Цель: Формирование представлений о добре и зле.
Задачи:
- Развивать желание делать добро, которое может противостоять злу.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Коррекция речевых навыков, обогащение словарного запаса, активизация коммуникативной функции речи.
- Совершенствовать развитие психических процессов, эмоциональную и волевую сферу детей.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ведущая. Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас, ваши добрые лица и лучистые глаза! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Сегодня такой замечательный день и я хочу вам предложить поприветствовать друг друга. А делать мы это будем так – вы по очереди будете подходить к кому-нибудь, брать его за руку и говорить: “Здравствуй, я рад тебя видеть! Встань, пожалуйста, в круг”. Постарайтесь никого не оставить без внимания. А, теперь, позовите в круг наших ведущих и взрослых гостей. Улыбнитесь друг - другу, скажите “Здравствуйте” и можете садиться на свои места.
II. Вступительное слово.
- Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну. А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами. - В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.
- Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?
Дети: Страна Вежливости и Добра.
III. Основная часть.
Слайд 1
- Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливости и Добра..
По дороге в эту удивительную Страну мы посетим: (составление плана-маршрута):
Слайд 2
- Город “Вежливости и доброты”.
- Остров “Дружбы”.
- Равнину пожеланий.
- Горы “Народной мудрости”.
- “Жалобное” озеро.
Сдайд3
- Итак. Мы отправляемся в путешествие. Я прошу подойти учеников, у кого есть проездные билеты (стихи и песни о доброте, вежливости и дружбе).
Давайте выберем транспорт, на котором мы отправимся в путешествие, для этого надо отгадать загадку:
“По рельсам хожу, пассажиров вожу,
С пути не собьюсь, Сапсаном зовусь?”.
- (поезд).
- Молодцы! Поехали!
Царица “Злобуля”:
Ничего у вас не получится, путешествие не состоится. Я все уже успела испортить. Я и мои приближенные жадность, зависть, грубость замуровали в стенку все добрые слова, поступки, песни, стихи и музыку. Вы не сможете разгадать ни одного слова. Мы уж над этим постарались.
Ведущая: - Царица “Злобуля”, но у нас есть письмо. Жители этой страны открыли нам секрет. Если мы будем добрыми, вежливыми и дружными, тогда у нас все получится.
Царица “Злобуля”: “Все ведь, рассказали.... Успели же.... И про волшебный ключ тоже знаете?
Ведущая: - Конечно, все знаем.
Царица “Злобуля”: - Ну ладно, пробуйте, но я думаю, что у вас все равно ничего не получится. Я заколдовала, солнце волшебных слов. Поэтому в этом городе царят темнота и мрак. Я не уверена, что все дети, которые поедут в этот город, знают добрые слова.
Ведущая:- А вот и неправда, мы очень вежливые и добрые. И мы попробуем их все же разгадать.
Царица “Злобуля”: - Хорошо! (насмехается, Волшебный ключ они захотели, ха-ха-ха...)
Слайд 4.
Ведущая :- Что будем делать, ребята? Давайте, превратим эти грубые слова в слова, противоположные по значению. Я знаю, - у вас получится это волшебство. (Антонимы)
Но, если нам говорили о волшебных ключах , тогда будем двигаться по кругу , по часовой стрелке, начнём со слова: Злой – добрый; Грубый – ласковый; Обман – правда; Жадность – щедрость; Грубость - нежность, ласка; Дерзость – вежливость; Жестокость - жалость, сочувствие; Ложь- правда; Вражда- дружба; Горе- радость; Грустный – веселый. Ведущая: -Ну вот Царица “Злобуля”, мы разгадали все слова. Дай нам, пожалуйста, волшебный ключ, нам нужно ехать дальше.
Царица “Злобуля”: -Хорошо, молодцы, какие вежливые дети, какие дружные и воспитанные, держите волшебный ключ. Он вам пригодится. Ребята, а можно я с вами путешествие продолжу, я не буду больше вредничать, я перед добром бессильна.
Ведущая: - Ну что, ребята, возьмем с собой Царицу “Злобулю” дальше с нами в путешествие? Только как – то твоё имя нам совсем не нравится.
