Экологическая тропа в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы - учебного специально оборудованного маршрута на природе. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей.

Экологическую тропу можно организовать за пределами детского сада, если есть разрешение местных властей. При этом следует иметь в виду, что создание тропы и поддержание ее в нормальном состоянии требует значительных материальных затрат и организационных усилий. Проще создать тропу на территории детского сада, если его участок достаточно большой и на нем имеются природное разнообразие и интересные объекты. Специфика такой тропы в том, что общая протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста. Здесь обсуждается именно этот вариант оборудования тропы.

Экологическая тропа позволяет использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропы дают возможность для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей.

Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. В этой работе у педагогического коллектива должны быть консультанты (преподаватели биологии, географы, сотрудники ВООП, краеведческого музея, СЮН, ООПТ). На большом ватмане рисуется подробный план территории детского сада, где должны быть нанесены все постройки. На плане отмечаются те места, которые содержат интересные природные объекты. Это могут быть небольшая лужайка, участок лесопосадки, старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнездами, культурные посадки. Затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы. Их обмеряют, обозначают на плане. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Таким образом, создается картосхема экологической тропы, на которой все объекты обозначены схематизированными цветными рисунками (значками) и надписями. Картосхема — обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми.

Вдоль тропы или вблизи от нее можно:

1. Посадить типичные для данной местности деревья и кусты. Это поможет показать детям многообразие растительного мира.

2. Возле хвойных деревьев, если такие имеются на участке, посадить новые виды — в комплексе дети смогут увидеть и сравнить обычную и голубую ели, обычную и сибирскую сосны, кедр, пихту.

Особый интерес для дошкольников представляет лиственница, имеющая сходство и с лиственными и с хвойными деревьями. Можно посадить 2-3 дерева.

3. Посадить экзотическое (не характерное для данной местности) древесное растение: каштан, белую акацию, пирамидальный тополь.

4. При необходимости спилить старый тополь нужно оставить пень высотой 40-50 см, а рядом на земле положить часть ствола (1-1,5 м), тогда может появиться молодая поросль. Если же остатки дерева будут разрушаться, то они станут местом обитания новых организмов (насекомых, грибов, мхов, лишайников) — оба явления интересны детям для наблюдения.

5. Устроить фитоогород — посадить лекарственные травы (зверобой, мяту, подорожник, календулу, мать-и-мачеху, мелису, пижму и другие лекарственные растения).

6. Посадить редкие, исчезающие растения, занесенные в Красную книгу или охраняемые.

7. Под старой елью (если такая есть) устроить “барометр”: на пересечении с нижней веткой укрепить в земле стойку с условными делениями: место пересечения ветки и стойки в момент средней влажности воздуха отмечается как нулевое деление; вверх идут деления, показывающие сухость воздуха, вниз — его насыщенность влагой. Всякий раз, когда стоит сырая, дождливая погода, ветка насыщается влагой и под ее тяжестью опускается вниз, и наоборот, в сухую погоду поднимается выше нулевой отметки. Это свойство ели и дает повод сделать такой “барометр”.

8. Спланировать рябиновую аллею: неприхотливое, красивое во все времена года дерево полезно для зрения ребенка (особенно если в детском саду имеются слабо видящие дети) — пестрота дерева создает расчлененный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.

Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растениями есть еще и объекты животного мира. Необходимо выявлять и учитывать, кто, где и когда появляется на участке детского сада. Это могут быть различные объекты, например:

1. Под березой или сосной в земле может быть муравейник. Отсутствие наземной части муравейника делает его незаметным. Необходимо оградить это место и пометить его на карто схеме.

2. На лужайке или клумбе в теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели) — это тоже объект для наблюдения детей. Один-два больших камня станут прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу или другого жука.

3. В почве живут дождевые черви. Их норки под приподнятыми кусочками земли можно обнаружить на лугу, среди посадок деревьев. Эти места можно пометить на картосхеме.

4. Хорошим объектом экологической тропы являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда или заселили скворечники; просматриваемые участки зданий, где устраивают гнезда и выводят птенцов голуби и воробьи. “Птичий столб” привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, летом посещают водопой, который сделан у его основания. Возможно создать “Птичью столовую, где для пернатых всегда готов “Обед”, дети самостоятельно могут покормить птиц.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования. * Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Изучить объекты живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование осознанно-правильного взаимодействия с окружающим, большим миром природы в ДОУ, поможет детям экологическая тропа.