не было. Из класса в класс ученики переводились по мере выучки, поэтому возраст учеников сильно различался - от 15 до 33 лет. Наиболее богатых или способных направляли на практику за границу. По возвращению их подвергали строгому экзамену. Иногда сам Петр принимал экзамен. (Презентация, слайд №5) Однако термин «кадет» в России стал применяться по отношению к воспитанникам детских учебных учреждений позже, только во время правления императрицы Анны Иоанновны. 29 июня 1731 года ею был подписан указ о создании Шляхетского кадетского корпуса для обучения юной поросли не только военным, но и общеобразовательным предметам. Как вы думаете, кого стали готовить кадетские школы? Теперь кадетские корпуса готовили как военнослужащих, так и гражданских чиновников. В этом состояло отличие российских кадетских корпусов от европейских, в которых готовили только военных. |
Насильно |
|
||
ГРУППОВАЯ РАБОТА А теперь вас ожидает работа в группах. Деление мы проведем с помощью цветных фигур: в группу входят те, кто выбрал фигурки одного цвета. Группы готовы? Я приготовила карточки с учебными предметами, вам необходимо отложить те, которые, на ваш взгляд, изучались в первых кадетских корпусах. (Презентация, слайд №5, щелчок мыши) |
Группы озвучивает решение, аргументируя выбор |
2 мин |
||
Были ли кадеты физически сильными людьми? А зачем кадетам нужны были физическая сила и выносливость? Какие знания получали кадеты? Почему вы так думаете? Что вы думаете о дисциплине в кадетских классах: она была строгая или нет? Мог ли кадет сказать, что он не хочет изучать какой-либо предмет? Что было бы с кадетом, если он не успевал по определенному предмету или совершил безнравственный поступок? Как известно из истории жизнь кадетов была сложна и насыщена. |
Отвечают на вопросы |
25 мин |
||
Легко ли было поступить в кадетский корпус? Не так-то просто было поступить в кадетские корпуса. Нужно было выдержать экзамены. На поступление в кадетский корпус за казенный счет имели право: |
Отвечают на вопросы |
|||
Суровый режим кадетской жизни, простота обстановки, атмосфера товарищества, сплоченности вырабатывали стойкие и цельные характеры, укореняли в большей части воспитанников чувство чести и долга, прочно связывали их духом дружбы и взаимопомощи. И этот дух сохранялся долгие годы после выпуска из корпуса. Каждый воспитанник вспоминал о кадетском братстве с искренней признательностью и любовью. Много знаменитых людей России окончили кадетские корпуса. (Презентация, слайд №7) Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов; флотоводцы Беллинсгаузен Ушаков, Крузенштерн, Нахимов, Лазарев; поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев; писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль; композиторы Римский-Корсаков, Рахманинов; художник Верещагин; врач Сеченов; основатель российского театра Волков. Здесь фамилии одних лишь военных? А почему кадеты смогли прославить Россию на разных поприщах? |
Отвечают на вопросы |
|||
В 1917 году к власти в России пришли большевики и в 1920 году они закрывают все кадетские корпуса. На тот момент их насчитывалось по стране в общей сложности около пятидесяти. Что происходило в 1943 году на территории нашей страны? Как вы думаете, почему было принято решение об открытии подобных заведений? На ваш взгляд, кого стали принимать в них? У Валентина Катаева есть очень интересная книга «Сын полка». В ней рассказывается о мальчике 12 лет Ване Солнцеве. Кто-то из вас читал книгу? События в книге разворачиваются как раз в период Великой отечественной войны. И год как раз 1943. Давайте посмотрим 2 фрагмента этого фильма, а потом вернемся к вашим ответам на мой вопрос. (Видеофрагмент: Презентация, слайд №8) |
Отвечают на вопросы | |||
