Самой сложной частью экзаменационной работы по русскому языку является творческое задание ОГЭ. Оно выполняется на основе печатного текста. С 2015 года в спецификации и КИМах ОГЭ по русскому языку в третьей части работы появились три альтернативных задания:
- задание 15.1 - сочинение на лингвистическую тему;
- задание 15.2 - сочинение на тему, связанную с анализом текста (морально-этического характера);
- задание 15.3 – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова).
Это дало выпускникам возможность выбора одного из трёх вариантов. Какой конкретный вид задания выбрать и как правильно его выполнять? Ведь каждое из сочинений пишется по особому алгоритму, но все они опираются на работу с текстом и требуют планомерной, последовательной и целенаправленной подготовки.
Для успешного написания одного из сочинений учащиеся должны понимать основную мысль прочитанного текста; уметь создавать собственное письменное высказывание на основе прочитанного по заданным параметрам; устанавливать авторскую позицию в тексте; выражать свое отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме; логически последовательно излагать свою точку зрения. Для того чтобы определиться с выбором темы написания сочинения, выпускник должен внимательно прочитать все задания и проанализировать их: как сформулирован вопрос к заданию, какое слово ключевое? Надо сравнить вопросы, продумать ответы и определить, какой ответ получается более полным, развёрнутым и аргументированным. И только после всего этого можно начинать работу над выбранным заданием.
Итак, рассмотрим, как работать с творческой формой 15.1.
Как писать сочинение на лингвистическую тему? Используем тот алгоритм, который нацелен на 15.1.
- Внимательно прочитайте цитату, вдумайтесь в её смысл. Определите, о каких языковых явлениях идёт речь.
Часто бывает так, что в одних случаях языковые явления упомянуты, а в других случаях они подразумеваются или подбираются самим учеником. Казалось бы, подбирай любую языковую единицу и пиши, что хочешь. А ребята вообще не знают, о чем писать, потому что они не могут определить, а какую брать: морфемы, значение и т.д. Поэтому, естественно, проще бывает с теми высказываниями, где языковые единицы хотя бы упомянуты.
- Перечитайте текст и найдите в нём предложения с языковыми средствами, упомянутыми/подразумеваемыми в цитате, подчеркните эти предложения (или их номера). Чтобы не потерять, чтобы увидеть: вот они, мы с ними работаем.
- В 1-м абзаце – вступлении – изложите своё понимание цитаты. Не просто переписывайте!
- Во 2-м абзаце приведите первый пример языкового средства (процитируйте или укажите номер предложения) и опишите его роль в тексте.
Второй и третий абзацы имеют одинаковую структуру и призваны подтвердить истинность тезиса. Здесь от девятиклассников потребуется умение цитировать текст или делать ссылки на номера предложений. Обращаем внимание ребят на то, что такое «роль языковой единицы»? Объясняем так: «Зачем эта единица в тексте нужна? Что она дает для понимания смысла?»
И вот, что интересно! Всё-таки есть высказывания, которые на смысл выйти нам не позволяют. И есть те, где понятно: как идти, куда идти, куда двигаться. Т.е. опять же смотрим, если ребенок написал: «С помощью антонимов «черный» и «белый» автор выражает противопоставление…». Роль раскрыл? Нет! Указанные антонимы и вне текста всегда выражают противопоставление. Другое дело, когда ребенок пишет: «С помощью антонимов «черный» и «белый» автор противопоставляет белые ночи Ленинграда черным дням блокады». Мы понимаем, что автор сочинения демонстрирует глубокое понимание текста и умение его грамотно анализировать.
Дальше показываем композицию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1).
- Вступление: размышление над смыслом цитаты.
- Первый пример языкового явления и его роль в тексте.
- Второй пример языкового явления и его роль в тексте.
- Вывод.
Таким образом, сочинение состоит из четырех абзацев, каждый из которых выполняет определённую функцию.
Облегчат написание сочинения клише (типовые конструкции), так как тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.
Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.1 | ||
Типовые конструкции для вступления |
Типовые конструкции для основной части (аргументации) |
Типовые конструкции для заключения |
1.Автор пишет о… 2.В высказывании…говорится о… 3.Как отмечает… 4. Бесспорно мнение автора о том, что… 5. Я полностью согласен с… 6. Не могу не согласиться с … 7. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. 8.Попробуем доказать эту мысль примерами из текста |
1.Прекрасным подтверждением этой мысли является текст… 2.Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … 3.Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения… 4.Пример можно найти в предложении № … 5.Рассмотрим предложение... В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как... 6.Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует… 7.Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что… |
1.Таким образом, итак, в заключение, как видим… 2.Итак, можно увидеть, что… 3.Нам удалось доказать, что... 4.В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… 5.Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… |
Помните! В любом сочинении следует идти от текста, от логики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные шаблонные фразы.
Во избежание повторов при написании сочинения необходимо использовать синонимы:
- автор цитаты – лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог, писатель;
- автор говорит – утверждает, считает, пишет, рассуждает;
- высказывание – цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова;
- оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.
Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему
- Часто сочинения лишены смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.
- Отсутствует комментарий.
- Анализируя языковые средства, учащиеся приводят рассуждения на бытовом уровне, что, конечно, не может считаться полноценным анализом какого-либо лингвистического явления.
- Путаница в терминологии. Это показатель несформированности знаний о системе языка.
- Нет ответа на вопрос: зачем же автору необходимо было использовать заявленные лингвистические явления и приёмы, какую цель он преследовал, следовательно, сочинение приобретает формальный оттенок.
Творческие задания.
Хотелось бы, чтобы разговор о тексте, о творческой работе не начинался в первый раз в 9 классе. К нему необходимо идти медленно, постепенно. Для этого можно использовать систему заданий для учащихся.
Задание 1. Прочитайте приведённые высказывания. Передайте их смысл своими словами.
1. «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».(Ф.И. Буслаев, лингвист)
________________________________________
И здесь мы работаем с лингвистическими высказываниями и, соответственно, предлагаем понять: правильно или неправильно справились.
И следующее задание:
Задание 2. Прочитайте высказывания лингвистов, а также фрагменты сочинений по этим высказываниям. Определите, в каких сочинениях допущены фактические ошибки, связанные с пониманием высказывания. Предложите правильный вариант.
«У каждой части речи свои достоинства» (А.М.Пешковский, лингвист)
Лингвист А.М. Пешковский говорит о том, что каждая единица языка имеет свои достоинства: имя существительное обозначает предмет, имя прилагательное – признак, глагол – действие, подлежащее и сказуемое образуют основу предложения. Таким образом, каждая часть речи для чего-то нужна.
Здесь есть типичная для ученика ошибка: он путает части речи и члены предложения. О частях речи нужно говорить.
Еще один момент. Подсказки, которые мы можем предложить. Всегда хочется сначала показать, в каком русле работать.
Предположим, задание 3. Прочитайте текст. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Слово способно не только назвать предмет, признак или действие, но и передать оценку говорящим называемого».
Аргументируя свой ответ, приведите примеры из прочитанного текста.
Вы можете воспользоваться приведённой подсказкой или написать своё сочинение.
Подсказка: Приведённое высказывание я понимаю так: ___________________________________
Прекрасным подтверждением данной мысли является текст Н. Попова. Например, уже в первом предложении употреблены имена существительные «зима», «весна», «лето», «осень», которые_________________________________
____________________
Однако задача автора не просто назвать времена года, но и показать уникальность каждого из них, что достигается с помощью________________________________________
Таким образом, __________________________________
Используемая литература.
- Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. 9 класс. Курс интенсивной подготовки.
- Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ОГЭ.