Цель: воспитание у детей интереса и любви к родной природе; привлечение внимания к экологическим проблемам.
Задачи:
- Расширять знания детей о природе.
- Учить бережному и доброму отношению к природе.
- Закрепить знания о правилах поведения в природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, плакаты, рисунки о защите природы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, реки, поля, луга, животные, птицы. Это – природа. Наша жизнь неотделима от природы. Она щедра и бескорыстна. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. (Слайд)
Ученица. (Слайд)
Белые ромашки-сестрички,
У ромашек белые реснички.
Пляшут среди летнего луга.
До чего похожи друг на друга!
Мальчик-ветер в дудочку дует,
Он с ромашками польку танцует.
Потанцует, улетит ветер:
Мало ли ромашек на свете!
Ученик. (Слайд)
О чём колокольчик
Звенит на лугу?
Ответить на это
Я вам не могу.
Но думаю так:
Зазвенит он с утра
И слышат цветы –
Просыпаться пора.
Ученик. (Слайд)
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы...
Давай послушаем,
А вдруг
Услышим – я и ты?
Сценка «Разговор цветов». (Слайд)
Ромашка. Доброе утро, дорогой Ландыш!
Ландыш. Доброе утро, если оно доброе. Вчера в лес приходили ребята на экскурсию. А когда увидели меня и моих братьев, накинулись на нас. Даже не знаю, как я жив остался. Остальных нарвали в громадные кучи и унесли.
Ромашка. Вот ужас какой!
Ландыш. А что-то я не слышу Колокольчика...
Колокольчик. Ох, кто же это про меня вспомнил? А, дорогие друзья, здравствуйте!
Ландыш. Приветствуем вас, дорогой Колокольчик!
Ромашка. Какие у вас новости?
Колокольчик. Новости у меня неважные. Вчера на вечернем перезвоне колокольчиков услышал я сигнал тревоги. Мальчики купались в озере, смеялись, радовались, а потом зачем-то нарвали цветы белой кувшинки. Вот кувшинки и плакали.
Ландыш. Жалко их. Эти цветы очень красивы на воде. А когда их сорвешь, красота исчезает, они быстро вянут,
Ромашка. Издавна белую кувшинку называют одолень-трава.
Ученица. (Слайд)
ОДОЛЕНЬ - ТРАВА – в славянских сказках и мифах – трава, обладающая магической силой.
Мать Сыра Земля с живой водой тот цветок породили – оттого есть мощь у него против нечистой силы в водах и в полях, и на земле вообще, оттого равна у него сила на водяницу (водяную нечисть) и на поляницу (полевую).
По народным поверьям, в ее цветках и на листьях живут нимфы вместе с маленькими эльфами. Листья и цветки для этих маленьких эльф служат лодочками.
В древнегреческой легенде рассказывается о том, как прекрасная белая нимфа, безответно влюбилась в Геракла, и от горя превратилась в белую кувшинку.
Цветет кувшинка долго, с конца мая и по август. Цветки белой лилии раскрываются ранним утром, а поздним вечером закрываются.
Если прийти рано утром на озеро, то можно пронаблюдать, как появляются эти цветы из воды. Это незабываемое зрелище!
Кувшинки очень любят солнце, чуть набегут тучи, и они медленно начинают закрываться.
Колокольчик. Что же теперь будем делать?
Ландыш. Я слышал, что есть какая-то Красная книга, которая берет под охрану животных и растения.
Ромашка. Скорее, пойдем к Красной книге. Может, она нас защитит. (Слайд)
Ученик. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как уже исчезли многие виды.
КРАСНАЯ КНИГА
1 чтец
Охраняется Красною книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
2 чтец
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтоб души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
3 чтец
Красная книга, Красная!
Значит природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовет,
Пусть зовет не напрасно
Красная книга, Красная книга!
Б. Дубровин.
1 чтец
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
2 чтец
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
3 чтец
В нас молчало безумное «Стой»!
Вам казалось всё мало, всё мало.
И потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
4 чтец
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Е.Карасев
ЕСЛИ Я СОРВУ ЦВЕТОК (Слайд)
1 чтец
Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок...
Если ВСЕ: и я, и ты –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы...
