Итоговая НОД "Умники и умницы" в подготовительнойк школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: умники и умницы


ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

  • развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
  • совершенствование лексико-грамматического строя речи; совершенствование умения определять “гласный звук”, “твердый согласный звук”, “мягкий согласный звук”; навыков звукового анализа слов;
  • автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствование навыков и умений работать со схемой;
  • развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;

Коррекционно-воспитательные:

  • создавать хорошее настроение, умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе;
  • совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза);
  • воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

Материал: листы А-3, фломастеры, карточки с индивидуальными заданиями, медали, призы, презентация.

Правила игры:

В игре участвуют дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности и родители. Предлагаются тестовые задания, правильность выполнения которых, оценивается жюри. Каждое задание определено временем. Команда за правильный ответ или выполненное задание получает значок. Команда, набравшая большее количество значков, становится победителем и награждается.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Логопед:

Из года в год пять лет подряд
Вы все ходили в детский сад.
Но миновали те деньки,
Сегодня вы – выпускники!

Совсем скоро у каждого из вас начнется другая, новая школьная жизнь. И сегодня мы посмотрим, готовы ли вы пойти в школу. Я рада приветствовать вас, уважаемые участники на нашей игре “Умники и умницы”. Это игра веселых, находчивых и умных. Сегодня мы собрались на необычную игру ума, смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи. Сейчас участники продемонстрируют все эти способности. В нашей игре примут участие две команды: “Знайки” и “Почемучки”!  (команды по очереди встают). Для оценок в конкурсах нам надо выбрать жюри. Предлагаю эту почетную роль нашим родителям.  

Весело и с пользой игру нам провести.
И в этом нам поможет прекрасное жюри.

(Представление жюри)

Логопед: Прошу жюри занять свои места. Жюри будет оценивать ваши задания, надо внимательно слушать, правильно и быстро выполнять его по сигналу. Если задание выполняется правильно, жюри отмечает в таблице. Участники готовы? Начинаем.

Какая игра без разминки.

Разминка – “Забавные вопросы”.

1. Сколько ушей у трёх мышей?

2. Сколько лап у двух медвежат?

3. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

4. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

5. Сколько чисел в часах?

6. Сколько концов у двух палок?

7. Тройка лошадей пробежала два километра. Сколько пробежала каждая лошадь?

8. Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего?

Итак, начинаем нашу игру!

Пусть каждый смело вступит в бой,
В азарт соревнования!
Успех придет не сам собой,
Помогут ваши знания!

Логопед: I тур – “Хочу всё знать”

Блиц-опрос:

  1. Как называется страна, в которой мы живем?
  2. Какой город является столицей России?
  3. Как называется область, в которой мы живем?
  4. Какой город является областным центром?
  5. В каком городе мы живем?

Ребята, вы скоро пойдете в школу и сейчас мы проверим готовы ли вы к школе.

  1. Для чего нужна школа?
  2. Назовите школьные принадлежности?
  3. Для чего нужна парта в школе?
  4. Для чего нужен звонок в школе?
  5. Что нужно сделать, если ты сломал чужую ручку?
  6. Какие оценки ты хочешь получать в школе?
  7. Какая оценка самая хорошая, а плохая?

Задание 1. Наш следующий конкурс называется “Наоборот”.

Скажу я слово “высоко”,
Вы отвечайте “низко”.
Скажу я слово “далеко”,
Вы отвечайте “близко”.

Понятно задание?

Слова для команды “Знайки”:

Молодой – старый,
Быстрый – медленный,
Начало – конец,
Потолок – пол,
Мокрый – сухой,
Тихо – громко,
Белый – черный.

Логопед: Прекрасно сыграла команда “Знаек”! Поаплодируем им! Надеюсь, что их соперники так же сильны! Слова для команды “Почемучек”:

Ночь – день,
Хорошо – плохо,
Твердый – мягкий,
Горячий – холодный,
Толстый – тонкий,
Небо – земля,
Маленький – большой.

Задание 2. “Назови лишнее”. Скажи, почему ты так считаешь?

  • Сорока, кукушка, курица, дятел.
  • Береза, липа, сосна, дуб.
  • Кабан, лошадь, лось, лиса.
  • Ромашка, одуванчик, подснежник, роза.

Зачеркни лишний предмет.

Задание 3. Сейчас конкурс под названием “Ты – мне, я – тебе”.

Команды загадывают друг другу загадки.

“Знайки”:

Стоит дом, кто в него войдет,
Тот ум приобретет! (Школа)

“Почемучки”:

Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Книга)

“Знайки”:

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, ластик, скрепки, кнопки,
Что, угодно для души! (Пенал)

“Почемучки”:

Белый зайчик прыгает по черному полю,
Следы оставляет,
Дети их читают,
А потом стирают.  (Мел)

Логопед:  Гимнастику для ума мы провели. А теперь – гимнастика для тела!

Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Влево шаг, вправо шаг,
Шаг вперед и шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем,
Ноги дружно поднимаем.
Шаг немного замедляем,
Постепенно ускоряем.
Сейчас быстро мы пойдем,
Затем медленно идем.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем.
Приседаем и встаем,
На свои места идем.

Второй тур – “Веселые буквы”

Задание 1.

Каждая команда получает букву (К,М). Кто больше придумает и запишет слов.

