Цель: Привлечение внимания обучающихся к вопросам охраны окружающей среды, формирование активной позиции в области охраны окружающей среды.
Задачи:
- Образовательная: Познакомить учащихся с экологической информацией, взаимосвязь данных проблем с предметами естественно – научного цикла.
- Воспитательная: формировать умение работать в группах; повысить интерес к физике, химии, биологии, и экологии, мобилизовать учащихся на осмысление экологических проблем.
- Развивающая: развивать навыки работы с дополнительной информацией, полученной из разных источников, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес; активизировать познавательную деятельность учащихся.
Инструменты и материалы:
- компьютер с проектором или класс с интерактивной доской
Подготовительная работа:
- создание презентаций и видеороликов.
- деление класса на 2 команды.
План
1. Вступление
2. Проведение игры
3. Подведение итогов.
Ход урока
На экране открывается общая презентация к уроку, которая связана гиперссылками с остальными приложениями – презентациями.
Учитель: (слайд 1)Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас необычное мероприятие.
Научно-технический прогресс поставил перед человечеством ряд новых, весьма сложных проблем, с которыми оно до этого не сталкивалось вовсе, или проблемы не были столь масштабными. Среди них особое место занимают отношения между человеком и окружающей средой. В XX столетии на природу легла нагрузка, вызванная 4-кратным ростом численности населения и 18-кратным увеличением объема мирового производства. Ученые утверждают, что примерно с 1960-70-х гг. изменения окружающей среды под воздействием человека стали всемирными, т.е. затрагивающими все без исключения страны мира, поэтому их стали называть глобальными. Среди них наиболее актуальны:
- изменение климата Земли;
- загрязнение воздушного бассейна;
- разрушение озонового слоя;
- истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана;
- загрязнение земель, разрушение почвенного покрова;
- оскудение биологического разнообразия и др.
С связи с этим 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
По всей стране проводятся мероприятия посвященные проблемам экологии, и сегодняшнее наше мероприятие мы посвятим этим проблемам.
(слайд 2)
Почему нам надо беречь Землю? Она же большая, ее на всех хватит – так скажут некоторые. Да ответ прост: без нее мы не сможем прожить ни дня. Она нас кормит, поит, согревает, дает дышать и защищает от метеоритов. Да, Земля огромна, но она у нас одна. И как говорят ученые, только она пригодна для жизни человека.
(показ вложенной презентации на странице слайда 2)
Правила игры: (слайд 4)
Игра построена на основе телевизионной игры «Где логика?» Состоит из 5 раундов. В каждом раунде команда за правильный ответ зарабатывает балл. В каждом раунде по 4 вопроса. Команды отвечают по очереди. На обдумывание дается 30 секунд. В конце игры подводятся итоги.
Раунд 1 (слайд 5) «Убери лишнее»
Из предложенных 4 картинок нужно убрать одну картинку и пояснить, почему она лишняя.
Задание 1 команде: (слайд 6)
Правильный ответ: картинка с велосипедом, т.к. это экологический вид транспорта.
Задание 2 команде: (слайд 7)
Правильный ответ: картинка с уроганом, т.к. это естественный источник загрязнения.
Задание 1 команде: (слайд 8)
Правильный ответ: картинка с морем, т.к. там соленая вода, а на других картинках - пресная.
Информационный листок (слайд 9)
Учитель: Планета Земля – единственная планета с огромным скоплением воды. 70% её поверхности покрыто океанами, озерами и морями, но только 0, 29% из них - реки и озера – пресная вода.
Пресная вода – источник жизни: для растений, животных, человека.
Не везде богата земля пресной водой. Более 1000000000 жителей Земли страдают от нехватки пресной воды. Ежегодно умирает более 5 000000 человек.
(показ вложенной презентации на странице слайда 9)
Задание 2 команде: (слайд 10)
Правильный ответ: картинка с жуком, т.к. это естественный губитель леса.
Раунд 2 (слайд 11) «Потерянное звено»
Составить логическую цепочку, соединив две картинки двумя словами.
Задание 1 команде: (слайд 12)
Правильный ответ: стекло – солнце - возгорание – пожар
Разбитое стекло, выполняя роль линзы, под воздействием солнца приводит к возгоранию травы.
Задание 2 команде: (слайд 13)
Правильный ответ: атом – АЭС – взрыв - Чернобыль
Аварии на АЭС приводят к экологическим катастрофам.
Задание 1 команде: (слайд 14)
Правильный ответ: заводская труба – дым – атмосфера – смог
Дым из заводских труб попадая в атмосферу вызывает смог.
Задание 2 команде: (слайд 15)
Правильный ответ: лес – вырубка – климат – засуха
Вырубка леса приводит к изменению климата на Земле.
Информационный листок (слайд 16)
Учитель: Лес – сложная экосистема, объединяющая растения, животных, грибы, микроорганизмы и воздействующая на климат, состояние питьевой воды, чистоту воздуха. Ежегодно уничтожаются миллионы гектаров лиственных и хвойных лесов.
Сжигание лесов вызывает загрязнение воздуха окисью углерода. Многие территории, оставшиеся без леса в результате вырубки или пожаров, становятся пустыней.
