Урок "Путешествие в мир органических кислот"

Разделы: Химия


Опыт использования модульной технологии показывает, что каждый ученик может выбирать свой темп изучения материала, достигать результата на доступном ему уровне, работать в ситуации успеха, осваивать и совершенствовать не только общеучебные, но и специальные умения, что свидетельствует о формировании универсальных учебных действий. Обучающиеся самостоятельно умеют работать с разными источниками информации, составлять схемы, конспекты, рисунки, записывать уравнения химических реакций, решать расчетные и экспериментальные задачи, находить правильные пути выхода из сложных ситуаций, что ведет к совместной продуктивной деятельности педагога – ученика. В ходе модульных уроков неоднократно убеждаюсь, что обучающиеся могут вести конструктивный обмен мнениями, понимать, логически рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы не только индивидуально, но и в коллективе, что говорит о формировании социальной и коммуникативной компетентностях.

В качестве примера предлагаю разработку модульного урока в 9-м классе по теме «Путешествие в мир органических кислот» (Химия. 9 класс: учебник для ОУ / О.С. Габриелян. – 14 изд. испр. – М.: Дрофа, 2008. -270, [2] с.: ил.)

  • УЭ – Учебный элемент
  • УЭ0 – Интегрирующая цель
  • УЭ1 – Входной контроль: проверка знаний, умений, подготовка к восприятию нового материала
  • УЭ2 – Понятие о предельных одноосновных кислотах
  • УЭ3 – Химические свойства предельных одноосновных кислот на примере уксусной кислоты
  • УЭ4 – Органические кислоты – родственники уксусной кислоты. Состав, применение
  • УЭ5 – Выходной контроль
  • УЭ6 – Рефлексия

Ход урока

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Указания к выполнению работы

УЭ0

Интегрирующая цель:

  1. Продолжить знакомство с органическими веществами на примере предельных карбоновых кислот.
  2. Продолжить формирование представления о генетической связи «… алканаль → алкановая кислота».
  3. Проявить себя на высоком уровне творческой деятельности: выполнение исследовательской работы, тестов, решения задач по массовым долям элементов.
  4. Способствовать формированию научного мировоззрения; воспитывать культуру труда, инициативность, уверенность в своих силах, самостоятельность.

Условия работы:

  1. стремление к цели;
  2. относительно мягкий контроль;
  3. успех рождает доверие.

На доске:

Тема: «Путешествие в мир органических кислот».

Дома: §36 с. 217–219, упр. 1 с. 220.

Время работы – 1 минута

УЭ1

Цель: проверить усвоение знаний о ранее изученных органических веществах.

Задание 1 (для всех)

  1. Какие вещества называют органическими?
  2. С какими классами органических соединений вы уже знакомы?
  3. Игра «Третий лишний»

а)

CH4

C2H5OH

C3H8

б)

C3H6

C2H4

CH3COH

в)

C7H8

CH4

C6H6

  1. Игра «Крестики – нолики»

    а) Выигрышный путь – спирты

    СH4

    C5H10

    C2H4

    СH3ОН

    C2H5ОН

    C3H7ОН

    C2H6

    C5H12

    C7H8

    б) Выигрышный путь – альдегиды

    НСОН

    C2H2

    C2H2

    СH3СОН

    СH3ОН

    C3H7ОН

    СH3СH2СОН

    C5H12

    C2H5ОН

     Выберите правильные утверждения, характерные для альдегидов:

    • название «муравьиный альдегид», «уксусный альдегид» – это тривиальные названия;
    • валентность углерода в любом альдегиде равна II;
    • у муравьиного альдегида с альдегидной группой связан атом водорода;
    • качественная реакция на альдегиды – это реакция «серебряного зеркала»;
    • альдегиды не горят;
    • альдегиды не могут вступать в реакцию гидрирования.

Задание 2 (по вариантам)

I вариант

II вариант

1. Какой альдегид называют:

муравьиным уксусным

а) СH3ОН

б) НСОН

в) СH3СОН

г) C2H5ОН

2. Какие уравнения составлены

неверно верно

а) СH3СОН + H2 → C2H5ОН

б) C3H8ОН + H2О → C3H11O2

в) C2H5ОН + Ag2O →(t) C2H4O + 2Ag ↓ + H2O

г) C2H4O + Ag2O →(t) CH3COOH + 2Ag↓

3. Напишите уравнения получения уксусного альдегида
из этилового спирта из ацетилена

 

Фронтальная работа в классе

Время работы – 5 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время работы – 4 минуты

Контроль:

сверить ответы (см. слайд)

«5» – нет ошибок;

«4» – одна ошибка.

УЭ2

Цель: дать понятие о предельных одноосновных карбоновых кислот.

