Внеклассное мероприятие "Эко-логика"

Разделы: Физика, Химия, Биология, География, Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (192 МБ)


Цель: Привлечение внимания обучающихся к  вопросам охраны окружающей среды,  формирование активной позиции в области охраны окружающей среды.

Задачи:

  • Образовательная: Познакомить учащихся  с экологической информацией, взаимосвязь данных проблем с предметами естественно – научного цикла.
  • Воспитательная: формировать умение работать в группах;  повысить интерес к физике, химии, биологии, и экологии,  мобилизовать учащихся  на осмысление экологических проблем.
  • Развивающая: развивать навыки работы с дополнительной информацией, полученной из разных источников, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес; активизировать познавательную деятельность учащихся.

Инструменты и материалы:

  • компьютер с проектором или класс с интерактивной доской

Подготовительная работа:

  • создание презентаций и видеороликов.
  • деление класса на 2 команды.

План

1. Вступление

2. Проведение игры

3. Подведение итогов.

Ход урока

На экране открывается  общая презентация к уроку, которая связана гиперссылками с остальными приложениями – презентациями.

Учитель: (слайд 1)Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас необычное мероприятие.

Научно-технический прогресс поставил перед человечеством ряд новых, весьма сложных проблем, с которыми оно до этого не сталкивалось вовсе, или проблемы не были столь масштабными. Среди них особое место занимают отношения между человеком и окружающей средой. В XX столетии на природу легла нагрузка, вызванная 4-кратным ростом численности населения и 18-кратным увеличением объема мирового производства. Ученые утверждают, что примерно с 1960-70-х гг. изменения окружающей среды под воздействием человека стали всемирными, т.е. затрагивающими все без исключения страны мира, поэтому их стали называть глобальными. Среди них наиболее актуальны:

  • изменение климата Земли;
  • загрязнение воздушного бассейна;
  • разрушение озонового слоя;
  • истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана;
  • загрязнение земель, разрушение почвенного покрова;
  • оскудение биологического разнообразия и др.

С связи с этим 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

По всей стране проводятся мероприятия посвященные проблемам экологии, и сегодняшнее наше мероприятие мы посвятим этим проблемам.
(слайд 2)

Почему нам надо беречь Землю? Она же большая, ее на всех хватит – так скажут некоторые. Да ответ прост: без нее мы не сможем прожить ни дня. Она нас кормит, поит, согревает, дает дышать и защищает от метеоритов. Да, Земля огромна, но она у нас одна. И как говорят ученые, только она пригодна для жизни человека.

(показ вложенной презентации на странице слайда 2)

Правила игры: (слайд 4)

Игра построена на основе телевизионной игры «Где логика?» Состоит из 5 раундов. В каждом раунде команда за правильный ответ зарабатывает балл. В каждом раунде по 4 вопроса. Команды отвечают по очереди. На обдумывание дается 30 секунд. В конце игры подводятся итоги.

Раунд 1 (слайд 5) «Убери лишнее»

Из предложенных 4 картинок нужно убрать одну картинку и пояснить, почему она лишняя.

Задание 1 команде: (слайд 6)

Правильный ответ: картинка с велосипедом, т.к. это экологический вид транспорта.

Задание 2 команде: (слайд 7)

Правильный ответ: картинка с уроганом, т.к. это естественный источник загрязнения.

Задание 1 команде: (слайд 8)

Правильный ответ: картинка с морем, т.к. там соленая вода, а на других картинках - пресная.

Информационный листок (слайд 9)

Учитель: Планета Земля – единственная планета с огромным скоплением воды. 70% её поверхности покрыто океанами, озерами и морями, но только 0, 29% из них - реки и озера – пресная вода.

Пресная вода – источник жизни:  для растений,  животных, человека.

Не везде богата земля пресной водой. Более 1000000000 жителей Земли страдают от нехватки пресной воды. Ежегодно умирает более 5 000000 человек.

(показ вложенной презентации на странице слайда 9)

Задание 2 команде: (слайд 10)

Правильный ответ: картинка с жуком, т.к. это естественный губитель леса.

Раунд 2 (слайд 11) «Потерянное звено»

Составить логическую цепочку, соединив две картинки двумя словами.

Задание 1 команде: (слайд 12)

Правильный ответ: стекло – солнце - возгорание – пожар

Разбитое стекло, выполняя роль линзы, под воздействием солнца приводит к возгоранию травы.

Задание 2 команде: (слайд 13)

Правильный ответ: атом – АЭС – взрыв - Чернобыль

Аварии на АЭС приводят к экологическим катастрофам.

Задание 1 команде: (слайд 14)

Правильный ответ: заводская труба – дым – атмосфера – смог

Дым из заводских труб попадая в атмосферу вызывает смог.

Задание 2 команде: (слайд 15)

Правильный ответ: лес – вырубка – климат – засуха

Вырубка леса приводит к изменению климата на Земле.

Информационный листок (слайд 16)

Учитель: Лес – сложная экосистема, объединяющая растения, животных, грибы, микроорганизмы и воздействующая на климат, состояние питьевой воды, чистоту воздуха. Ежегодно уничтожаются миллионы гектаров лиственных и хвойных лесов.
Сжигание лесов вызывает загрязнение воздуха окисью углерода. Многие территории, оставшиеся без леса в результате вырубки или пожаров, становятся пустыней.

