Часто после изучения какого-либо раздела математики и перейдя к изучению нового, ранее пройденный материал немного забывается. Необходимо систематизировать пройденный материал и показать взаимосвязь между темами. Такая же проблема и при изучении других предметов. А еще некоторые события в школе только упоминают, но не изучают подробно. Поэтому можно объединить решение задач по математике и исторические события, историю праздников.
Существуют разработки уроков, внеклассных мероприятий, в которых используется решение задач с историческим содержанием.
Но нет компоновки по конкретному событию.
Нет и таких сборников по серии тематических подборок.
В результате работы достаточно подробно изучены события и праздники:
- День Знаний;
- День Учителя;
- День народного единства;
- День Матери.
Начат сбор материала по праздникам:
- День казначейства;
- День энергетика;
- День банковского работника;
- Новый год;
- 23 февраля.
Ко всем событиям оставлены вопросы и задачи. Мы старались составлять задачи так, чтобы вместе с повторением исторического материала можно было повторить изученный материал по математике.
Подборка задач размещена в Приложении 1.
Когда материала было собрано достаточно, мы подготовили игры для 6 и 7 классов. Игры решили проводить во время Недели Математики (с 13 по 18 марта).
Игры прошли оживленно, все ученики с удовольствием решали задачи, рассказывали об исторических сражениях. В результате повторили и математику, и историю.
Игра № 1: (6 класс).
Игра посвящена 23 февраля и некоторым историческим битвам: Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Бородинское сражение, Оборона Севастополя.
Ученики в классе делятся на три команды. Всем командам предлагается решить пример, который укажет на историческую дату. Первая команда, которая решит пример, получает очко и временно выходит из игры. У команды есть возможность заработать дополнительные баллы, составив новую задачу по данному историческому событию. Эту задачу можно составлять в течение всей игры, когда у команды есть свободное время. Две оставшиеся команды, на основании полученного ответа должны сказать какое историческое событие произошло в указанную дату и дать его краткое описание. Команда, ответившая на исторический вопрос, также получает очко. Потом все команды должны решить задачу из игрового раздела. Команда, первая правильно решившая задачу, получает 3 очка. А если задача не решена ни одной командой, ведущий дает подсказку через установленное время. Число очков, которое получит решившая задачу команда, уменьшается на 1 балл с каждой подсказкой. Всего предусмотрено 2 подсказки. Если задача не решена и после 2 подсказки, то через установленное время ведущие показывают решение, идет обсуждение по готовому решению.
К итоговому результату в конце игры прибавляем баллы за новые придуманные задачи. Выигрывает команда, набравшая большее число баллов.
Если от урока остается время, то решаем новые задачи, составленные командами. Если таких задач нет, то в оставшееся от урока время команды составляют свои задачи. Их можно будет использовать на других уроках.
Игра № 2: (7 класс)
В игре используем задания, составленные для праздников: День знаний, День учителя; День народного единства; День матери.
Класс делим на 4 команды, предусматривая, чтобы в каждой команде был ученик-консультант, который достаточно хорошо умеет решать задачи.
1тур – примеры на вычисление. За правильное решение – 1 балл.
Команды, решившие примеры правильно, по очереди (кто первый решил – выбирает первый) выбирают задачу на узнавание праздника. (обычно, это – кроссворд).
2 тур – решение кроссворда, узнавание праздника. За правильное решение – 2 балла.
3 тур – команда получает набор задач (3-6 задач), решает их и узнает исторические факты о празднике. Каждая команда сама решает, как лучше поступить: разбирать задачи всем вместе или распределить задания между членами команды, а потом поделиться результатами. За каждую правильно решенную задачу – 3 балла.
4 тур – команды рассказывают всему классу исторические факты, которые узнали при решении задач. За выступление от 1 до 3 баллов.
Побеждает та команда, которая не только первая решила правильно свои задачи, но и смогла интересно и полно рассказать о празднике. Можно добавлять в рассказ знание фактов, не полученных из решения задач.
На данном этапе мы продолжаем изучать исторические события и праздники.
До конца года планируем завершить составление задач по темам: День казначейства; День энергетика, День банковского работника, Новый год, 23 февраля, 8 Марта, День космонавтики.
В созданный нами сборник задач “Праздничная математика” включен материал, подготовленный в этом учебном году, и задачи с прошлогоднего праздника “Масленичные задачи”. Эти задачи можно использовать не только на игровых уроках, но и на любом уроке изучения нового материала или повторения ранее изученного. Таким образом, наша работа полезна и учителям, и ученикам.
В следующем учебном году будем продолжать наполнения банка математических задач по праздничной тематике уже для 5-8 классов.
Задачи будем составлять и по указанным праздникам, и по новым праздникам и событиям.
Литература
- УМК под ред. С.А. Козловой и А.Г. Рубина “Математика - 6”,
- УМК под ред. С.А. Козловой и А.Г. Рубина “Алгебра -7”,
- Учебник “Геометрия 7-9” под. ред. А.Г. Атанасяна,
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%
D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8 - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%
D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9 - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%
D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%
D0%B3%D0%BE_%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%81%
D1%82%D0%B2%D0%B0 - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%
D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F - https://ru.wikipedia.org/wiki/23_%D1%84%D0%B5%D0%B2%D1%
80%D0%B0%D0%BB%D1%8F - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B4%D0%BE%
D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%
BE%D0%B8%D1%89%D0%B5 - http://go.mail.ru/search?fr=ffxtn1.0.8&gp=811010&q=%D0%9A%
D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%
81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0- - Советская военная энциклопедия под редакцией Гречко А.А.