Внимательно выслушать объяснение учителя

Время работы – 4 минуты

Рассказ учителя (презентация): составление краткого конспекта

УЭ3

Цель: исследовать вопрос, могут ли органические кислоты обладать похожими свойствами с неорганическими; продолжить формирование умений проводить опыты, наблюдать, анализировать, выделять главное, делать выводы.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, растворы уксусной кислоты, гидроксида натрия, фенолфталеина; метилоранжа; цинк (пробирка № 1), оксид кальция (пробирка № 2), карбонат натрия (пробирка № 3); пластина с гнездами.

Инструктаж по технике безопасности

Объект исследования – уксусная кислота.

Опыт 1. Определите природу раствора с помощью индикатора: в гнездо пластины внесите 2 капли уксусной кислоты и одну каплю метилоранжа. Какую окраску имеет раствор? Напишите уравнение диссоциации.

Опыт 2. В пробирку № 1, где находится гранула цинка, налейте 1-2мл (10 капель) уксусной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнение по схеме:

Металл + Уксусная кислота → Соль + Водород.

Опыт 3. В пробирку № 2, где находится оксид кальция – порошок белого цвета, налейте 1-2 мл уксусной кислоты. Что наблюдаете? Произошло ли растворение оксида кальция? Если растворение произошло не до конца, добавьте еще 1 мл уксусной кислоты. Напишите уравнение по схеме:

Оксид металла + Уксусная кислота → Соль + Вода.

Опыт 4. В гнездо пластины внесите 2 капли гидроксида натрия, одну каплю фенолфталеина. Какая окраска раствора? Добавьте две капли уксусной кислоты. Произошло ли обесцвечивание? Объясните, почему окраска исчезла.

Напишите уравнение по схеме: Основание + Уксусная кислота → Соль + Вода.

Опыт 5. В пробирку № 3, где находится небольшое количество карбоната натрия, налейте 1-2 мл уксусной кислоты. Что увидели? Напишите уравнение реакции по схеме:

Соль + Уксусная кислота → Новая соль + Новая кислота.

Сделайте вывод: похожи ли свойства органических кислот на свойства их неорганических родственников.

Время работы – 15 минут

Работа в ППС

При выполнении лабораторных опытов воспользуйтесь таблицей «Растворимость оснований, солей в воде».

ПОМНИТЕ:

соли уксусной кислоты называют ацетаты.

ПОМНИТЕ:

угольная кислота – слабый электролит:

Уборка рабочего места:

аккуратно поставьте пластину, штатив с пробирками около лотка, проверьте все ли реактивы стоят на месте.

УЭ4

Цель: познакомить с органическими кислотами – родственниками уксусной кислоты.

Задание: на основе предложенных массовых долей химических элементов, относительной плотности определить формулы карбоновых кислот.

  1. Органическое вещество содержит 26,1% углерода, 4,3% водорода, 69,6% кислорода. Относительная плотность по водороду равна 23.
  2. Органическое вещество содержит 26,7% углерода, 2,2% водорода, 71,1% кислорода. Относительная плотность по воздуху равна 3,1.
  3. Органическое вещество содержит 35,8% углерода, 4,5% водорода, 59,7% кислорода. Относительная плотность по водороду равна 67.
  4. Органическое вещество содержит 37,5% углерода, 4,2% водорода, 58,3% кислорода. Относительная плотность по азоту равна 6,86.
  5. Органическое вещество содержит 40% углерода, 6,7% водорода, 53,3% кислорода. Относительная плотность по кислороду равна 2,8125.
  6. Органическое вещество содержит 40,7% углерода, 5,1% водорода, 54,2% кислорода. Относительная плотность по водороду 59.

Сделайте вывод: можно ли назвать данные родственниками уксусной кислоты.

Работа в группах 3 минуты.

Решение задач с последующей проверкой.

Сообщения учащихся о кислотах.

УЭ5

Цель: проверить усвоение знаний о карбоновых кислотах.

Задание 1 (для всех)

  1. Общая формула предельных карбоновых кислот
    а) CnH2nO
    б) СnH2nO2
    в) CnH2n+2O

  2. Функциональная группа карбоновых кислот – это
    а) альдегидная
    б) спиртовая
    в) карбоксильная

  3. Карбоновые кислоты являются:
    а) сильные электролиты
    б) слабые электролиты

  4. Какая кислота применяется в медицине:
    а) молочная кислота
    б) хлорная кислота
    в) янтарная кислота
    г) щавелевая кислота

  5. Какая кислота применяется в пищевой промышленности:
    а) щавелевая кислота
    б) лимонная кислота
    в) муравьиная кислота
    г) масляная кислота

Задание 2 (для всех)

С какими из перечисленных веществ реагирует муравьиная кислота: магний, медь, оксид меди (II), сульфид натрия. Напишите уравнения возможных реакций.

Задание 3 (для всех)

По предложенной схеме напишите уравнения химических реакций:

метан → ацетилен → этаналь → уксусная кислота → ацетат калия

 

Время работы – 7 минут

 

Индивидуальная работа каждого ученика

 

Постарайтесь выполнить по возможности все задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль: проверяет и оценивает учитель

 УЭ6

– Доволен ли ты собой?

– В чем польза этого урока для тебя?