Возникает вопрос о реализации требований новых стандартов на практике. Каким образом, на каких уроках формировать навыки целеполагания? Где в учебном плане найти место для рефлексии? На каком учебном предмете рассматривать метапредметный смысл понятия “время”? в каком классе? по какой теме? Как проверить метапредметные результаты средствами учебных предметов?
Очень непросто дать ответы на эти вопросы. Представляем вниманию один из подходов к внедрению метапредного проекта.
Метапредметный проект “Робинзонада” от идеи до воплощения.
Для реализации этого проекта было тесное взаимодействие заместителя директора по УВР, классных руководителей, психолога, учителя информатики, учителей русского языка и литературы.
Длительность проекта: полгода или весь учебный год.
Условия реализации: наличие у каждого ребенка книги Д.Дефо “Приключения Робинзона Крузо”, доступ к кабинету информатики, консультации по проблематике проекта, по подготовке презентаций и буклетов средствами Microsoft Office, мастер-класс “Ораторское искусство”.
Шаг 1. Классный руководитель класса делит класс по желанию ребят на группы от 4-5 человек.
Шаг 2. Координатор проекта предлагает ребятам выбрать “роли” для своих групп. Ребята обсуждают в группе “роли” и выбирают ту, которая понравилась.
Шаг 3. Обучающиеся выбирают в своих группах координатора.
Шаг 4. Все ребята читают книгу Д.Дефо “Робинзон Крузо”. (проектные задачи, проблемные вопросы строятся на тексте книги). Чтение книги происходит с использоватием стратегий текстовой деятельности “Чтение с остановками” , “Чтение в кружок”, “Чтение с предвосхищением”.
Шаг 5. Пока собирается материал для ребят провожу семинары на темы: “Что такое проблема?”, “Цели и задачи”, “Как защищать проект”, “Как проводить рефлексию”.
Шаг 6. Для каждой группы раздаются “маршрутные листы” по проекту.
Шаг 7. Защита проекта проходит публично всей группой. Для публичной защиты приглашаются все желающие: одноклассники, учителя, родители и младшие школьники.
План работы группы “Диетологи”
Основополагающий вопрос
- Зачем нам еда?
Проблемный вопрос
- Какой должен быть ежедневный рацион?
Задачи
- Описать рацион питания Робинзона Круза.
- Составить оптимальный рацион для пятиклассника.
- Рассчитать калорийность продуктов рациона Робинзона Крузо.
- Составить недельное меню для пятиклассника, с учетом его физической нагрузки.
Задания для членов группы.
Работа | Ответственный | Сроки выполнения | Результат |
Рацион Робинзона Крузо | Создание презентации рациона Робинзона Крузо по тексту книги | ||
Рацион пятиклассника | Создание презентации о рационе пятиклассника, с указанием необходимого количества калорий и оптимального количества жиров, белков углеводов | ||
Вредные продукты для пятиклассника | Создание презентации о вредных продуктах и напитках для пятиклассника | ||
Меню для пятиклассника | Создание буклета недельного меню пятиклассника | ||
Рецепты русской кухни для детей | Создание буклета рецептов русской кухни для детей |
Форма представления результата: публичная защита группы “Диетологи”.
План работы группы “Библиографы”
Основополагающий вопрос
- Даниель Дефо – открыватель Робинзона Крузо
Проблемный вопрос
- Биография Даниеля Дефо. Библиография и фильмография романа.
Задачи
- Изучить биографию Даниеля Дефо.
- Роман “Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо” и его продолжение
- Переводчики романа на русский язык.
- Фильмография романа “Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо”
Задания для членов группы “Библиографы”
Работа | ответственный | Сроки выполнения | Результат |
Биография Даниеля Дефо | Создание презентации биографии Даниеля Дефо | ||
Роман “Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Круза” и его продолжение | Создание презентации о романе “Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Круза” и его продолжениях | ||
Переводчики романа на русский язык | Презентация о переводчиках романа на русский язык | ||
Фильмография романа | Создание презентации о фильмах снятых по роману (год, страна, жанр, кто исполнял роль Робинзона Круза) |
Форма представления результата: публичная защита группы “БИБЛИОГРАФЫ”.
План работы группы “Метрологи”
Основополагающий вопрос
- Система измерений в романе
Проблемный вопрос
- Английская система измерений. Измерения в СИ. Русские меры измерений. Сопоставление английских и русских мер измерений.
Задачи
- Изучить английские, русские меры измерений и таблицу СИ, сопоставив их с физическими аналогами.
Задания для членов группы “Метрологи”
Работа | Ответственный | Сроки выполнения | Результат |
Английские единицы измерения в романе | Создание презентации английских единиц измерений и сопоставление их с физическими объектами | ||
Что такое международная система измерений | Создание презентации о международной системе измерений | ||
Гринвич- начало начал | Создание презентации о Гринвиче и почему с него все начинается | ||
Русские меры измерений | Создание презентации о русских мерах измерений | ||
Сопоставление русских и английских измерений | Создание буклета: таблица, где отражены единицы измерений английские, русские, СИ |
Форма представления результата: публичная защита группы “Метрологи”.
План работы “Служба МЧС”
Основополагающий вопрос
- Что было необходимо Робинзону Крузо для сохранения жизни от опасности.
Проблемный вопрос
- Какие запасы имел с собой Робинзон Крузо для плаванья? Что такое экстренный чемоданчик? Что нужно иметь в составе домашнего” экстренного чемоданчика”? Состав экстренного чемоданчика в Японии?
Задачи
- Изучить, что необходимо знать человеку для выживания в экстренной ситуации.
Задания для членов группы “Служба МЧС”
Работа | Ответственный | Сроки выполнения | Результат |
Экстренный чемоданчик Робинзона Крузо | Составить презентацию по тексту романа: “Что взял с собой Робинзон Крузо”? | ||
Что такое тревожный чемоданчик? | Составить буклет, о том что такое тревожный чемоданчик и включить номера телефонов служб г.Чебоксары, куда надо звонить в экстренных случаях | ||
Состав домашнего тревожного чемоданчика | Создать презентацию о содержимом домашнего тревожного чемоданчика в случае экстренной ситуации | ||
“Тревожный чемоданчик” японца | Подготовить сообщение о составе тревожного чемоданчика в Японии |
Форма представления результата: публичная защита группы “Служба МЧС”.
Проект “Робинзонада”
План работы группы “Юные зоологи”
Основополагающий вопрос
- Животный мир – острова Робинзона Крузо.
Проблемный вопрос
- Какие животные были на необитаемом острове Робинзона Круза.
Задачи
- Изучить по тексту романа животный мир.
- Знать какие представители фауны, описанные в романе включены в Красную Книгу.
Задания для группы “Юные зоологи”
Работа | Ответственный | Сроки выполнения | Результат |
Составить иллюстрированный справочник животных упомянутых в романе | Составить справочник животных романа в виде презентации | ||
Какие из животных, упомянутых в романе, занесены в Красную Книгу | Подготовить устное сообщение | ||
Красная Книга- что это? | Составить презентацию на тему: “Красная книга- что это?” | ||
Красная книга Чувашии | Подготовить презентацию: “Красная книга Чувашии”. |
Форма представления результата: публичная защита группы “Юные зоологи”.