Царица “Злобуля”: - Я сама себе не нравлюсь, но пока я по - другому не могу. Ребята, ну возьмите меня с собой, я постараюсь исправиться, глядя на вас, таких добрых. Только вы мне помогите. - Пожалуйста... И зовите меня просто “Царица Зозуля”.
Ведущая: -Ну что ребята, возьмем с собой царицу и ее друзей в путешествие и постараемся их исправить? (да) Проходите жадность, зависть и грубость к ребятам в вагончики, но просьба ребятам не мешать, не учить плохому. Хорошо! Вы теперь простота, доброта и вежливость.Теперь вперёд!
(дети изображают поезд и двигаются по залу), поют песню “Когда мои друзья со мной”.
Слайд 5.
Вот мы в городе ДОБРОТЫ. Нас встречает хозяйка этого города “Госпожа Доброта”.
Ведущая: - Здравствуйте! Мы пришли к вам с волшебным ключом и со стихами. Ребята: рассказывают стихотворение “Здравствуйте”
Госпожа Доброта -“Не ищи красоты, а ищи доброты” - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли "Мир не без добрых людей". Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена на всё живое, что окружает нас.
- Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
- Ребята, а вы мне принесли подарок?
Дети читают стихи.
1.
Добрым быть совсем , совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
2 .
Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть .
И завертится Земля быстрей
Если будем мы с тобой добрей!
3.
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Ведущая: - Почему ваша страна не только доброты, но и вежливости.
- Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. (От старославянского “веже” - знаток, следовательно, знать как вести себя).
- Не верите, тогда послушайте!
“На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:
- Что нужно сказать?
- Здрасьте! – ответил Игорь.
После этих слов ребята рассмеялись”.
Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Можно Игоря назвать вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова?
“Царица”: -Я, я знаю! - Сейчас у нас XXI век, а вот в XVI веке вежливого человека называли по-другому. Может кто-то из вас знает как?
- В XVI веке вежливого человека называли “вежа”, что означает - всезнающий. Именно от слова “вежа” произошло наше слово “Вежливость”. - Вежливость было и есть очень важное качество для всех людей, поэтому в XVI веке вежливости учили в школе, так как сейчас учат математике или русскому языку.
Ведущая: - Ребята, что же надо делать, чтобы быть вежливым? - Надо знать волшебные слова.
Физкультминутка:“ИГРА” -
Выполнять задания надо только тогда, когда услышите “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево. Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
Ведущая: - Кто-то знает стихотворение о вежливости...
1:
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
2:
Ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
3:
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите,
Без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То всех благодарите,
И мячика у маленьких,
Без спросу не берите!
Госпожа доброта - А я хочу проверить какие вы добрые.
Поиграем в игру “Да и нет”.
Ведущая: -Молодцы, теперь мы можем отправляться дальше:
Слайд 6.
- Следующая остановка на острове “ДРУЖБЫ”.
– Но, как мы туда попадём?
- Ну, конечно, мы поплывём! (нам нужен водный транспорт)
- Поплыли на...(лодке, корабле, яхте, катере, ...), поём песню “Если с другом вышел в путь...”.
Слайд 7.
Вот мы и приплыли, нас встречает хозяйка острова: “Принцесса Дружелюбие”
Здравствуйте! Мы к вам с ключом “ДОБРОТЫ”.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.
Вы знаете, что такое дружба?
- Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности”.
- Наверно, ребята, вы со мной согласитесь, что самое лучшее в жизни - это дружба.
Дружбу надо ценить. Давайте сейчас составим наши цветы дружбы.
Слайд 8.
У нас будет работа в группах. Каждой группе раздаются лепестки с определением дружбы. Дети составляют по группам цветки дружбы и объясняют, почему выбрали именно эти лепестки для цветка.
(Помощь, преданность, доброта, внимание, отзывчивость, доверие, честность, радость, злость, эгоизм, хвастовство, грубость, равнодушие, зависть).
Посмотрите, доброта - это сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас.
- А какие слова вы не выбрали для цветка? Почему?