Раунд 3 (слайд 17) «Формула всего»

Соединив две картинки получить смысловое слово

Задание 1 команде: (слайд 18)

Правильный ответ: парник + солнце = парниковый эффект

Задание 2 команде: (слайд 19)

Правильный ответ: шум + грязь = шумовое загрязнение

Задание 1 команде: (слайд 20)

Правильный ответ: озон + дыра = озоновая дыра

Задание 2 команде: (слайд 21)

Правильный ответ: пар + шар = атмосфера

Информационный листок (слайд 22)

Учитель: Проблема загрязнения атмосферного воздуха – одна из серьезнейших глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество. Опасность загрязнения атмосферы – не только в том, что в чистый воздух попадают вредные вещества, губительные для живых организмов, но и в вызываемом загрязнениями изменении климата Земли.

В результате загрязнения атмосферы продуктами сгорания ископаемых видов топлива в атмосферу ежегодно поступает около 20 млрд. тонн углекислого газа, который относится к парниковым газам. Дальнейшее накопление углекислого газа в верхних слоях атмосферы приведет к таянию ледников и подъему уровня Мирового океана. Смещение климатических зон вызовет катастрофические наводнения, засухи и пыльные бури. Ухудшится здоровье населения, расширится ареал паразитов, переносчиков опасных инфекций.
 (показ вложенной презентации на странице слайда 22)

Раунд 4 (слайд 23) «Найди общее»

Три картинки объединить в одно смысловое значение

Задание 1 команде: (слайд 24)

Правильный ответ: вода, воздух, земля = природные ресурсы

Задание 2 команде: (слайд 25)

Правильный ответ: геотермальная, ветряная и гелиотермальная электростанции = экологически чистые ЭС

Задание 1 команде: (слайд 26)

Правильный ответ: заводы, фабрики, нефтяные качалки = источники загрязнения воды

Задание 2 команде: (слайд 27)

Правильный ответ: пластиковые бутылки, пакеты, губки = разложение более 200 лет

Информационный листок (слайд 28)

Учитель: Современный человек стал плохо относиться к природе, окружающему ему лесу, растениям и животным. В ближайшем лесу стал выбрасывать ненужный ему мусор и хлам. Эти отходы стали увеличиваться с каждым днем.

Что же произошло? Что изменилось в сознании людей? Кто дал им право образовывать свалки у себя во дворе, не боясь наказаний? Почему это происходит в нашем лесу, на пляже, где ежегодно отдыхают люди. 

Человек не задумываясь, выбрасывает мусор на улицу, считая, что это одна бумажка, ничего страшного, но за ней появляется вторая, третья и в результате горы мусора, огромные свалки.

Накопление отходов вызывает изменения ландшафта, загрязнение почвы, атмосферы, поверхностных и подземных вод. Способствует распространению бродячих животных и грызунов, которые являются переносчиками заразных заболеваний. Над свалками зачастую загрязнён и атмосферный воздух. Гниющая органика выделяет метан, окислы азота, сероводород и другие отравляющие газы.

Все это приводит к гибели нашей планеты.

(показ вложенной презентации на странице слайда 28)

Раунд 5 (слайд 29) «Финал»

Используя картинки – подсказки угадать строчку из песни. Песни взяты, где упоминается Земля.

Задание 1 команде: (слайд 30)

Правильный ответ: трутся – спиной – медведи – о земную ось

(можно прослушать фрагмент песни)

Задание 2 команде: (слайд 31)

Правильный ответ: Надежда – мой – компас – земной

(можно прослушать фрагмент песни)

Задание 1 команде: (слайд 32)

Правильный ответ: звенит – январская – вьюга

(можно прослушать фрагмент песни)

Задание 2 команде: (слайд 33)

Правильный ответ: Земля – в иллюминаторе – видна

(можно прослушать фрагмент песни)

Информационный листок (слайд 34)

Учитель: Эдуард Циалковский писал, что мы – меньше всего люди земли, а больше – люди Космоса, но домом человечества является Планета Земля. Её – Землю – человек обязан беречь и охранять, как охраняет свой собственный дом.

Наша планета Земля удивительна и неповторима. Яркое голубое небо над головою манит к себе, так и хочется взлететь вверх, высоко над землею, чтобы насладиться красотой нашего мира! А как красиво небо ночью, когда можно наблюдать за бесчисленными огоньками, зажженными каким-то волшебником.

Наша Земля богата животным и растительным миром. У нас удивительные леса, природа. За обыденной жизнью, работой мы совершенно забываем о красоте нашей планеты.

Забота о ней – это дело каждого человека и дело каждого дня.

 (показ вложенной презентации на странице слайда 34)

Подведение итогов.

Побеждает команда, набравшая больше баллов.

Литература.

1) http://www.vseznaika.org/priroda/ozonovye-dyry-prichiny-vozniknoveniya-i-posledstviya-dlya-chelovechestva/

2) http://www.sev-izm.ru/poleznoe/memo-to-the-population-in-emergency-situations/the-main-causes-of-the-fire.php

3) http://www.vseneprostotak.ru/jenciklopedija/lesnoy-pozhar/

4) http://www.ozoneprogram.ru/biblioteka/slovar/parnikovyj_jeffekt/prichiny_i_posledstvija_parnikovogo_jeffekta/

5) http://sout-kazan.ru/shumovoe-zagryaznenie-okruzhayushhei-sredi/

6) http://koi.tspu.ru/koi_books/fedotov4/lecture12.htm