В 1943 году кто из родственников Вани Солнцева был жив? Куда же делись родственники Вани? Значит, кем числился Ваня? Где жил Ваня? К кому он попал? Почему капитан Енакиев не разрешил оставить Ваню в отряде? События в книге так развернулись, что Ваня Солнцев остался в отряде. Он успел сходить в разведку и даже участвовал в боях. В одном из таких боев погибают все разведчики из его отряда, в том числе и капитан Енакиев. И Ваню отправляют в тыл, в только что открытое военное кадетское училище. Единственная оговорка: советские власти не захотели оставить в названии военного училища слово «кадетское». Как вы думаете, почему? Кадетов связывали с царским режимом, которого люто ненавидела советская власть. В честь кого же было решено назвать данные заведения? А кто такой Александр Васильевич Суворов? Во время Великой Отечественной войны в 1943-1945 годах в России появились не только первые суворовские, но и нахимовские училища. Почему назвали «нахимовские»? Кто такой Нахимов? Кого готовили нахимовские училища? Нахимовские училища готовили будущих офицеров Морского флота. Как вы думаете, что было на погонах воспитанника суворовского училища и нахимовского училища? (Презентация, слайд №9) Осенью 1943г. были открыты первые 11 училищ, в 1944 г. - еще 6, потом еще и еще. Возвращаемся к вашим ответам. Напомните мне, что вы ответили на мой вопрос о том, кого принимали в суворовские и нахимовские училища? Вы были правы? |
Сиротой В лесу К разведчикам |
|||
(Презентация, слайд №10) Это были дети «воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов». Зачем было решено принимать таких детей в подобные заведения? Примечательно, что среди учителей суворовских и нахимовских училищ были бывшие преподаватели кадетских корпусов, а среди офицеров-воспитателей - воспитанники этих учебных заведений |
Чтобы они не стали беспризорниками |
|||
ГРУППОВАЯ РАБОТА Во всей своей истории на первое место кадеты всегда ставили сохранение чести, ведь недаром девизом одной из школ было: «Жизнь – Родине, честь - никому». Теперь вам опять предстоит групповая работа. Вы все вместе должны придумать заповеди кадетов. Каким должен быть кадет. Самое интересное, что у нас в школе заповеди кадетов уже созданы. Давайте, сравним их с теми, что вы предложили. (Презентация, слайд №11) Сколько позиций совпало? |
Группы озвучивает решение, аргументируя выбор |
7 мин |
||
|
Подведение итогов |
(Презентация, слайд №12) Наш сегодняшний классный час называется «Море начинается с маленькой реки». Как вы думаете, почему я так его назвала? Вернемся к нашему кластеру: из того, что мы предполагали обсудить, что осталась невыполненным? Как думаете, нужно ли в будущем поднять вопросы, которые остались сегодня без внимания? Вот и подошел к концу наш час. |
Ребята озвучивают решение, аргументируя выбор |
2 мин |
6 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Александр Васильевич Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом». Поэтому я вам приготовила погоны, на которых не хватает звездочек. Звездочки разного цвета. На слайде написаны значения цветов. После окончания нашего классного часа. Вы подберите звездочку нужного цвета и поместите на погоны. (Презентация, слайд №13) |
Ребята раскладывают звездочки на погонах |
1 мин |
7 |
Домашнее задание |
А у меня на этом все. Я попрошу вас дома прочитать книгу В.Катаева «Сын полка». На сегодня это все. Спасибо всем за работу! |
|
0,5 мин |
Используемая литература и ресурсы.
- Катаев В.П.Сын полка. Повесть. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1982. - 192с.
- Художественный фильм «Сын полка», 1981 год, режиссер Георгий Кузнецов.
- Кадетство: как это было в России [Электронный ресурс] // Федерация русского боевого искусства - Росс. – Режим доступа: https://frbi-ross.ru
- История российского кадетства. 1701 - 1917 [Электронный ресурс] // Чистый исторический интернет. История России. – Режим доступа: http://histrf.ru/
- История кадетства. [Электронный ресурс] // Филиал Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище). – Режим доступа: http://sevpku.edumil.ru/
- История кадетского движения в России. [Электронный ресурс] // Pandia. – Режим доступа: http://pandia.ru/