Задание 2.

Раскрась с каждой картинкой столько кружков, сколько слогов в ее названии.

1 - (велосипед, яблоко, чайник, дом, заяц, собака)

2 – (молоток, рыба, морковь, гриб, бусы, конверт)

Задание 3.

Составить новые слова из слов:

1 команда – мишутка.

2 команда – снегурочка

Придумай и составь слова из букв.

Задание 4.

В каждой связке шаров есть лишний шарик. Зачеркни его и прочитай слова.

МОЛО(Д)КО, ШКО(М)ЛА, ИГРУШ(Л)КА

В каждом паровозике есть лишний вагончик. Зачеркни его и прочитай слова.

ДОРО(М)ГА, СОБА(Р)КА, КОЛО(Т)БОК

Задание 5.

Слоги в словах потерялись, допиши слова.

КОРО..., БЕЛ.., КОШ...,БЕГЕ..., КРОКО...

Задание 6.

Прочитай загадку и расшифруй отгадку по первым буквам картинок.

Зимой и летом одним цветом. (Ёлка)

Зимой - серый, летом – белый. (Заяц)

Третий тур – “Сосчитай-ка”.

Физкультминутка:

Треугольник увидали – на месте быстро побежали!
Увидев квадрат, – присядь-ка, мой брат!
А, заметив круг, – прыгаем вокруг!

Текст сопровождается показом геометрических фигур, 3 раза повторяющихся в разных комбинациях, а последний раз – без слов.

Задание 1. Логические задачи:

1. Гусь стоит на 1 ноге и весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если станет на 2 ноги?

2. На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)

3. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

4. У животного две пары ног, две правые, две левые, две ноги сзади и две спереди. Сколько ног всего?

Задание 2.

“Мячики”

Дополни числовые пары так, чтобы в результате получилось число 5.

1...*, 3...*, 5...*, 2...*

Задание 3. “Больше, меньше или равно”

Расставь знаки. Найди закономерность и заполни таблицу.

БЕГЕМОТ ... ЦЫПЛЁНОК

МЫШКА ... СЛОН

ГИРЯ ... ПЕРО

ЛОДКА ... КОРАБЛЬ

Задание 4.

Задачки.

Сколько ёжиков (машин)?

Сколько грибочков (мышат)?

Чего больше? Запиши и поставь знак.

Логопед: Продолжаем нашу игру.

Следующий конкурс называется “Заморочки из бочки”.  Каждой  команде предоставляется возможность вытащить из бочки бочонок с номером задания.

Одни из участников команды достает из бочки бочонок и громко объявляет номер.

Логопед зачитывает по очереди задачки то одной, то другой команде:

6 веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но одни малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5) 

5 ребят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает,
Сколько их теперь играет? (4) 

Подарил утятам ежик
8 кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят? (4) 

У нашей кошки 6 котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки – три,
Такие милые, смотри.
Котят пустили погулять,
Попробуйте их сосчитать! (9)

Логопед:  Молодцы! Видно, с математикой вы дружны. После такого трудного задания мы немного отдохнем!

Физминутка.

Эй, ребята, не ленитесь!
На зарядку становитесь!
Справа друг и слева друг!
Вместе все в веселый круг!
Под веселые напевы
Ловернемся вправо, влево.
Покружились, потолкались.
Повернулись, разбежались...

Логопед:

Внимание! Внимание!
Продолжаем соревнование!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее сказки!

4 тур – Путешествие по сказкам

Вспомните сказочных героев и назовите их имена.

Задание 1.

Для команды “Почемучек”:

  • Кощей – Бессмертный
  • Змей – Горыныч
  • Крошечка – Хаврошечка
  • Мальчик – с пальчик
  • Курочка – Ряба,

Для команды “Знайки”:

  • Конек – Горбунек
  • Елена – Прекрасная
  • Баба – Яга
  • Марья – искусница
  • Иван – дурак.

Задание 2.

Задание для команд:

  1. Кого позвала на помощь внучка?
  2. Кто из зверей первым нашел потерянную дедом рукавичку?
  3. Кто помог зайцу выгнать лису из избушки?
  4. Как медведи узнали о присутствии девочки в их доме?
  5. Как Маше удалось вернуться домой?
  6. Почему плакали дед и баба?
  7. Что случилось с Колобком при встрече с лисой?
  8. Кто пришел к теремку предпоследним?

Задание 3.

Назовите летательный аппарат Бабы Яги

  • Вертолет;
  • Зонтик;
  • Пылесос;
  • Ступа.

Что принадлежит фее?

  • Посох;
  • Волшебная палочка;
  • Помело;
  • Шапка-невидимка.

Что в сказке “Маша и медведь” хотел съесть медведь, присев на пенек?

  • Колобок;
  • Кашу;
  • Пирожок;
  • Машу.

Какие ножки бывают у избушки в русских сказках?

  • Козьи;
  • Слоновьи;
  • Курьи;
  • В сапогах.

Кого поймал Емеля?

  • Карася;
  • Рака;
  • Щуку;
  • Кита.

Что хранилось в сундуке Кощея?

  • Драгоценные камни;
  • Смерть;
  • Деньги;
  • Лекарства.

Жюри подсчитывает ответы конкурсантов.

Награждения.