УУД во внеурочной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


Возникает вопрос о реализации требований новых стандартов на практике. Каким образом, на каких уроках формировать навыки целеполагания? Где в учебном плане найти место для рефлексии? На каком учебном предмете рассматривать метапредметный смысл понятия “время”? в каком классе? по какой теме? Как проверить метапредметные результаты средствами учебных предметов?

Очень непросто дать ответы на эти вопросы. Представляем вниманию один из подходов к внедрению метапредного проекта.

Метапредметный проект “Робинзонада” от идеи до воплощения.

Для реализации этого проекта было тесное взаимодействие заместителя директора по УВР, классных руководителей, психолога, учителя информатики, учителей русского языка и литературы.

Длительность проекта: полгода или весь учебный год.

Условия реализации: наличие у каждого ребенка книги Д.Дефо “Приключения Робинзона Крузо”, доступ к кабинету информатики, консультации по проблематике проекта, по подготовке презентаций и буклетов средствами Microsoft Office, мастер-класс “Ораторское искусство”.

Шаг 1. Классный руководитель класса делит класс по желанию ребят на группы от 4-5 человек.

Шаг 2. Координатор проекта предлагает ребятам выбрать “роли” для своих групп. Ребята обсуждают в группе “роли” и выбирают ту, которая понравилась.

Шаг 3. Обучающиеся выбирают в своих группах координатора.

Шаг 4. Все ребята читают книгу Д.Дефо “Робинзон Крузо”. (проектные задачи, проблемные вопросы строятся на тексте книги). Чтение книги происходит с использоватием стратегий текстовой деятельности “Чтение с остановками” , “Чтение в кружок”, “Чтение с предвосхищением”.

Шаг 5. Пока собирается материал для ребят провожу семинары на темы: “Что такое проблема?”, “Цели и задачи”, “Как защищать проект”, “Как проводить рефлексию”.

Шаг 6. Для каждой группы раздаются “маршрутные листы” по проекту.

Шаг 7. Защита проекта проходит публично всей группой. Для публичной защиты приглашаются все желающие: одноклассники, учителя, родители и младшие школьники.

План работы группы “Диетологи”

Основополагающий вопрос

  • Зачем нам еда?

Проблемный вопрос

  • Какой должен быть ежедневный рацион?

Задачи

  • Описать рацион питания Робинзона Круза.
  • Составить оптимальный рацион для пятиклассника.
  • Рассчитать калорийность продуктов рациона Робинзона Крузо.
  • Составить недельное меню для пятиклассника, с учетом его физической нагрузки.

Задания для членов группы.

Работа Ответственный Сроки выполнения Результат
Рацион Робинзона Крузо     Создание презентации рациона Робинзона Крузо по тексту книги
Рацион пятиклассника     Создание презентации о рационе пятиклассника, с указанием необходимого количества калорий и оптимального количества жиров, белков углеводов
Вредные продукты для пятиклассника     Создание презентации о вредных продуктах и напитках для пятиклассника
Меню для пятиклассника     Создание буклета недельного меню пятиклассника
Рецепты русской кухни для детей     Создание буклета рецептов русской кухни для детей

Форма представления результата: публичная защита группы “Диетологи”.

План работы группы “Библиографы”

Основополагающий вопрос

  • Даниель Дефо – открыватель Робинзона Крузо

Проблемный вопрос

  • Биография Даниеля Дефо. Библиография и фильмография романа.

Задачи

  • Изучить биографию Даниеля Дефо.
  • Роман “Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо” и его продолжение
  • Переводчики романа на русский язык.
  • Фильмография романа “Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо”

Задания для членов группы “Библиографы”

Работа ответственный Сроки выполнения Результат
Биография Даниеля Дефо     Создание презентации биографии Даниеля Дефо
Роман “Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Круза” и его продолжение     Создание презентации о романе “Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Круза” и его продолжениях
Переводчики романа на русский язык     Презентация о переводчиках романа на русский язык
Фильмография романа     Создание презентации о фильмах снятых по роману (год, страна, жанр, кто исполнял роль Робинзона Круза)

Форма представления результата: публичная защита группы “БИБЛИОГРАФЫ”.

План работы группы “Метрологи”

Основополагающий вопрос

  • Система измерений в романе

Проблемный вопрос

  • Английская система измерений. Измерения в СИ. Русские меры измерений. Сопоставление английских и русских мер измерений.

Задачи

  1. Изучить английские, русские меры измерений и таблицу СИ, сопоставив их с физическими аналогами.

Задания для членов группы “Метрологи”

Работа Ответственный Сроки выполнения Результат
Английские единицы измерения в романе     Создание презентации английских единиц измерений и сопоставление их с физическими объектами
Что такое международная система измерений     Создание презентации о международной системе измерений
Гринвич- начало начал     Создание презентации о Гринвиче и почему с него все начинается
Русские меры измерений     Создание презентации о русских мерах измерений
Сопоставление русских и английских измерений     Создание буклета: таблица, где отражены единицы измерений английские, русские, СИ

Форма представления результата: публичная защита группы “Метрологи”.

План работы “Служба МЧС”

Основополагающий вопрос

  • Что было необходимо Робинзону Крузо для сохранения жизни от опасности.

Проблемный вопрос

  • Какие запасы имел с собой Робинзон Крузо для плаванья? Что такое экстренный чемоданчик? Что нужно иметь в составе домашнего” экстренного чемоданчика”? Состав экстренного чемоданчика в Японии?

Задачи

  • Изучить, что необходимо знать человеку для выживания в экстренной ситуации.

Задания для членов группы “Служба МЧС”

Работа Ответственный Сроки выполнения Результат
Экстренный чемоданчик Робинзона Крузо     Составить презентацию по тексту романа: “Что взял с собой Робинзон Крузо”?
Что такое тревожный чемоданчик?     Составить буклет, о том что такое тревожный чемоданчик и включить номера телефонов служб г.Чебоксары, куда надо звонить в экстренных случаях
Состав домашнего тревожного чемоданчика     Создать презентацию о содержимом домашнего тревожного чемоданчика в случае экстренной ситуации
“Тревожный чемоданчик” японца     Подготовить сообщение о составе тревожного чемоданчика в Японии

Форма представления результата: публичная защита группы “Служба МЧС”.

Проект “Робинзонада”

План работы группы “Юные зоологи”

Основополагающий вопрос

  • Животный мир – острова Робинзона Крузо.

Проблемный вопрос

  • Какие животные были на необитаемом острове Робинзона Круза.

Задачи

  • Изучить по тексту романа животный мир.
  • Знать какие представители фауны, описанные в романе включены в Красную Книгу.

Задания для группы “Юные зоологи”

Работа Ответственный Сроки выполнения Результат
Составить иллюстрированный справочник животных упомянутых в романе     Составить справочник животных романа в виде презентации
Какие из животных, упомянутых в романе, занесены в Красную Книгу     Подготовить устное сообщение
Красная Книга- что это?     Составить презентацию на тему: “Красная книга- что это?”
Красная книга Чувашии     Подготовить презентацию: “Красная книга Чувашии”.

Форма представления результата: публичная защита группы “Юные зоологи”.