Т.Собакин
ПЕСНЯ «НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ, НЕ РВИТЕ!» (Ю.Антонов)
Ученик. (Слайд)
Цветы украшают луга и леса…
Но это не только природы краса –
В них пчелы находят целительный дар,
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять…
Завянут букеты…
Погибнут цветы…
И больше не будет такой красоты!
ПРОГУЛКА (Слайд)
1 чтец
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
2 чтец
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
3 чтец
Мы по бережку пошли
И поляночку нашли,
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
4 чтец
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
5 чтец
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, ствол обожгли –
Насорили и ушли!Мы прошли, конечно, мимо…
6 чтец
– Эй, ребята! – крикнул Дима.
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
7 чтец
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились от души!
8 чтец
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули – и ушли!
9 чтец
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
С. Михалков
Учитель. (Слайд)
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ
«Объясните знаки»
ЗАГАДКА
В белом сарафане встала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы. (Береза)
Ученица. (Слайд)
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа.
Вс. Рождественский
Ученик.
БЕРЕЗЫ – символ России. Еще в стародавние времена ее называли деревом четырех дел: мир освещать. Крик утешать, чистоту соблюдать. Больных исцелять.
Наши предки почитали ее за то, что, могла желания исполнять. По обычаю, девушки приносили березе угощение — собственноручно испеченные пироги, садились поддеревом и обращались к нему с заветной просьбой. Свежим березовым соком лечили простуду, в качестве средства от опухолей использовали березовый гриб — чагу.
Листья березы люди собирали во время войн и готовили из них общеукрепляющий витаминный напиток. Ученые уже давно заметили, что люди, живущие вблизи березовых рощ, практически не подвержены простудным заболеваниям.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
- Не зря в народе говорят (Слайд)
- Берёза ума даёт. (Имеются в виду берёзовые розги).
- Берёзового сока на грош, а лесу на рубль изведёшь.
- Берёза не угроза – где стоит, там и шумит.
ПРИРОДА-МАТЬ (Слайд)
1 чтец
Три клада у Природы есть: вода,
земля и воздух –
три её основы.
Какая бы ни грянула беда:
целы они - всё возродится снова.
2 чтец
Но если... Впрочем, в наш жестокий век
понятно всем, что это «если» значит.
О человек! Природа-мать ни рек
и ни морей
от глаз твоих не прячет,
ни росных трав, ни голубых небес...
3 чтец
Цени её доверие, Природы.
Не обмани его!
И в тёмный лес
входи, как в храм под мраморные своды.
Ученик.
Ты - Человек. Ты - царь Природы. Так,
поскольку всё в ней сущее подвластно
тебе... Живи, сверяя каждый шаг
с Природою - и будет всё прекрасно!
И царские замашки не лелей
в душе, и не давай себе свободы...
Ты - царь Природы, так.
Но знай: трудней
почувствовать себя венцом Природы!
Ученица.
Взглянув на то, что смято, сметено
в очередном разбое или раже,
не утешай себя, что всё равно
Природа никому о том не скажет.
Она не скажет, да... Но не простит!
И час настанет: лично ли, заочно –
она тебе жестоко отомстит!
А не тебе - так сыну. Это точно.
С. Викулов
ТЫ БЕРЕГИ НАС (Слайд)
1 чтец
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
2 чтец
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
3 чтец
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек.
В тебя мы верим – не солги,
«Ты береги нас, береги!»
4 чтец
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу».
Е. Шкловский
Ученица. (Слайд)
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
М. Дудин
Учитель. Давайте будем внимательны и бережливы к зеленому миру, и природа воздаст нам сторицей.
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
И все это сделаем от чистого сердца во имя нашей Родины.
СПИВОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей»
- Л.И. Грехова «В союзе с природой» Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми.
- Л.И. Гайдина, О.Е.Жиренко, В.А. Яровенко «Патриотическое воспитание: сценарии мероприятий»
- http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/bereza.html
- http://www.treeland.ru/
- http://www.intstudy.ru/
- http://xn-----6kcabnbrcq1bl3ao2bcl9ph9c.xn--p1ai/article/24711/
- http://www.liveinternet.ru
- http://ruspoeti.ru/aut/vikulov/16077/