Во все времена человек уделял много внимания музыке, музицированию, воспитанию духовно богатого и развитого человека. Начало XX века было эпохой бурного развития отечественного музыкального образования. По стране открывались музыкальные школы, а также новые образовательные учреждения – Народные консерватории. Появлялись новые комплексы дисциплин, посвященные изучению музыкального искусства. Особое место среди предметов занимал курс «Слушание музыки», который, что особенно важно, предварял курс «Музыкальной литературы».
В 20-30-е годы на отделении общего музыкального воспитания в Московской консерватории изучалась методика преподавания «Слушания музыки» и готовились преподаватели по этому предмету. Преподавателями данного курса были такие ученые как Б.Л. Яворский и Б.В. Асафьев.
Массовое детское музыкальное образование всей страны требовало единой программы – учебного плана. Одной из первых программ была программа М.С. Пекелиса в 1927 году, которая содержала ряд ценных указаний по методике преподавания данной дисциплины и явилась образцом для всех последующих учебных программ. Цель курса определялась как формирование целостного восприятия музыкального произведения, а задача – развитие музыкального мышления и восприятия учащихся и выявление выразительного значения музыкальной формы и ее содержания.
В 40-х годах предмет «Слушание музыки» практически исчезает из учебных программ музыкальных школ, а взамен был введен новый предмет «Музыкальная грамота». Данный предмет направлен был на теоретическое восприятие, а не на активное восприятие музыки.
На рубеже ХХ-ХХI веков интерес к предмету «Слушание музыки» возрастает, появляется много авторских методик преподавания этого предмета. Одним из первых методистов стала Н.А. Царева, преподаватель Московского музыкально-педагогического колледжа. Во всех методиках прослеживается общая тенденция – это не увеличение объема материала, а стремление вызвать у учащихся эмоциональный отклик, реакцию на прослушанное музыкальное произведение.
В самом названии этого предмета лежит самый простой и в то же время самый сложный вид музыкальной деятельности, без которого невозможен будущий музыкант – восприятие и анализ музыкального произведения. Слушание музыки - одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют.
Дети получают возможность услышать разнообразные вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание как таковое дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.
С внедрением предпрофессиональных образовательных программ в области музыкального искусства в детских музыкальных школах и школах искусств, предмет «Слушание музыки» стал обязательным. Целью данного предмета является приобщение обучающихся к искусству, накопление слухового опыта, воспитание музыкального вкуса, расширение кругозора, а также развитие творческих способностей детей и приобретение ими начальных профессиональных навыков.
Достигается данная цель решением ряда задач в течение трехлетнего срока обучения. За это время обучающиеся знакомятся с элементами музыкальной речи (ритм, регистр, характер, темп и т.д.), различными видами музыкальных инструментов, ансамблей, оркестров, музыкальными жанрами и формами и многим другим. Каждый преподаватель выстраивает свой курс обучения в соответствии с разработанной программой.
Очень важно за эти три года привить любовь к музыке у обучающихся, показать им настоящий мир искусства. Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование эстетической культуры восприятия музыки, с одной стороны, и заложение теоретических основ музыкального профессионализма, с другой. Но как же достичь этого?
Занятия должны проходить в творческой атмосфере, и быть разнообразными по форме и содержанию. Каждый урок должен быть особенным, запоминающимся. На своих занятиях я использую загадки (про музыкальные инструменты, элементы музыкальной речи и т.д.), различные презентации по проходимому материалу, мультипликационные фильмы, музыкальные фильмы и т.д.
Кроме этого, нужно использовать разные формы проведения урока. Вот примерные формы проведения уроков:
- Интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание музыки + хор);
- Урок-воспоминание (новая тема преподносится на прослушанном ранее музыкальном материале, как уже нечто «известное», но «не замеченное» ранее);
- Урок-сказка (может иметь различные формы: и собственно «сказка» - прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке – ролевые задания);
- Урок-исследование (дает большую долю самостоятельной аналитической работы);
- Комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального);
- Урок-путешествие в прошлое, настоящее и будущее;
- Урок-состязание;
- Урок-игра на закрепление пройденного материала;
- Конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки и др.
Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.
