Соединительные О–Е в сложных словах

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. восстановить в памяти учащихся сведения об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е;
  2. способствовать усвоению орфограммы № 3;
  3. формировать личность ребёнка, реализуя принципы индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении;
  4. развивать любознательность, сообразительность, внимательность, орфографическую зоркость;
  5. воспитывать трудолюбие, ответственность, честность;
  6. следить за утомляемостью в классе.

Ход урока

Деятельность учителя, материалы

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1. Организационный момент

Доброе утро. Давайте поприветствуем друг друга, зарядим друг друга теплом объятий.

Дети обнимают соседа по парте и рассаживаются по местам.

Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации

2. Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы будем не просто учитель и учащиеся, а мы с вами станем создателями.

А вот чего, вы должны догадаться.

Для этого вам нужно прочитать стихотворение Измайлова «Как растут слова», пронумерованные части которого лежат у вас на столах. (Приложение 1)

– Ответьте на вопрос, кого вы и что вы встретили и увидели в словесном саду.

Дети называют, учитель на доске прикрепляет названные слова (слово-корень, плоды, посадки, садовод, садовник)

– Из этих слов, назовите то, которое состоит из двух корней;

– Что соединяет эти два корня?

Читают по порядку:

Как-то много лет назад
Посадили странный сад
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.

Дети называют слова.

– Слово «садовод»

– буква О

Познавательные УУД: находят нужный ответ на поставленный вопрос, поиск и выделение нужной информации

3. Формулирование темы и целей урока

– Можете ли вы еще назвать подобные слова?

(при необходимости учитель приводит примеры с соединительной буквой Е)

– Какая еще буква объединяет корни в сложных словах?

– Как можно назвать буквы, которая объединяют два корня в этих словах?

– Можете ли вы ответить, когда следует писать Е, а когда О?

– Сформулируйте тему урока

Садоводы в результаты своей работы получают качественный урожай. Мы тоже к концу урока должны вырастить плоды нашей деятельности.

На столах у вас лежат овощи и фрукты. Вы должны сформулировать цели урока и написать на них.

Приводят примеры.

 

– Буква Е

– Соединительная

Делают предположения.

Дети формулируют тему

«Соединительные буквы»

Записывают предполагаемые цели урока. По желанию зачитывают.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно ставят цель;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической речью с нормами русского языка

4. Изучение нового материала

Чтобы достичь поставленных целей, необходимо понимать тему урока и правильно писать такие слова.

Какое правило нужно соблюдать при выборе соединительной буква, вам сейчас и предстоит выяснить.

Задает вопросы учащимся:

– из скольких корней могут состоять сложные слова?

– как образуются сложные слова?

– как вы будете определять, какую гласную нужно писать в сложных словах О, или Е?

 

 

Дети читаю параграф 41

Отвечают на вопросы учителя

(из 2, реже из 3)

(из исходных слов; из целых слов; при помощи соединительных гласных, без соединительных гласных)

(после твердых – О; после мягких – Е)

Личностные УУД: понимание и осмысление материала на основе прочитанного параграфа

5. Закрепление

Самостоятельная работа: (Приложение 2)

Карточки с заданиями

  1. Образуйте сложные слова:
    Тушит огонь – огнетушитель;
    падают листья – листопад;
    Варит кофе – кофеварка;
    Черная земля – чернозем;
    Разные цвета – разноцветный.

  2. Подберите антонимы:
    Враждебное отношение – дружелюбное;
    Ленивый человек – трудолюбивый:
    Серьезный юноша – легкомысленный юноша,

Физ. пауза:

  1. Отгадайте загадки:
    Он с хоботом резиновым.
    С желудком парусиновым,
    А гудит мотор –
    Глотает пыль и сор. (пылесос)
    На что ни глянет этот глаз,
    Всё на картинки передаст. (фотоаппарат)
    Каждый день выходит утром
    В повседневный свой поход.
    Знать все правила обязан
    Настоящий… (пешеход)

  2. Работа в парах (задания на доске, проверка с другой стороны):
    Составьте слова:

    Рыбо

     

    люб

    Сено

     

    кол

    Мясо

     

    лов

    Книго

     

    косилка

    Дрово

     

    ход

    Звездо

     

    рубка

    Ледо

     

    сек

    Паро

     

    пад

    (рыболов, сенокосилка, мясорубка, книголюб, дровосек, звездопад, ледоход, пароход)

  3. Распределительный диктант: распределить слова в 2 столбика, сложные слова в один, все остальные в другой:
    Пастух, свинопас, домохозяйка, лежебока, камнепад, носорог, землеройка, пулемет, подбородок, мышеловка, водолаз.

  4. Используя данные слова, составьте и запишите предложение, сделайте его синтаксический разбор

За каждое верно выполненное задание рисуют на полях фрукт или овощ

Самостоятельная работа учащихся

(взаимопроверка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах, проверка на доске.

 

 

 

 

 

 

 

Под диктовку учащиеся записывают слова, распределяя по столбикам.

 

По желанию зачитывают, озвучивают разбор.

Познавательные УУД: развитие самостоятельной работы; смотрят на результат своей работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: осознание того, что усвоено, а где еще есть проблемы

Коммуникативные УУД: умение работать в парах, развитие диалогической речи

Личностные УУД: зрительная память, мышление, внимание

6. Итоги урока, рефлексия

– Посчитайте количество собранных вами овощей и фруктов в тетради и поставьте себе оценку за урок

  • 5-6 шт – оценка 5
  • 4 шт – оценка 4
  • 3 шт – оценка 3

– Теперь соберем наш общий урожай в корзину. Проверим, какие цели, поставленные в начале урока, мы достигли.

– У нас получился большой качественный урожай. Мы очень продуктивно сегодня потрудились. Всем спасибо за работу.

Осуществляют самооценки деятельности, соотносят цель и результат

Личностные УУД: развитие самооценки