Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. (Полат Е.С.)
Основоположники метода проектов
- Джон Дьюи (англ. John Dewey; 20 октября 1859, Бёрлингтон, штат Вермонт — 1 июня 1952, Нью-Йорк) — американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам.
- Станислав Теофимлович Шамцкий (1 июня 1878, село Воронино, Смоленская область — 30 октября 1934, Москва) — русский и советский педагог.
- Уильям Херд Килпатрик (англ. William Heard Kilpatrick; 20 ноября 1871 — 13 февраля 1965) — американский педагог, основоположник метода проектов.
- Надежда Константиновна Крупская (Ульянова) (14 (26) февраля 1869, Санкт-Петербург, Российская империя — 27 февраля 1939, Москва, СССР) — российский революционер, советский партийный, общественный и культурный деятель. Жена основателя СССР — В. И. Ленина.
- Евгения Семёновна Полат (12 февраля 1937, Ленинград — 28 мая 2007, Москва) — доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО. Автор исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию Интернет-технологий и ресурсов в системе образования.
Словарь иностранных слов
Проект (лат. projectus – “брошенный вперед”):
1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.;
2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.;
3) план, замысел.
Проектировать:
1) составлять проект;
2) предполагать сделать что-либо, намечать план.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результатов проекта.
Типы учебных проектов
Информационный проект: сбор, оформление и представление информации, развитие информационной компетентности.
Исследовательский проект: доказательство или опровержение гипотезы, развитие мыслительной компетентности.
Практико-ориентированный проект: совершенствование предметных знаний, умений и навыков, развитие деятельностной компетентности.
Творческий проект: развитие творческих способностей, коммуникативной компетентности.
Игровые или ролевые проекты: развитие коммуникативных навыков и компетентности.
Проект |
|
Практико-ориентированный + Творческий | |
Цель: решение практической задачи Продукт: поздравление в газету или открытка Тип деятельности: практическая Компетентность: деятельностная |
Цель: привлечение интереса Продукт: поздравление в газету или открытка Тип деятельности: творческая с получением обратной связи Компетентность: коммуникативная |
Продолжительность: один урок
Метапредметность: информатика + ИЗО + литература + русский язык
Этапы работы над проектом:
Проблема. Красиво поздравить девочек и женщин с праздником 8 Марта.
Цель. Создать поздравительную открытку. (Пример)
План. Подобрать фон, цветы, стихи для открытки (можно как заранее, так и в процессе работы над проектом, используя информацию в сети Интернет) и создать макет поздравления.
Реализация. Создать открытку средствами текстового процессора Microsoft Word. (Инструкция)
Рефлексия. Оценить свою работу.
Заключение
Метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении, развивает общеучебные умения и навыки (исследовательские, рефлексивные, самооценочные), формирует компетенции (умения, необходимые в практической деятельности), направлен на личностно-ориентированное обучение учащихся, реализует принцип связи обучения с жизнью, развивает познавательный интерес учащихся.
Информатика – предмет, где наличие компьютера позволяет широко применять проектную методику. Умения и навыки, полученные на уроках информатики при изучении разнообразного программного обеспечения, ученик может использовать не только в своей учебной деятельности по различным предметам, но и для решения жизненных задач.
Источники
- Ступницкая М.А., Брошюра: Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010г.;
- Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. – с. 401;
- Зачесова Е.В., Статья: Метод учебных проектов – образовательная технология XXI века http://doob-054.narod.ru/project.html;
- ВикипедиЯ, http://ru.wikipedia.org;
- Сайт Тогурской СОШ, http://www.togur-school.tom.ru/ proekt.htm;
- Современные технологии обучения, http://trufanovanv 46.ucoz.ru/publ/metod_proektov/metod_proektov/3-1-0-38;
- Ермолаева И.А., Шаблон презентации, http://pedsovet.su/.