Вот и получился цветок дружбы, теперь вы знаете о дружбе всё.
- Но, я хочу, что бы вы сдали экзамен.
Я, сейчас вам прочту стихи, а вы мне скажете, в чём я не права.
1.
Бей друзей без передышки,
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура,
Станет крепче кирпича.
Это правильно? Как ты поступаешь?
2.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже, -
Ты ничуть не огорчен.
Это правильно? Как ты поступаешь?
Принцесса “ Дружелюбие”:
- Берегите друг друга
Добротой согревайте.
Берегите друг друга
Обижать не давайте.
Берегите друг друга
Суету позабудьте.
И в минуту досуга
Рядом, вместе побудьте.
Ведущая: - Поехали дальше. Кто скажет, куда мы отправляемся?
- В долину “Пожеланий”.
- Как же нам попасть с острова в долину?
- Придётся, вплавь. дети показывают как они поплывут.?
- Нет, ребята, это очень далеко и мы полетим на вертолёте.
(Играет музыка, дети выполняют движения)
- О чём нам говорит название долины? Да, мы с вами будем учиться говорить комплименты..
Слайд 9
Прошу встать в круг и передать своим товарищам добро по кругу.
Слайд 10.
Игра “Поделись своей добротой”. Молодцы!
А теперь все вместе потанцуем:
Исполняется танец “ДРУЖБА”
Слайд 11.
- В народе есть выражение: “Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт”. Но нам с вами необходимо попасть на эту гору, чтобы познакомиться с народной мудростью. Надевайте костюмы скалолазов и в горы.
Слайд 12.
- Какие пословицы о доброте вы знаете?
- Игра: “Составь пословицу”. Всё правильно, много пословиц вы знаете.
Слайд 13.
- Но не всегда и не все ребята поступают правильно и часто, им хочется исправить свою ошибку.
Об этом вы узнаете на “ЖАЛОБНОМ ОЗЕРЕ”, а поплывём мы туда на лодках.
Вы умеете грести? Давайте поучимся... и...раз, два, три; ... и...раз, два, три.
Слайд 14.
Нас встречает непослушный лисёнок, он просит вместе обсудить некоторые ситуации и подсказать, правильно ли поступает он и дети.
Слайд 15.
- Давайте разберём три ситуации:
1. Девочки играли с куклами и поспорили, т.к. кукол было две, а девочек трое. Катя не хотела уступать, она разбросала кукол и одежду....
2. Мальчики поспорили и стали доказывать свою правоту кулаками.
3. Друзья играли в мяч, но у одного мальчика не получалась игра. Он спорил, обижался и решил: “Перестану играть, обижусь и уйду...”.
- дети обсуждают ситуации и делают выводы.
- Ребята, расскажите о случае из вашей жизни, за который вам стыдно и вы хотите его исправить.
(идёт конструктивное обсуждение).
- Молодцы, вы справились и с этим заданием.
Слайд 16.
Нам пора возвращаться в наш удивительный город “Доброты”. Попутного ветра!
Слайд 17.
Итог занятия.
- В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали?
Дети: О дружбе, доброте, вежливости, о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах.
- А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили?
Ответы детей.
- Здоровайся при встрече.
- Не груби, даже если сердит.
- Проявляй доброжелательность.
- Будь вежлив и воспитан.
Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.
- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
– Дорожи дружбой, уважай товарищей.
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!
V. Рефлексия.
- Ну вот, пришло время прощаться.
- Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.
- Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и белые тучки, зелёные смайлики и темно-синие тучи.
- Кому было интересно на занятии и он всё понял. прошу поднять СОЛНЫШКО.
- Кто узнал много нового, но ему не всегда было интересно – поднять БЕЛУЮ ТУЧКУ.
- Кому было интересно, но он не всё понял – поднимает ЗЕЛЁНЫЙ СМАЙЛИК.
- Кто скучал на занятии и он ничего не понял – поднимет ТЁМНО-СИНЮЮ ТУЧУ.
- На этом наше занятие окончено. Спасибо за работу! Спешите делать добро! До новых встреч!
Совместное исполнение песни: “У друзей нет выходных”.