Психологические аспекты взаимодействия семьи и школы в современных условиях обучения и воспитания

Разделы: Школьная психологическая служба


Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового поколения.

Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый, единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря: педагогическому такту и этике взаимоотношений; педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры; педагогическому просвещению родителей; умению видеть сложные взаимоотношения в семье; единству требований школы и семьи.

Основная задача школы в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, психологическую, воспитательную деятельность семьи, выявить пути, формы и способы расширения и углубления взаимосвязей школы, семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимодействие семьи и школы сегодня предполагается должно быть направлено на формирование духовных ценностей, и способствовать становлению личности; формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

И, тем не менее, надо отметить, что основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка играет Семья и занимает центральное место в воспитании каждого ребенка. Но, всё чаще можно слышать упрёки в адрес школы, что нужно искать новые формы работы с детьми и родителями учащихся. Но вернуть в школу утраченные ценности без семьи, невозможно, как утверждают исследователи.

Задачи на сегодняшний день: единение семьи и школы; тесное сотрудничество “триады”: учителя - дети – родители; определение возможностей и условий дальнейшей интеграции усилий семьи и школы в воспитании учащихся.

Интеграция усилий семьи и школы – это важнейшее условие формирования единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, его счастье и успех.

Необходим переход от эпизодически стихийного взаимодействия школы и семьи по проблемам обучения и воспитания детей, педагогического просвещения родителей, к постоянному, на основе конкретных программ совместной деятельности, с учетом специфики школы, контингента детей и родителей.

Можно назвать три основных составляющих взаимодействия семьи и школы:

1. Информирование родителей.

2. Педагогическое корректирование складывающихся отношений между детьми и взрослыми.

3. Практическое взаимодействие.

Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребенка.

Чтобы эту задачу реализовать, надо постоянно держать в поле зрения особенности современной семьи.

Причин, мешающих хорошему взаимоотношению детей и родителей, очень много. И на сегодня, к сожалению, можно с уверенностью говорить о том, что во многих семьях обстановка неблагополучная, независимо от их материального положения.

На формирование личности ребенка сильное влияние оказывает весь образ жизни. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка.

К сожалению, взаимоотношения школы и семьи, учителей и родителей не всегда бывают хорошими, а их действия не всегда согласованны. Одной из причин конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей, и школа должна стать главным помощником, поставив перед собой задачу просвещения родителей.

Разнообразная работа школы с семьей учащегося требует от педагогов определенных навыков и умений:

  • хорошо видеть перспективу развития каждого учащегося и помочь семье наметить пути ее осуществления;
  • установить добрые взаимоотношения с семьей учащегося, уметь поддерживать деловые контакты с родителями с учетом их возраста и индивидуальных различий;
  • с учетом конкретных условий жизни каждой семьи, помочь родителям выбрать правильные пути и средства для достижения поставленной цели.

Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

Формы работы с родителями традиционные: Индивидуальные консультации педагога. Посещения на дому. Общешкольные конференции. Родительские собрания. Беседы и консультации. Внеклассные мероприятия, электронная переписка.

К нетрадиционным формам взаимодействия относятся: Родительские тренинги, психологические разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские вечера, родительские чтения, родительские ринги. В литературе по воспитательной работе предлагается несколько новых форм взаимодействия с семьей. Это: деловые игры, ток – шоу, театр – экспромт, аукцион, Письмо родителям, памятки.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.

Школа обязана содействовать развитию семьи. Но, работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

Казалось бы, эти заинтересованные стороны должны сделать всё возможное, чтобы быстро и эффективно найти совместное решение в проблемной ситуации, но практика показывает, что в реальности чаще встречаются непонимание и конфликты.

Как преодолеть проблемы в общении учителя с родителем, как и о чём говорить, чтобы быть услышанными, как не допустить конфликтную ситуацию, и что делать, если конфликт произошёл, - словом, как сделать общение эффективным, а значит, реально помочь ребёнку.

У учителей и родителей отношение к одному и тому же ребёнку, видение ситуации, связанной с какой-то проблемой, разное. В этом нет ничего особенного, за исключением одного важного момента: неумение или нежелание взрослых прийти к общему решению может заставить ребёнка страдать, а учителя и родителя сделать не помощниками ребёнку, а противниками друг другу. Обида, а порой, и взаимная ненависть взрослых сказываются не только на их собственном настроении, но и, в конечном счёте, на отношении ребёнка к школе. И здесь очень правильно, вернее, эффективно выстроить взаимодействие и добиться взаимопонимания.

Любую задачу можно решить разными путями, и, в конечном итоге, найти свой путь, а, возможно, найти свой алгоритм решения задачи и при этом, не потерять уважение к себе и сохранить уважение к другому.

Уверена, что любой педагог это знает, но.... Ошибки повторяются.

Что делать?

Взаимодействие родителей с учителем и учителя с родителем – задачка со многими неизвестными. Но они (учителя и родители) обречены на взаимодействие. Но всё чаще взаимодействие не складывается. На вопрос “Почему?” ответить и просто и сложно.

Я только хочу напомнить вам правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся:

Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время.

Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать, это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.

Не спешите с выводами. Обдумывайте всё то, что вы услышали от родителей.

То о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учителей, учащихся.

Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

Если педагог в какой-то проблеме или ситуации не компетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить обратиться за консультацией к специалистам.

Безусловно, любые отношения, любое взаимодействие людей, даже родных, "выстраивается". Есть ещё и общие принципы, но это не правила. Правила, как вы знаете, подразумевают и предписывают определённый (только такой) вариант поведения, принципы дают общее направление, возможные варианты, основу, на которой строится эффективное взаимодействие.

Предлагаю вам 10 принципов эффективного общения, которые помогут выстраивать взаимодействие учителя с родителями и родителей с учителями:

  • Уметь настроиться на эффективное общение.
  • Уметь говорить.
  • Уметь слушать и слышать.
  • Уметь спрашивать, задавать вопросы и отвечать на них.
  • Уметь понимать, анализировать и контролировать свои невербальные коды общения.
  • Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения.
  • Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые.
  • Уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить "нет".
  • Уметь признавать свои ошибки и извиняться.
  • Уметь показывать своё расположение и благодарить.

Конечно, в каждом отдельном случае могут быть свои вариации, связанные и с личностными особенностями педагога и со спецификой предмета, но основные условия эффективного взаимодействия родителей с педагогом одинаковы.

Перечислим их ещё раз:

  • Предварительная договорённость о встрече.
  • Позитивная установка.
  • Чёткое формулирование позиции, мнения.
  • Выбор наиболее значимых аргументов (при необходимости аргументация специалистов.
  • Использование позитивной тактике общения при беседе, убеждения (спокойный, доброжелательный тон).
  • Визуальный контакт.
  • Располагающие (позитивные) невербальные сигналы (мимика, жесты, поза).
  • Повторение главной мысли и аргументов: внимательное выслушивание противоположной позиции.
  • Исключение обвинений, указаний на ошибки, некомпетентность и т.д.
  • Предложения совместного решения проблемы.
  • Благодарность за внимание и понимание.

Вы можете использовать основные принципы эффективного общения, варьируя их сочетание, форму, тактику.