Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника.
Задачи:
- способствовать умению применять речевые навыки в игровой предметной среде; творчески относиться к речевой деятельности;
- развивать фонематический слух, восприятие;
- совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза;
- развивать память, внимание, мышление;
- формировать положительное отношение к школьному обучению у дошкольников;
- воспитывать интерес к родной культуре, народным традициям;
- воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, умение выслушивать до конца ответы других детей.
Оборудование: мультимедийная презентация “Как учили в старину”; магнитные доски; картонки, покрытые пластилином, деревянные палочки; предметные картинки для определения первого звука; игрушки и карточки со словами для слогового анализа, обручи.
***
Ведущий приветствует участников праздника. Отмечает, что сегодня в гости к дошколятам пришли первоклассники со своим учителем.
- А собрались мы не случайно. Сегодня мы отмечаем День Наума Грамотника. Такой праздник на Руси отмечался 14 декабря. С этого дня детей начинали учить грамоте. Наши предки издавна придавали большое значение обучению грамоте. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про это сложили: “Батюшка Наум, наведи меня на ум”, “Пророк Наум – наставит на ум”. Грамотных людей на Руси было мало, поэтому их почитали, ценили.
Презентация “Как учили в старину” (Приложение 1)
Слайд 1
Давайте посмотрим, какой была школа в давние времена.
Слайд 2-3-4
Первые школы стали открываться на Руси ещё в 10-м веке по указу князя Владимира.
Это школа, какой она была более ста лет назад.
Внимательно рассмотрите убранство классной комнаты.
Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, о начале занятий извещал школьный колокол. Ученье длилось с утра до вечера. В тех школах не было ни переменок, ни директора. А только один лишь учитель. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка. Входя в школу, все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: "Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй".
Ведущий:
- Как вы понимаете это выражение? Высказывания детей.
Первый урок – азбука.
После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. В полдень делали перерыв на обед. Ели то, что из дома принесут, что мама дала. Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.
Слайд 5
Первые школы создавались только для мальчиков. Девочек стали принимать в школу только 100 лет назад.
Слайд 6
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была.
"Аз, буки, веди, глаголь, добро", – хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы. Целый год учили детишки буквы, и только на второй начинали их складывать в слова.
Слайд 7-8
Сначала не было бумаги. И дети писали на бересте (это кора берёзы), выцарапывали буквы острой палочкой. Также использовались деревянные дощечки, покрытые воском. Для письма использовали заострённые палочки. Они назывались писало.
Слайд 9
А когда появилась бумага, стали писать гусиными перьями.
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла.
Слайд 10
Этот нож не без причины
Назывался “перочинным”,
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Слайд 11
Позже стали делать металлические перья, которые служили ученикам долго.
Ведущий: Вот и мы сегодня посмотрим, знаете ли вы буквы, хорошо ли разгадываете загадки, умеете ли читать, грамотно ли вы говорите. Отгадайте первую загадку:
Чёрные птички
На каждой страничке.
Молчат, ожидают.
Кто их отгадает.
(Буквы)
Надо буквы знать, чтобы книги читать. Коли человек грамотный, он из книг такого ума наберется, что только сердце радуется. Ведь в книгах про все на свете написано – и какие есть страны, и какие люди в них живут, и какие цветы растут, и какие звери водятся. Ребята, а вы буквы знаете?
Конкурс “Зачеркни лишнюю букву”
На магнитные доски прикрепляются полосы бумаги с рядами букв. Первоклассники и дошкольники в цепочках букв находят лишнюю.
Ю Ю Ю Ю Н Ю
Я Я Я Р Я Я
Н Н Ю Н Н Н
Р Р В Р Р Р
Г П П П П П
Ж Ж Ж Ж Ж К
Игра “Посели в свой домик”.
Ведущий напоминает, что звуки и буквы русского языка делятся на гласные и согласные. На магнитных досках прикрепляются красный и синий домики. На ковре лежат картинки с изображениями разных предметов. Участникам двух команд предлагается определить первый звук в слове и прикрепить картинку на мольберт с красным или синим домиком.
Игра “Напиши букву или слово”.
Ведущий: В старорусской школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Точнее выцарапывали. Сегодня вы узнаете, легко ли было писать. Напишите любое слово, свою любимую букву.
Детям раздаются дощечки (картонки), покрытые пластилином и деревянные палочки.
Игра “Море волнуется раз...”
Участники встают врассыпную по залу. Ведущий начинает игру: “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, - любая буква на месте замри!”. Дети изображают букву русского алфавита, ведущий угадывает.
Ведущий: Буквы приходят друг к другу в гости, и так получаются слова. Слова бывают разные, дети знают много слов и умеют с ними играть.
Ребёнок 1:
Какие бывают слова
Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово зелёное – ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово весёлое – смех.
М.Пляцковский.
Ведущий: А ещё слова бывают длинные и короткие. Только как их измерить, - линейкой что ли?
Ребёнок 2:
Измерить длиннющее слово –
Да это же проще простого!
Сколько частей в нем надо узнать?
Хлопать в ладоши пора начинать.
Игра “Расставь игрушки (разложи карточки) по количеству слогов.
Участники раскладывают игрушки (дошкольники) и карточки со словами (школьники) в обручи по количеству слогов (1, 2 и 3).
Ведущий: Дети всегда любили разгадывать загадки. Загадки были известны в Древней Руси ещё много столетий назад. В сказках Василиса Премудрая любила испытывать добрых молодцев загадками. На древнерусском языке “гадать” значит “думать”, “размышлять”. Загадки бывают разные. Сначала попробуйте найти ответы, подобрав рифму.
Он живёт среди болот,
У него большой живот
И огромный страшный рот!
Это толстый ... (бегемот).И красива, и пушиста,
Хвост и лапки моет чисто,
Меж деревьев словно стрелка
Пролетает смело ... (белка).Он свой род обороняет
И цыпляток охраняет.
Курам муж он и пастух,
А зовут его ...(петух).
А теперь усложним задание. Ориентироваться надо не на рифму, а на смысл.
Сено хоботом берёт
Толстокожий ... (слон).Как в автобусный салон,
Прыгнул к маме в сумку ...(кенгуру).На заборе поутру
кукарекал...(петух).Над лесом солнца луч потух,
Крадётся царь зверей ...(лев).Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый ...(медведь).
Ведущий: Сегодня вы показали свои знания, и, хотя вы ещё только в начале школьного пути, но уже добились успехов. Чтобы больше знать, ещё многому нужно учиться. Всегда помните
Будем грамоте учиться!
Всегда в жизни пригодится.
Много добрых светлых дум
Дарит Грамотник Наум!
Дети обмениваются сувенирами, которые приготовили своими руками.