Раунд 3 (слайд 17) «Формула всего»
Соединив две картинки получить смысловое слово
Задание 1 команде: (слайд 18)
Правильный ответ: парник + солнце = парниковый эффект
Задание 2 команде: (слайд 19)
Правильный ответ: шум + грязь = шумовое загрязнение
Задание 1 команде: (слайд 20)
Правильный ответ: озон + дыра = озоновая дыра
Задание 2 команде: (слайд 21)
Правильный ответ: пар + шар = атмосфера
Информационный листок (слайд 22)
Учитель: Проблема загрязнения атмосферного воздуха – одна из серьезнейших глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество. Опасность загрязнения атмосферы – не только в том, что в чистый воздух попадают вредные вещества, губительные для живых организмов, но и в вызываемом загрязнениями изменении климата Земли.
В результате загрязнения атмосферы продуктами сгорания ископаемых видов топлива в атмосферу ежегодно поступает около 20 млрд. тонн углекислого газа, который относится к парниковым газам. Дальнейшее накопление углекислого газа в верхних слоях атмосферы приведет к таянию ледников и подъему уровня Мирового океана. Смещение климатических зон вызовет катастрофические наводнения, засухи и пыльные бури. Ухудшится здоровье населения, расширится ареал паразитов, переносчиков опасных инфекций.
(показ вложенной презентации на странице слайда 22)
Раунд 4 (слайд 23) «Найди общее»
Три картинки объединить в одно смысловое значение
Задание 1 команде: (слайд 24)
Правильный ответ: вода, воздух, земля = природные ресурсы
Задание 2 команде: (слайд 25)
Правильный ответ: геотермальная, ветряная и гелиотермальная электростанции = экологически чистые ЭС
Задание 1 команде: (слайд 26)
Правильный ответ: заводы, фабрики, нефтяные качалки = источники загрязнения воды
Задание 2 команде: (слайд 27)
Правильный ответ: пластиковые бутылки, пакеты, губки = разложение более 200 лет
Информационный листок (слайд 28)
Учитель: Современный человек стал плохо относиться к природе, окружающему ему лесу, растениям и животным. В ближайшем лесу стал выбрасывать ненужный ему мусор и хлам. Эти отходы стали увеличиваться с каждым днем.
Что же произошло? Что изменилось в сознании людей? Кто дал им право образовывать свалки у себя во дворе, не боясь наказаний? Почему это происходит в нашем лесу, на пляже, где ежегодно отдыхают люди.
Человек не задумываясь, выбрасывает мусор на улицу, считая, что это одна бумажка, ничего страшного, но за ней появляется вторая, третья и в результате горы мусора, огромные свалки.
Накопление отходов вызывает изменения ландшафта, загрязнение почвы, атмосферы, поверхностных и подземных вод. Способствует распространению бродячих животных и грызунов, которые являются переносчиками заразных заболеваний. Над свалками зачастую загрязнён и атмосферный воздух. Гниющая органика выделяет метан, окислы азота, сероводород и другие отравляющие газы.
Все это приводит к гибели нашей планеты.
(показ вложенной презентации на странице слайда 28)
Раунд 5 (слайд 29) «Финал»
Используя картинки – подсказки угадать строчку из песни. Песни взяты, где упоминается Земля.
Задание 1 команде: (слайд 30)
Правильный ответ: трутся – спиной – медведи – о земную ось
(можно прослушать фрагмент песни)
Задание 2 команде: (слайд 31)
Правильный ответ: Надежда – мой – компас – земной
(можно прослушать фрагмент песни)
Задание 1 команде: (слайд 32)
Правильный ответ: звенит – январская – вьюга
(можно прослушать фрагмент песни)
Задание 2 команде: (слайд 33)
Правильный ответ: Земля – в иллюминаторе – видна
(можно прослушать фрагмент песни)
Информационный листок (слайд 34)
Учитель: Эдуард Циалковский писал, что мы – меньше всего люди земли, а больше – люди Космоса, но домом человечества является Планета Земля. Её – Землю – человек обязан беречь и охранять, как охраняет свой собственный дом.
Наша планета Земля удивительна и неповторима. Яркое голубое небо над головою манит к себе, так и хочется взлететь вверх, высоко над землею, чтобы насладиться красотой нашего мира! А как красиво небо ночью, когда можно наблюдать за бесчисленными огоньками, зажженными каким-то волшебником.
Наша Земля богата животным и растительным миром. У нас удивительные леса, природа. За обыденной жизнью, работой мы совершенно забываем о красоте нашей планеты.
Забота о ней – это дело каждого человека и дело каждого дня.
(показ вложенной презентации на странице слайда 34)
Подведение итогов.
Побеждает команда, набравшая больше баллов.
Литература.
1) http://www.vseznaika.org/priroda/ozonovye-dyry-prichiny-vozniknoveniya-i-posledstviya-dlya-chelovechestva/
2) http://www.sev-izm.ru/poleznoe/memo-to-the-population-in-emergency-situations/the-main-causes-of-the-fire.php
3) http://www.vseneprostotak.ru/jenciklopedija/lesnoy-pozhar/
4) http://www.ozoneprogram.ru/biblioteka/slovar/parnikovyj_jeffekt/prichiny_i_posledstvija_parnikovogo_jeffekta/
5) http://sout-kazan.ru/shumovoe-zagryaznenie-okruzhayushhei-sredi/
6) http://koi.tspu.ru/koi_books/fedotov4/lecture12.htm