Для вовлечения детей можно использовать следующие формы и методы:
- Пение детских народных песен, рождественских, святочных, масленичных, троицких песнопений;
- Воспроизведение народных игр на разные праздники;
Участие в праздниках народного календаря — Святки, Масленица, Троица-Семик и другие;
- Подбор вариантов названия данного (программного) произведения с заданием выбрать самое точное из них. Сначала следует предлагать названия, далёкие по смыслу, затем смысловой контраст уменьшать, давать близкие по смыслу значения, направляя внимание детей на более тонкую аналитическую работу;
- Определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета (например «Гном» Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки» — «испуганный», «трагический», «увидевший смерть»);
- Объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или
ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором; - Сочинение дома стихов, рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке и т.д.
Нельзя забывать, что в этом возрасте материал усваивается через игровую деятельность. Поэтому на уроках можно использовать следующие игры:
- Творческие (сюжетно-ролевые) игры и импровизации. Например, попросить обучающихся представить себя в роли композиторов. Какую музыку вы бы сочинили для времени года (осени, весны и т.д.)? А какую музыку вы бы сочинили для этой картины?
- Вокальные игры (различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки, игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни).
- Игры-имитации: «Музыкальный инструмент», «Звучит – не звучит», «Изобрази звук», пантомимы «Любимый инструмент» и «Оркестр».
- Ассоциативные игры. Они способствуют развитию ассоциативного мышления, творческого воображения детей, умения продуцировать неординарные идеи и образы. Помогают развить умение передавать эмоции, чувства, образы посредством звуков, мимики, движений красок, распознаванию и анализу детьми звуков окружающего мира.
- Игры для развития ритмического слуха. Например, «Ритмическое эхо», «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Узнай и спой».
- Игры для развития динамического слуха. Например,«Громко - тихо».
- Игры на развитие тембрового и звуковысотного слуха. Например, «Музыкальное лото», «Моя семья», «Угадай по голосу».
- Игры на развитие певческих способностей. Например, «Музыкальный волчок», «Концерт», «Конкурс дирижеров».
- Игры для восприятия музыкальных произведений. Например, «Расскажи мне о музыке», «Клоуны», «Ожившие картинки» и др.
- Игры-соревнования, викторины, кроссворды (игры расширяют представления о музыкальных инструментах, иззвучании, жанрах музыки и т.д.).
- Игры с раздаточным материалом: «Лото», «Фотограф», «Цветик-семицветик» и др.
Особое место занимает домашнее задание, его старается выполнить каждый обучающийся. На первом-втором годах обучения, когда проходим темы «Элементы музыкальной речи», «Музыкальные формы», «Музыкальные жанры» и т.д., обучающимся предлагаются разные виды домашней работы. Например, прочитать свое любимое стихотворение в разных темпах, с разной динамикой. Придумать рассказ или нарисовать рисунок-загадку, чтобы все смогли определить форму. Предложенную мелодию сыграть в разных жанрах и т.д.
Помимо этого, на данном этапе обучения, каждый из обучающихся стремится показать те произведения, которые он уже сам научился играть! И это очень важно. Например, при прохождении тем «Элементы музыкальной речи», «Музыкальные инструменты», «Музыкальные жанры» и других, на каждом уроке можно попросить двух-трех обучающихся выступить в роли иллюстратора. Данный прием дает возможность не только освоить новые знания, но и применить их непосредственно на практике, в своей игре. Взаимосвязь предметов, теории и практики, должна быть постоянной. Предмет «Слушание музыки» не должен быть абстрактным, где рассказывают «вообще» о музыке, а конкретным и применимым.
Обучающиеся с удовольствием принимают участие во всевозможных теоретических играх и олимпиадах. Это позволяет не только подтолкнуть их к более углубленному изучению материала по какой-либо теме, но и развивает самостоятельность. В нашей школе мы проводим как общешкольные игры и олимпиады, так и межрайонные. Это позволяет повышать интерес не только к определенной теме, но и к предмету в целом. Исходя из анализа успеваемости, уровень знаний, посещаемость у обучающихся, принимающих участие в данных мероприятиях повысились.
Предмет «Слушание музыки» - очень важный, необходимый и творческий предмет. Занятия в рамках данного предмета позволяют расширить кругозор, в игровой форме преподнести и освоить необходимые знания, а, главное, показать и доказать, что музыка, искусство, творчество – они везде и не важно, профессиональный ты музыкант или только начинающий.